Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преподобный Антоний Великий, наставляя подвижников, описывает элементарные требования безопасности: твердо и уверенно спросить духа, кто он.



2019-11-13 285 Обсуждений (0)
Преподобный Антоний Великий, наставляя подвижников, описывает элементарные требования безопасности: твердо и уверенно спросить духа, кто он. 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТЬ 1. Практика .

 

Вначале был … Контакт

 

«Если мы стремимся на контакт, сами не зная с кем, просто ради самого контакта, то “неизвестно кто” и отзовется на наш мысленный призыв»[vi] (О.Асауляк)

 

Ольга Асауляк в детстве была чувствительным ребенком. В школе она исписывала тетради размышлениями о жизни, о строении миров, при этом, как она признается в своей книге «Катарсис», кто-то водил ее рукой. Этот факт свидетельствует о том, что со школьного возраста у нее начали проявляться медиумические способности[4], таящие в себе опасность контактов с существами иных миров.

Как и многие советские люди, воспитанные в замкнутой, отрицавшей религиозный опыт среде, Ольга в перестроечные времена увлеклась публикациями о непознанном, встречах с инопланетянами. Отсутствие представления о религиозном опыте и естественная жажда его толкали Ольгу на поиски контактов с потусторонними силами. И вот, когда после публикаций Павла Мухортова об М-ской зоне она уже собиралась отправиться на встречу с инопланетянами в Пермской области, ночью ее позвал чей-то голос. Он сказал ей, что ехать в Пермь не нужно, мол, как позже она писала, «Разум космоса везде»[vii]. Так она описывает это в 1994 году, а до этого, в газетной публикации слова ночного гостя звучали несколько иначе: «Мы везде»[viii]. Кто же такие эти «они», которые везде?

«Они - не пришельцы из далеких галактик, не сказочные жители внеземных цивилизаций, залетающие на Землю на межпланетных кораблях, именуемых “летающими тарелками”. Они всегда рядом, живут и работают в других измерениях, помогая нам осознать миссию Человека на Земле»[ix], - пишет сама Ольга.

Православный опыт святых подвижников знает лишь два рода духов, которые «всегда рядом» - это ангелы и демоны. При этом ангелов лишь условно можно считать присутствующими рядом с человеком, т.к. духовные миры их обитания значительно удалены от нашего, и они лишь посылаются с определенной миссией. Напротив, демоны, хотя и являются сущностями духовными, но обитают в области, непосредственно близкой к миру людей. И все же мы пока воздержимся от утверждений относительно сущности духов, которые вышли на контакт с Ольгой Асауляк.

С того момента, когда Ольга услышала голос, каждую ночь она пыталась выйти на контакт с космическими силами, «закрывала глаза и начинала вызывать далеких “друзей” – как умела, как понимала себя, без всяких инструкций и рекомендаций»[x]. Только потом Ольга «узнала, что это все называется медитацией»[xi]. Таким образом она и вошла в общение с потусторонними силами, которые стали ее наставниками и учителями.

Сразу же хочется акцентировать внимание на следующих обстоятельствах:

1) контакт с духами происходит посредством оккультной практики медитации[5];

2) инициатором общения является сам человек: «Я, жительница планеты Земля, зову вас, Светлые Силы Космоса, прошу Контакта»[xii].

Это крайне опасные действия, которые по свидетельству православных святых обычно приводят к обольщению духами тьмы. В нынешнем падшем состоянии обычный человек не имеет возможности общаться со святыми духами:

«Никто да не обманывает сам себя и не дается в обман видениям. Ибо душа, оскверненная, не входит в чистое царство и не сочетавается с духами святых»[xiii] (преп.Исаак Сирин)

Зато очень охотно приходят на зов духи зла, демоны, которые имеют родство с душой человека:

«Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине, общение с духами отверженными … Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святой жизнью»[xiv] (свт.Игнатий /Брянчанинов/)

Следовательно, практика, благодаря которой Ольга Асауляк вошла в общение с духами, не имеет ничего общего с Православием. Вообще, самовольное общение с духовным миром не приводит ни к чему хорошему, не ведет человека к спасению и исправлению:

«Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий»[xv] (свт.Игнатий /Брянчанинов/)

Следующей, как нам кажется, серьезной ошибкой О.Асауляк было то, что она, задав вопрос: «Кто ты?», удовлетворилась обычным лукавством духа, уходом от ответа. Как метко заметил о.Андрей Кураев, «беды Фауста стали неотвратимы тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля (“Как ты зовешься?” – “Мелочный вопрос!”)»[xvi]. Доверчивость вообще свойственна легкомысленному уму, рвущемуся заполнить религиозный вакуум своей души.

Духи вели Ольгу путем испытаний или, выражаясь оккультным языком, путем посвящения. Очень вероятно, что испытания нужны были для того, чтобы выяснить склонность посвящяемой в религиозной сфере. От этого зависело ее дальнейшее обучение. Бесы обычно так и поступают по свидетельству преп.Антония Великого:

«они какими нас находят, приходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам; и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам»[xvii]

«В доме появилась Библия, индийские Веды, литература Кришнаитов, труды Елены Рерих, книги по Тибету и астральному карате. Это далеко не полный перечень <…> теперь я знаю, что мне давали право выбора»[xviii], - писала Ольга. Свой выбор она описывает так: «Я выбрала Библию»[xix], хотя до этого признавалась, что «выбрала Библию и труды Елены Рерих»[xx].

Отношение О.Асауляк к трудам Е.Рерих еще немного приподнимает завесу тайны откровений «Школы духовных подвижников».

Е.Рерих, следуя заветам махатм, распространяла антихристианское учение: «Всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть, именно, опиум, злейший яд разъединения и разложения»[xxi]. В этом она следовала своей любимой учительнице Е.П.Блаватской, которая была первой среди теософок, основательницей и родоначальницей всего движения контактеров «Нью Эйдж»: «Разъясним этот вопрос раз и навсегда: тот, на кого священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом — Оккультною Мудростию на Земле — которая естественно антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии»[xxii]. Ее идеал – сатанизм, возведенный в ранг романтического «надрелигиозного» оккультизма: «Естественно рассматривать Сатану, Змия в Книге Бытия как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества»[xxiii]; «Именно сатана является Богом нашей планеты и единым Богом , и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом»[xxiv]; «Дьявол не есть “Бог этого периода”, ибо это есть Божество всех веков и периодов с момента появления человека на Земле»[xxv].

И этого сатанизма рекомендовала держаться Е.Рерих: «Придерживайтесь книг Блаватской, Писем Махатм и даваемого Учения»[xxvi]. 

После всего вышеизложенного более чем подозрительно то, что О.Асауляк и после официального декларирования «православности» своего учения не смогла отказаться от «первой любви»: «Я когда-то серьезно изучала труды Елены и Николая Рерихов. Включилась в тонкий мир через ее удивительные откровения. «Мир огненный» и «Иерархия» и сейчас остались одними из любимых произведений… Пленительный мир Елениных откровений открыл передо мной двери в иные миры»[xxvii]. Да и духи-наставники Ольги так же очень благосклонны к Елене Ивановне. Однажды, описывая свои путешествия по «астральному тренажеру», Ольга спросила о том, где сейчас Елена Рерих и услышала в ответ: «Ее здесь нет. У нее особое задание. Ее собирательная сущность выполняет миссию связного между космическими системами и Божественным миром»[xxviii]. Стоит задуматься над такой высокой оценкой, данной учителями человеку, который называл Бога христиан «небесным тираном»[xxix] и призывал поклоняться духам противящимся Богу: «Никакой библейский Бог-Вседержитель, якобы сотворивший Землю и все звезды и Луну, чтобы светить ей, не может сравниться в Красоте и Истине с представлением Мощи и Ведения Великих Разумов, стоящий на ступенях Лестницы, Вершина которой теряется в Беспредельности»[xxx]. Не те ли это духи-учителя, которые говорили самой Елене Рерих: «Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы ... Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты»[xxxi]?

 

Кураторы и иерархи

 

«Как звать Тебя? – Как любишь назови…»[xxxii] (О.Асауляк)

 

Во всех теософских (и, следовательно, ньюэйджеровских) доктринах есть один общий объект поклонения – «иерархия» неких духов, замещающих собой Бога: «Итак, не горюйте об утрате антропологического Бога. Вместо Одного, Недосягаемого и Непостижимого Образа, ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии Сил Света»[xxxiii] (Е.Рерих). Эти духи ставятся теософами на место Бога, Христа[6]…

Теософское учение о космических иерархиях[7] духовных существ Е.Блаватской и Е.Рерих было воспринято и О.Асауляк, но со свойственной ей псевдо-христианизацией. Махатмы теософии принимают вид христианских святых[8] и называются кураторами, сотрудниками системы.

В связи с возникшим у нас подозрением о демонической сущности этих космических духов-наставников правомерен вопрос: «Возможно ли, чтобы бесы назывались именами святых подвижников Церкви?»

Сами святые, имевшие дар различения духов и большой опыт духовидения утверждают, что это возможно и, даже, закономерно:

«Демоны говорят: я – душа такого-то монаха. Разумеется, этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающим им»[xxxiv] (свт.Иоанн Златоуст).

«Они коварны и готовы во все превращаться, принимать на себя всякие виды. Нередко, будучи сами невидимы, представляются они поющими псалмы, припоминают изречения из Писаний. Иногда, если занимаемся чтением, и они немедленно, подобно эху повторяют то же, что мы читаем; а если спим, пробуждают нас на молитву… Иногда, приняв монашеский образ, представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа, и обольщенных ими вовлечь уже, во что хотят»[xxxv] (преп.Антоний Великий)

Да и еще апостол Павел говорил: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 14).

Многие подвижники были обманываемы демонами, являвшимися в виде ангелов и, даже, Христа, поэтому резонно замечание святителя Игнатия:

«Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность куда страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их?»[xxxvi] (свт.Игнатий /Брянчанинов/)

Преподобный Антоний Великий, наставляя подвижников, описывает элементарные требования безопасности: твердо и уверенно спросить духа, кто он.

«А для небоязненности своей пред демонами делайте такое испытание. Когда бывает какое-либо привидение, не впадай в боязнь, но каково бы ни было это привидение, прежде всего смело спроси: кто ты и откуда?»[xxxvii] (преп.Антоний Великий)

Хотя О.Асауляк и не испугалась духов, вышедших «на контакт», но трезвым ее поведение назвать все же сложно. Вот как поэтически она описывает свое общение с духом, которого она принимает за Христа:

- Чей голос слышу? Кто Ты? – Назовись!

Свет Разума иль сердца искушенье?

Коль дух соблазна – в бездну удались

Во Имя Господа и Крестного знаменья!

- Дитя мое! Я всюду и нигде!

Тебя родивший и тобой рожденный.

Я – атом Света, вспыхнувший в тебе,

Молитвой веры в сердце пробужденный.

- Как звать Тебя?

- Как любишь, назови:

Начало Мира и твое начало,

Учитель сердца и Отец Любви.

Узнала ты меня?

- Теперь узнала![xxxviii]

 

Во-первых, бросается в глаза колебания души контактера, подозрение. Святые отцы пишут, что это признак того, что откровение вероятно не божественное:

«Все привходящее в душу, говорят отцы, чувственное то или духовное, [как скоро] сомневается в нем сердце, не принимая его, возникает не от Бога, но послано врагом»[xxxix] (преп.Григорий Синаит)

Впрочем, этот совет св.Григорий дает делателям молитвы, знакомым с действиями обольщения. Общие же правила отцов – уклоняться от любых контактов вообще:

«Когда, выполняя дело, вне или внутри себя увидишь свет, или огонь, или какой-нибудь образ – Христа, или ангела, или кого-нибудь другого – не принимай того, чтобы не потерпеть вреда»[xl] (преп.Григорий Синаит)

С каким же духом общается О.Асауляк? Он толком и не называет своего имени. Снова ответ Мефистофеля: «Мелочный вопрос». Должно быть, Ольга неплохо усвоила учение Е.Рерих об иерархах, которая призывала: «В радости служения великому благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца избранному нами Иерарху»[xli]. Кто этот «избранный» Рерих и Блаватской иерарх, мы уже пытались выяснить выше. Как не вспомнить слова Апостола, «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху»[9]

Увлеченная мистикой непостижимого Ольга доверяется незнакомцу. Эта доверчивость наивного искателя чудес вообще лежит в основе всего оккультного опыта основательницы «Школы духовных подвижников». Описывая свои жизненные искания, она говорит: «Теперь-то я знаю, что постоянно жила в ожидании чуда и подсознательно шла к нему»[xlii].

Видимо, ей сложно было в ожидании чудес распознать истинную суть некоего космического иерарха[10], которого она приняла за Христа. Так уж ей кажутся близкими к «евангельской простоте» слова этого загадочного духа: «Задание выполнено с оценкой турбулентного анализа. Принимай программу на новый период включения в общей зоне. Готовься к Контакту через внутренние поля клеток при посредничестве станций ментального контроля. Проводник заэкранирован на О-защиту замкнутой тройной цепи. Жди указаний “ Центра ” . Переходи к коллективному уровню донесения информации. Благодарим за прием. Иерарх»[xliii]. Для трезвого взгляда это больше напоминает известное «Юстас – Алексу», чем речь Творца. Впрочем, мы уже упоминали, что бесы корректируют свои «откровения» и обольщения в соответствии с увлечениями человека, его склонностями и состоянием. В молодости Ольга была увлечена любительским радио: « ”дикарем” выходила в эфир под своим позывным»[xliv]. Затем получила специальность - монтажник электронной аппаратуры. Вот духи и подстраиваются под ее склад ума – их послания наполнены соответствующей «электронной» терминологией: «Тебе открывается работа пульсаторов переменных частот. Твой “декодер” переводит даваемую тебе информацию на уровне твоих познаний в элементарной физике»[xlv]. Каков бы был язык посланий, да и вообще учение Асауляк, если бы она росла в период «всеобщей компьютеризации»?

 

Космические хакеры

 

«Вся рабочая информация идет четким “компьютерным” языком»[xlvi] (О.Асауляк)

 

В духовных мирах близость определяется не километрами, а соответствием качеств объектов. То, что ап.Петр назвал «причастием Божеского естества» (2 Пет. 1, 4), отцами Церкви называется «обожением» или уподоблением Творцу. Насколько человек подобен Богу, настолько он и близок к Нему.

«Подобие же Христу составляют истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие»[xlvii] (преп.Симеон Новый Богослов)

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Катастрофа, которая некогда извратила подобие человека Богу, – грехопадение первых людей – низвела человека в разряд падших духов.

«Человек перестал уже быть по образу и подобию Божию, как создан в начале, а начал быть по образу и подобию диавола, от которого всякое зло»[xlviii] (преп.Симеон Новый Богослов)

«Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – прекрасную тварь, - облекся лукавый»[xlix] (преп.Макарий Великий)

По качествам души человек удалился от Бога и святых ангелов, уподобился демонам и, возможно, стал бы одним из них, если бы Господь не облек его в ту грубую плоть, которую бытописатель называет «кожанными одеждами» (Быт. 3, 21).

«Премудрость и благость Божия положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба, - грубую вещественность тела человеческого»[l] (свт. Игнатий /Брянчанинов/)

Для блага человека Бог закрыл ему двери прямого общения с миром духов. Но всегда находились, по слову свт.Игнатия, «испытатели таинственного», своими средствами желающие раскрыть эти «врата восприятия». По наивности и неопытности Ольга Асауляк использовала подобные методы: «Начала искать свой код – проигрывала в воображении цифры в разной последовательности, строила конструкции из геометрических фигур разных размеров и цветов и ждала ответ»[li]. Уж очень напоминают эти действия работу компьютерной программы-взломщика паролей. В компьютерном мире есть специальный термин, определяющий людей, занимающихся взломом систем безопасности – хакеры. Компьютерное хакерство уголовно наказуемо, мера ответственности зависит от результатов вторжения взломщика, размеров нанесенного убытка. Космическое же хакерство имеет куда более масштабные разрушительные последствия.

«Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок, установленный Богом, и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются искусителями Бога и изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий»[lii] (свт. Игнатий /Брянчанинов/)

Нарушая Божественные постановления, экспериментатор вторгается в мир падших духов и, обольщенный ими, еще больше подпадает их власти:

«Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами. Святым Ангелам не свойственно принять участие в деле, несогласном с волею Божиею, в деле не благоугодном Богу»[liii] (свт. Игнатий /Брянчанинов/)

Падшие же духи если «и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами»[liv]. И через одного человека, вошедшего с ними в прямое общение, обольщают других доверчивых искателей. Так было с Е.Блаватской, Е.Рерих, А.Бейли и другими спиритами. И у нас есть основания считать, что так случилось и с О.Асауляк: легковерие и самомнение, укрепленное демоническими откровениями, оправдывали ее «подборы кода» к космической системе безопасности, установленной Самим Творцом. Вопреки вышеприведенным утверждениям святых отцов она учит, что дебелость наших органов чувств заграждает нам общение никак не с бесовским миром, а с Божественным: «Нетрудно понять, что только заблокированность, несовершенство наших чувств и мыслей мешает явно ощутить эту природную связь с Высшим Разумом»[lv].

Подобная система взглядов характерна для оккультных школ вообще и особенно для новомодных групп «Нью Эйдж». Под термином “New Age” обычно понимают неоязыческое оккультное движение, объединяющее различные школы, учения и течения идеей «Нового века»[11] - «эры Водолея». Идеологическая основа «Нью Эйдж» заложена теософским движением и развита последовательницей Блаватской – Алисой Бэйли. С практической стороны учения «Нью Эйдж» основываются на спиритических откровениях, современные формы которых наиболее ярко представлены в движении «ченнелинг». Английское “channeling” обычно переводят русским словом «контактерство»[12], которым характеризует свое учение и О.Асауляк. Похожи и методы контакта, медитативных практик увеличения восприимчивости контактера к воздействиям духовного мира.

Поскольку мы упоминули о компьютерных технологиях, хочется провести еще одну аналогию. Среди хакерских методов вторжения в чужой компьютер есть так называемый «троянский конь» или просто «троянец». «Троянец» – это маленькая программка, запускаемая на компьютере «жертвы», которая впоследствии открывает для хакера полный доступ ко всей системе этого компьютера. Чтобы жертва взлома клюнула на вражескую приманку, «троянцы» прикрепляются к полезным программам или маскируются под них (например при помощи рекламы).

Запустив такую программу, наивный пользователь и не подозревает, что теперь его компьютер находится в полной власти злоумышленника. Очень похожее происходит и в духовной сфере:

«Начало зол – ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль!»[lvi] (свт. Игнатий /Брянчанинов/)

Эта ложная мысль – «троянский конь», благодаря которому демоны получают доступ к душе человека, подчиняют ее своей власти. Так произошло с первыми людьми:

«При посредничестве лжи диавол поразил вечною смертию человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом»[lvii] (свт. Игнатий /Брянчанинов/)

Так происходит и со многими доверчивыми исследователями таинственного, не защищенными истинным учением. Против компьютерных «троянцев» есть одно средство – антивирусы, которые защищают пользователя и предупреждают о наличии «троянского коня» в программах. Таким антивирусом в духовной жизни является опыт святых подвижников, борцов с невидимым злом, которые всегда предупреждали о кознях дьявола:

«Он всегда есть скрытый враг людей, всегда злокознствует и брань воздвигает против них, и особенно против тех из них, которые теперь рождаются; потому что теперешние не только не имеют и малой опытности в борьбе с диаволом, но совсем и понятия не имеют о брани диавольской и об искусности в ней диавола… он является ангелом света, а покрывает их тьмой»[lviii] (преп.Симеон Новый Богослов)

Но наивные контактеры не слушают голоса разума. И какое количество цитат отцов Церкви, свидетельствующих о запрете на любые контакты с миром духов, мы не приводили бы, Ольга Асауляк все равно спросит: «Где, у какого святого вы найдете запрет на контакты с высшими силами? Напротив, предостережение и программу очищения, духовного и телесного, дают они нам, чтобы уберечь от ловушек низменных сил»[lix]. Такое состояние и называется у святых отцов «прельщением», обольщением ложной мыслью или просто «прелестью».

«Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину»[lx] (свт.Игнатий /Брянчанинов/)

Эта ложная мысль, контролирующая ум жертвы, обольщения не дает увидеть, что именно в этих «предостережениях» и «программах», о которых говорит Асауляк, и содержатся всевозможные «запреты на контакты»: не принимай, не слушай, не вступай…

Происходит это от того, что «прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладевает сущностью человека…»[lxi].

И из этого состояния очень сложно выйти, поскольку жертва не понимает, не осознает своего «состояния погибели»[lxii].

Духовное подвижничество или … обольщение?

 

«Как Господь может достучаться до души человеческой, которая … верит всему, что диктует воспаленное воображение при неотработанной гордыне и самомнении?»[lxiii] (О.Асауляк)

 

Любая мистическая система имеет свое основание прежде всего в практике. Школа О.Асауляк не исключение. Мистическим фундаментом этой школы являются так называемые «инсайды», основанные на личном опыте и откровениях из мира духов самой Ольги Асауляк. По сути своей инсайд – примитивная медитативная практика ньюэйджеровских групп. Вот описание «общих правил вхождения в практику духовного созерцания», даваемые Асауляк в лекциях первого курса:

1. «Открыть каналы знаком креста»;

2. «Энергетический водопад 33 секунды» (мистик представляет себя стоящим под реальным водопадом со всеми соответствующими ощущениями);

3. «Набор энергии через Иисусову молитву».

Эти подготовительные действия, использующиеся на всех этапах духовного развития учеников О. Асауляк, в значительной степени проливают свет на сами мистические практики.

В первую очередь бросается в глаза то, что крестное знамение служит для открытия все тех же непонятных каналов[13] («космической канализации»?), в то время, как для христиан «крест – величание, слава, сила… Образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом»[lxiv] (преп.Симеон Новый Богослов).

С древних времен Церковью установлено поклонение Кресту. Но крест без Распятого на нем не имеет смысла. Он – жертвенник, но жертвенник Величайшей жертвы. Крест – символ Самого Христа, поэтому и знамение крестное совершается христианином со вниманием и трепетом, приобщая человека спасительному подвигу Бога, принявшего плоть[14].

Мысль же об открытии каналов неизвестной энергии не приведет человека к благоговейному отношению к святыне, которому учили святые:

«Поелику знамение креста велико и страшно, то всякий христианин имеет долг совершать его со страхом и с трепетом, с благоговением и вниманием, а не просто и как попало, по привычке и с небрежением: ибо по мере благоговения, какое кто имеет ко кресту, получает он и соответственную силу и помощь от Бога»[lxv] (преп.Симеон Новый Богослов).

Во-вторых, Иисусова молитва используется «подвижниками» Асауляк для так называемого «набора энергии».

Довольно часто в сознании нецерковного человека критерием для доверия в мистической области является наличие внешних атрибутов христианства. Даже малоцерковные люди покупаются на «молитвенность» экстрасенсов, особенно, если используется известная молитвенная формула («Отче наш», молитва Иисусова): мол, если молится целитель, значит наш, православный, а уж если еще и иконы использует, то сомнений в его православности не возникает вообще. Но так может думать лишь человек, незнакомый с православной мистикой.

«Со всею осмотрительностью должно наблюдать», - говорит святой Макарий Великий, - «устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех[15], так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. С молящимся притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища по-видимому знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела света [16], чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благодатностию, низринуть его в погибель»[lxvi].

А святитель Игнатий описывает случай, когда инок, находящийся в прелести, по действию бесовской силы, стоял на углях и прочитывал молитву Господню[17]. И, как говорит святитель, «ни чуда Божия, ни святости инока тут не было: сила молитвы Господней тут не действовала: тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно-направленном произволении его»[lxvii].

Таким образом, главным действующим фактором в мистической жизни является произволение ума, целевая установка, так сказать направление «сердечной активности». В описанном случае действие человека было соединено с действием бесовским вследствие изначально неверного движения сердца. Что же касается использования текста молитвы, свт. Игнатий пишет далее:

«Очевидно: молитва Господня не принимала тут никакого участия: прельщенный, по собственному произволению, по собственному самообольщению и по обольщению демонскому употребил против себя духовный меч, данный человекам во спасение. Заблуждение и самообольщение еретиков всегда прикрывалось злоупотреблением Слова Божия, прикрывались с утонченным лукавством… Точно таким же образом самообольщение и бесовская прелесть прикрываются иногда как бы действием молитвы Иисусовой, а неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что должно приписывать совокупному действию сатаны и человека, человека, предавшегося руководству сатаны»[lxviii].

Третья заповедь Декалога Моисея повелевает: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20,7). Второй возможный перевод открывает новые грани этой заповеди, связанные с молитвой: «Не принимай (не употребляй) имени Господа, Бога твоего, во лжи…».

Но каково же истинное и ложное употребление? Имя Бога разрешено (и даже предписывается) употреблять для молитвы, проповеди и прославления. К какому же случаю отнести практику, описываемую О.Асауляк, ведь проповедью и публичным славословием вхождение в инсайд назвать сложно. Остается молитва. Молитва – это памятование о Боге, призывание Его имени.

«Как для тела необходимо потребен воздух, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т.е. молитва»[lxix] (преп.Симеон Новый Богослов)

Но в молитве должны присутствовать покаяние, страх и трепет:

«Если кто молится Богу просто, как попало… без страха, какой надлежит иметь тому, кто предстоит пред Богом, пред Коим трепещут херувимы, для того не только это никакой не приносит пользы, тот не только несет ущерб,… но терпит несравненно пагубнейший вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие»[lxx] (преп.Симеон Новый Богослов)

Имя Бога свято. Бог присутствует в нем Своими энергиями, поэтому принятие, использование этого Имени может быть как во спасение, так и в осуждение. Это похоже на то, как и после смерти встреча человека с Богом принесет либо оправдание и блаженство, либо осуждение и мучение в зависимости от соответствия воли человеческой и божественной, соответствия качеств души и Бога.

Кроме того, следует определить, что понимается в Православии под «энергиями». Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «энергия есть естественная каждой сущности и сила и движение»[lxxi]. Таким образом, энергия Божия есть Его действие. Действие же набрать нельзя. В силу простоты Божественной сущности энергии Божии есть Сам Бог (при этом Бог не есть только энергия). Энергия Божия нетварна.

Энергии Божии присутствуют в Имени Его всегда, но могут проявляться или нет в зависимости от того, куда направлено стремление молящегося: к Богу, минуя тварное, или к тварному, минуя Бога. Последнее есть расхищение молитвы, духовный блуд. Это и есть ложное употребление Имени Бога. «Набор энергии через Иисусову молитву» - приобщение энергиям твари вместо Творца.

Итак, те «энергии», которые получают оккультисты – это либо определенные состояния ума, души и тела, либо действия бесовских сущностей, как результат недостойного призывания Имени Божия не с целью покаяния, без смирения.

«Кто это исповедует Христа Господом и властителем своим, а между тем не творит волю сего Господа своего? Демоны не творят воли Его, при всем том, что знают и исповедуют, что Он есть Бог; ибо говорят: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий[18] (Мк. 1,24; Лк.4,34)»[lxxii] (преп. Симеон Новый Богослов)

В-третьих, так называемый «энергетический водопад» представляет собой ни что иное, как магическую практику «имагинации» (воображение, создание образов). Собственно и сам «инсайд» является активным действием воображения: «подвижник» (обычно под музыку) представляет в своем уме различные картины и действия, в основу которых положены религиозные сюжеты, схемы строения космоса и человека, принятые в учении О.Асауляк. В центре же всех представлений помещается сам «подвижник», который часто при этом мыслит сформулированными Ольгой фразами[19]:

  «Я весь наполнен светом небесных сфер», «Со всех сторон ко мне устремляются пульсирующие световые потоки», «Я направляю луч своего устремления стучаще му из сердца Христу»[20].

Использование воображения, особенно в мистических целях, всегда порицалось подвижникам Православия. Вот как обосновывает преп.Никодим Святогорец запреты на воображательные действия:

«Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом»[lxxiii]

Воображение изначально стало причиной многих зол. Падение сатаны произошло по причине гордого воображения. Воображением змей искусил праотцов, и с тех пор демоны активно используют это свое главное оружие против людей:

«Люцифер пал воображением… Так как многовидная фантазия есть изобретение и порождение диавола, то она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас»[lxxiv] (прп.Никодим Святогорец)

Запреты отцов церкви касались не только построения мысленных образов, но и принятия произвольных видений:

«Никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного, представляющегося вне или внутри [тебя], хотя бы то образ Христа, или [хотя бы] в уме просвечивал или мечтательно напечатлевался свет»[lxxv] (свт. Григорий Синаит).

Человеческий ум в силу своей подвижности и изменчивости склонен к мечтательности. И если человек примет образ, созданный умом, за истину, то впадет в прелесть, отдав себя во власть ложной мысли:

«Ум и сам по себе имеет природную способность мечтать. Он легко может строить образы того, чего домогается у не внимающих тщательно этому и [тем] самому себе причиняет вред»[lxxvi].

По субъекту воздействия прелесть разделяется на два вида: самообольщение и бесовскую прелесть – обольщение духами зла. Часто «к состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединяет свое сродное этому действие, - и человеческое самообольщение переходит в явную бесовскую прелесть»[lxxvii] (свт.Игнатий /Брянчанинов/).

Не последнюю роль и здесь играет воображение:

«Многообразное это мечтание есть как бы мост какой для бесов, как сказали отцы, чрез который проходят и переходят эти убийственные нечестивцы, общаются и смешиваются с душею, и соделывают ее ульем трутней»[lxxviii] (свв.Каллист и Игнатий Ксанфопулы)

Очень выгодно демонам приучить человека действием воображения открывать «каналы», через которые они бы могли вливать в душу свои «энергии». И не важно уже потом, насколько активно человек использует воображение, главное, что он уже «подключен к системе», он уже в их власти… Поэтому так настойчиво отцы Церкви обращали внимание новоначальных на первые духовные опыты, ведь к какой «системе» подключишься вначале, от такой и будешь духовно питаться. Инсайды же первого курса «Школы духовных подвижников» и являются именно таким «подключением» через действие воображения.

Впрочем, было бы очень легко критиковать оппонента, не выслушав его возражений. К тому же, учитывая, что целью нашей работы является православный анализ, а не критика учения О.Асауляк, мы остановимся на основных аргументах защитников этого учения.

 

Аргумент 1. «Святые отцы говорят о безόбразной молитве, а не о действии воображения вообще».

Преп. Никодим Святогорец писал, что воображение вообще – причина падения и демонов, и людей. Не только в молитве, но и в пов



2019-11-13 285 Обсуждений (0)
Преподобный Антоний Великий, наставляя подвижников, описывает элементарные требования безопасности: твердо и уверенно спросить духа, кто он. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преподобный Антоний Великий, наставляя подвижников, описывает элементарные требования безопасности: твердо и уверенно спросить духа, кто он.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)