Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



2019-11-13 168 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Выполнение самостоятельных работ включает в себя следующие виды работ.

1. Подготовка к лекциям путем чтения основной и дополнительной литературы (бумажный вариант, электронные учебники, работа с Интернетом, в том числе с образовательными порталами).

2. Проработка конспектов лекций.

3. Самостоятельная подготовка докладов и сообщений на семинарские занятия.

4. Разработка форм учебной деятельности, учебных проектов, презентаций.

5. Подготовка к зачетам с использованием вопросов, предлагаемых лектором.

Все эти виды работ связаны с восприятием, запоминанием, пониманием и усвоением знаний и представляют собой сложные многоуровневые процессы. Ни одна из этих процедур не может рассматриваться как некий одноразовый, неделимый процесс, проходящий по принципу «все или ничего». Как свидетельствуют и теория и практика, обучение всегда представляет собой длительный и постепенный процесс приобретения новых знаний.

Все акты обучения требуют от учащегося самостоятельной работы по усвоению вновь полученных знаний. В частности, учащийся должен уметь замечать предлагаемую лектором или автором систему структурной организации учебного материала. Существенным при этом является самостоятельная работа, в частности, написание конспекта, реферата, собственного изложения материала. Написание конспекта выявляет малейшие изъяны восприятия и усвоения учебного материала. В результате такой работы человек видит действительную разницу между тем, что он усвоил и тем, что как будто бы понял. Термин "понимать" подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения быть в состоянии формировать новые связи между знакомыми понятиями и формировать сами новые понятия. Термин формировать в данном контексте используется в вполне определенном смысле. "Человек понимающий" должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, например, вслед за преподавателем, книгой и т. д. "Человек усвоивший" владеет компетенцией, позволяющей самостоятельно работать в определенной области знаний.

Самостоятельное конспектирование, подготовка докладов, осуществляемые без постоянной поддержки преподавателя, выявляет ту степень понимания, которая зафиксировалась в памяти студента. Практика самостоятельного конспектирования показывает, что многое из того, что казалось понятным при восприятии лекции, оказывается трудно или даже невозможно восстановить и записать. Конспектирование выявляет непонятые места, трудно формулируемые выводы, разрывы в собственной логике изложения.

Грамотный анализ литературы и материала лекции требует умения определять ее структуру. Необходимо научиться выделять основные разделы лекции, такие как постановка проблемы, основные факты, теоретические выводы, итоговые схемы. Кроме этого необходимо уметь определять характеристики стиля изложения лекции - ритм, темп изложения и другие способы внешнего структурирования учебного материала. В этом же плане необходимо учиться «переводить дыхание» во время повторения или показа лектором разгрузочного, иллюстративного материала.

Прослушивание каждой учебной лекции необходимо завершать ее самостоятельным конспектированием. При этом следует подчеркнуть, что конспектирование должно осуществляться не во время, а после просмотра лекции. Смысл этого заключается в самостоятельном осмыслении содержания лекции, в самостоятельном формулировании изложенных в ней проблем, описании фактов, методов получения основных результатов, логики вытекающих из них теоретических выводов. Процесс написания конспекта в обязательном порядке должен включать в себя выявление и осмысление основной логики лекции, которая, в частности, проявляется в плане ее основных разделов. Важнейшей целью конспектирования является выявление «пробелов» в полученных знаниях, пропущенных звеньев изложения, мест, которые были не поняты совсем или поняты не достаточно полно.

После написания конспекта, выявления недостаточно полно усвоенных мест лекции и их дополнительного изучения наступает обязательный этап ответов на вопросы и решения задач, предложенных авторами лекции. Уровень легкости и правильности прохождения этого этапа может служить четким показателем полноты и достаточности усвоения учебного материала.

Рекомендации по работе с литературой могут быть кратко обобщены следующим образом.

Прочитайте всю лекцию или ее существенную часть, составьте целостное представление об описанных в ней событиях, явлениях. Аналогичным образом проработайте раздел или параграф учебника.

Обратите особое внимание на выделенные в лекции (учебнике, параграфе) факты, выводы, идеи.

Проверьте, насколько Вы усвоили материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом без него. Напишите краткий конспект. Отметьте непонятые, или упущенные Вами места. В ходе этой работы разделите текст на части, выделите в каждой из них главную цель, озаглавьте части.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

а) основная литература:

1. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 164с.

2. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др.; отв. ред. В. М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 175 с. – (Серия «Высшее образование»).

3. М. Т. Громкова. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с. – (Серия «Педагогическая школа. XXI век»).

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 304с.

 

б) дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.

3. Баранников А.В. Содержание общего образования / Компетентностный подход. - Москва, 2002.

4. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И. и др. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Байденко В.И., Ван Зантворг Дж. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса / Подход, ориентированный на цели. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

8. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - Москва, 1972.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва, 1998.

10. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. - Москва, 2002.

11. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.

12. Зайцев В.Н. Принцип свободы в построении начального образования: Методологические основы, исторический опыт и современные тенденции: Монография. - Волгоград: Перемена, 1998.

13. Зимняя И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. - М.: МНПИ, 1999.

14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Из-во «Феникс», 1997.

15. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964. № 1.

16. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - Москва, 1986.

17. Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. - Москва, 1999.

18. Ильин Г.Л. Философия образования. - М.: Вузовская книга, 2002.

19. Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

20. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985

21. Логвинов И. И. На пути к теории обучения. - Москва, 1999.

22. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - Москва, 1975.

23. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высшая школа, 1986.

24. Новиков Д. А. Закономерности интерактивного научения. М.: ИПУ РАН, 1998. - 96 с.

25. Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - С.Пб- Воронеж, 1995.

26. Педагогика. Учеб. пособие. Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.

27. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1997.

28. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т.т. - М.: Советская энциклопедия, 1966 - 1968.

29. Подласный И.П. Продуктивная педагогика. - М.: Народное образование, 2003.

30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-ое изд. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

31. Применение знаний в учебной практике школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - Москва, 1961.

32. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993 - 1999.

33. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

34. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2003. № 6.

35. Черноглазкин С.Ю. Творчество в учении и эффективность образования // Специалист. 2004. № 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА

Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты:

1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья.

2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту. Если ребенок занимается спортом, – указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики.

3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние. Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье поучает школьник (положительное или отрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи.

4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности.

5. Интеллектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общих учебных умений. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь.

6. Особенности темперамента. Здесь описывается преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника. Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость - впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности.

7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, на сколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями.

8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли прийти на помощь товарищам.

9. Уровень притязаний и самооценка показывают, насколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается насколько самооценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.

10. Морально-этические качества отражают общепринятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушение правовых норм. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить ближнего в сложной ситуации тоже излагается здесь.

Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.

Конечно, в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно, чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если они есть) стоит расписать подробнее.

 



2019-11-13 168 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)