Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС)



2019-11-13 287 Обсуждений (0)
Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация

Понятие о чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного характера - землетрясения, наводнения, ураганы, падения метеоритов и т.п. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения - пожары, взрывы, зал­повые выбросы вредных веществ и т.д. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций иих прогнозирование. ЧС экологического характера. 

Влияние чрезвычайных ситуаций на психическое состояние человека, управление поведением людей в условиях паники. Воз­действие чрезвычайных ситуаций на производственные и бытовые объекты. Социальныйи экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций.

Литература [17, c.6-9]

Вопросы для самопроверки:

1. Определение чрезвычайной ситуации.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций.

 

Чрезвычайные ситуации природного характера

Землетрясения - поражающие факторы, размеры очагов поражения. Классификация землетрясений. Локализация сейсмоопасных зон на территории России. Сейсмологический контроль. Сейсмоустойчивость зданий и сооружений. Проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в очагах по­ражения.

Наводненияи их классификация - паводковые, приливные, нагонные. Воздействие водных масс на объекты и сооружения. Вероятность возникновения наводнений в различных регионах страны. Предвестники наводнений. Ведение спасательных работ в зоне наводнения. Приемы оказания первой помощи при подводной асфиксии.

Ураганы, тайфуны, смерчи - причиныих образования, ураганоопасные зоны. Предсказание стихийных бедствий. Ско­ростной напор ветра как фактор разрушения зданий. Ведение спасательных работ и ликвидация последствий.

Разряды атмосферного электричества - причины образования, виды и характерные параметры молний. Зонирование терри­тории страны по активности грозовой деятельности. Первичные и вторичные поражающие факторы. Принцип действия и конструктив­ное оформление устройств молниезащиты. Категории молниезащиты, защитные зоны молниеприемников различноготипа.

Литература [17, c.9-20, 24, с. 122-125]

Вопросы для самопроверки:

1. Определение стихийного бедствия.

2. Характеристики стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения

Основы теории горения и взрыва. Понятия о пожароопасной и взрывоопасной ситуациях. Критерии оценки пожаро- и взрыво­опасных свойств веществ в различном физическом состоянии. По­ражающие факторы и размеры опасных зон при пожаре и взрыве.

Пожарная профилактика. Категорирование помещений и зон по взрывной и пожарной опасности. Понятие о пределах огнестой­кости строительных материалов и степени огнестойкости зданий. Конструктивные особенности зданий для взрыво- и пожароопасных производств. Пожарная сигнализация и связь. Организация пожарной охраны в Российской Федерации.

Способы прекращения горения. Техническое оборудование пожарных частей. Первичные средства пожаротушения. Вода как наиболее распространенное средство борьбы с огнем и противо­пожарное водоснабжение.

Особенности аварий на атомных электростанциях. Поражающие факторы и размеры очагов поражения. Ведение спасательных работ на радиоактивно зараженной местности. Методы дезактива­ции людей, спецодежды, техники. Ликвидация последствий ава­рий.

Особенности аварий на химических производствах: причи­ны, поражающие факторы, размеры очагов поражений, ведение спасательных работ и ликвидация последствий.

Чрезвычайные ситуации, связанные с бактериологическим загрязнением местности. Причины возникновения массовых эпиде­мий и эпизоотии. Меры противоэпидемической профилактики. Пра­вила поведения населения и ведение работ на зараженной местности.

Электростатические заряды, способы предупрежденияих образования и накоплений до опасных величин.

Литература [17, c. 36-46, 16, с.121-122, 140-162]

Вопросы для самопроверки:

1. Дать определение горению.

2. Категорирование зданий и помещений по взрывопожароопасности.

Чрезвычайные ситуации военного времени

Виды оружия массового поражения и способы их применения. Ядерное оружие и его поражающие факторы - ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное зара­жение местности, электромагнитный импульс. Размеры очагов по­ражения при ядерных взрывах. Способы защиты.

Химическое оружие и его поражающие факторы. Характерис­тики боевых отравляющих веществ иих воздействие на человеческий организм. Средства защиты от поражения и правила их применения.

Бактериологическое оружие - поражающие факторы, размеры очагов поражения, способы защиты.

Конструкции укрытий и убежищ от различных типов оружия массового поражения. Способы защиты источников питьевого во­доснабжения и продуктов питания.

Сигналы гражданской обороны о применении оружия массового поражения и действия населения по этим сигналам.

Литература [17, c. 20-36, 57-107]

Вопросы для самопроверки:

1. Поражающие факторы ядерного оружия.

2. Действие химического оружия на человека.

3. Пути проникновения биологического оружия в организм человека.

4. Защитные сооружения, их классификация, конструкция и оборудование.

Методические указания по темам 3.1 –3.4

 

ЧС с точки зрения безопасностижизнедеятельности - это материальная реализация нетривиальной опасности, приводящей (или могущей привести) к тяжелым или сверхтяжелым последствиям.

ЧС природного характера (стихийные бедствия) встречаются достаточно часто, вероятностьих проявления обычно четко локализована по территории страны. Избежать тяжелых последствий можно только четкой организацией спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

ЧС техногенного происхождения встреча­ются значительно чаще,их последствия обычно уступают по масш­табам стихийным бедствиям, хотя тоже могут быть очень тяже­лыми (взрыв на Чернобыльской АЭС, взрыв трубопровода под Уфой, гибель теплохода "Адмирал Нахимов" и т.п.). Однако, практически всеиз них поддаются прогнозированию и профилактике, на это должно быть обращено особое внимание при изучении раздела.

Наиболее часто встречающимися ЧС являются разряды ат­мосферного и статического электричества, а также пожары и взрывы. Поэтомуих изучение должно быть проведено наиболее подробно.

Хотя военная доктрина Российской Федерацииносит сугубооборонительный характер, а усилия российской дипломатиинаправлены на разрешение возникающих конфликтов исключительно мирными средствами, анализ внешне- и внутриполитической обста­новки, а также накопленный в мире огромный потенциал оружия массово­го поражения обязывают нас быть готовыми и к действиям в ус­ловиях чрезвычайных ситуаций военного времени.

Студенты должны уметь практически определять взрыво- и пожароопасные свойства веществ, устанавливать категории по­мещений и зон по взрыво- и пожарной опасности, категории на­земных объектов по молниезащите, рассчитывать параметры за­щитных средств, обучать контингент низовых подразделений граж­данской обороны и руководить   его действиями в очагах по­ражения при различных чрезвычайных ситуациях.

 

Литература [17, c.6-150]

 Вопросы для самопроверки:

1.Пожаровзрывоопасность веществ и материалов.

2.Классификация чрезвычайных ситуаций.

3.Концепция инженерной защиты населения.

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из ответов надва вопроса по технике безопасности и производственной сани­тарии и двух вопросов по пожарной безопасности. Решение задачи и ответы на вопросы должны сопровож­даться ссылками на литератур­ные источники, а также эскиза­ми, выполненными каранда­шом, в соответствии с правила­ми технического черчения и рисования.

Задания на контрольные работы по вариантам приведены в таблице.

№ варианта Вопросы
1. 1, 11, 21, 31
2. 2, 12, 22, 32
3. 3, 13, 23, 33
4. 4, 14, 24, 34
5. 5, 15, 25, 35
6. 6, 16, 26, 36
7. 7, 17, 27, 37
8. 8, 18, 28, 38
9. 9, 19, 29, 39
0. 10, 20, 30, 40

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Охарактеризуйте действие электрического тока на организм человека. Приведите схемы возможного прохождения тока через тело человека.

2. Какая применяется защита от атмосферного электричества? Приведите схемы заземления зданий.

3. Охарактеризуйте действие вибраций и шума на организм человека. Представьтесхемыустройств, предохраняющие от вредного воздействия вибраций и шума.

4. Какие ограничительные и предохранительные механизмы при­меняются в строительных кранах? Опишите схемы их устройства.

5. Какие     меры безопасности труда предусматриваются в про­ектах строительства промышленных зданий? Приведите примеры.

6. Что такое шаговое напряжение? Как следует выходитьизрайона, находящегося под напряжением?

7. Как подсчитывается воздухообмен? Приведите схему устрой­ства общеобменной вентиляции.

8. Что такое «опасные зоны» при работе подъемно-транспорт­ных машин? Приведите примеры (со схемами) «опасных зон».

9. Какие меры безопасности применяются при использовании баллонов с кислородом, ацетиленом, пропаном?

10. Охарактеризуйте условия производства электросварочных работ с точки зрения травматизма и профессиональных заболева­ний. Изложите общие меры безопасности.

11.Охарактеризуйте условия погрузочно-разгрузочных работ сборных конструкций с точки зрения травматизма обслуживающего персонала. Изложите общие меры безопасности.

12. Объясните со схемой устройство переходной площадки для сообщения монтажников между секциями и её крепление к монтируемому зданию.

13. Объясните со схемой устройство ограждений проемов в перекрытиях и оконных проемах, а также устройство временных креплений балконных плит при монтаже зданий.

14. Как осуществляется безопасный подъем рабочих при монтаже конструкций? Приведите примеры с эскизом.

15. Как осуществляется безопасный переход на высоте монтажников от одной конструкции к другой?

16. Объясните с эскизом устройство площадок монтажника (передвижной и переходной).

17. Объясните со схемой расположение подмостей и лестниц на колонне.

18. Объясните со схемой положение стального каната для привязки предохранительного пояса рабочего при монтаже крупнопанельных плит.

19. Изложите меры безопасности при переходе монтажника с одной фермы на другую на их верхних поясах. Приведите примеры с эскизом.

20. При каких условиях допускается производство работ по перемещению грузов краном на строительной площадке?

21. Что такое горение? Условия, необходимые для горения, ви­ды горения.

22. При каких условиях происходит взрывообразное горение газов?

23. Что такое самовоспламенение и самовозгорание?

24. Дайте определение понятию «температура вспышки» и ука­жите, где оно применяется.

25. Какими параметрами определяются свойства газов, паров и пылей, характеризующие их взрывопожароопасность?

26. Что такое огнестойкость конструкций и чем она характери­зуется?

27. В чем заключаются принципы расчета предела огнестойкости строительных конструкций?

28. Опишите основные положения методики испытания конструк­ций на огнестойкость.

29. Какие факторы влияют на величину предела огнестойкости железобетонных конструкций?

30. Как можно получить несгораемую древесину?

31. К какой категории по взрывопожароопасности относится цех заготовки арматуры домостроительного комбината?

32.В каких случаях участок нанесения лака деревообрабатывающего комбината следует отнести к производствам категории А?

33. От чего зависит требуемая степень огнестойкости проекти­руемого здания промышленного предприятия?

34. Какие факторы влияют на величину предела огнестойкости изгибаемых железобетонных конструкций?

35. Какое влияние на величину предела огнестойкости железо­бетонных конструкций оказывает влажность бетона?

     36. Как увеличить предел огнестойкости металлических конст­рукций?

37. Какие средства применяются для тушения пожаров на пред­приятиях стройиндустрии?

38. Какие вы знаете установки автоматического тушения пожа­ров и их принципы действия?

     39. Как определяется расход воды на тушение пожаров для строительной площадки и проектируемого производственного пред­приятия?

      40. Какие установки применяются для автоматического извеще­ния о пожаре и принципы их действия?

 



2019-11-13 287 Обсуждений (0)
Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)