Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация Понятие о чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного характера - землетрясения, наводнения, ураганы, падения метеоритов и т.п. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения - пожары, взрывы, залповые выбросы вредных веществ и т.д. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций иих прогнозирование. ЧС экологического характера. Влияние чрезвычайных ситуаций на психическое состояние человека, управление поведением людей в условиях паники. Воздействие чрезвычайных ситуаций на производственные и бытовые объекты. Социальныйи экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций. Литература [17, c.6-9] Вопросы для самопроверки: 1. Определение чрезвычайной ситуации. 2. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера Землетрясения - поражающие факторы, размеры очагов поражения. Классификация землетрясений. Локализация сейсмоопасных зон на территории России. Сейсмологический контроль. Сейсмоустойчивость зданий и сооружений. Проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в очагах поражения. Наводненияи их классификация - паводковые, приливные, нагонные. Воздействие водных масс на объекты и сооружения. Вероятность возникновения наводнений в различных регионах страны. Предвестники наводнений. Ведение спасательных работ в зоне наводнения. Приемы оказания первой помощи при подводной асфиксии. Ураганы, тайфуны, смерчи - причиныих образования, ураганоопасные зоны. Предсказание стихийных бедствий. Скоростной напор ветра как фактор разрушения зданий. Ведение спасательных работ и ликвидация последствий. Разряды атмосферного электричества - причины образования, виды и характерные параметры молний. Зонирование территории страны по активности грозовой деятельности. Первичные и вторичные поражающие факторы. Принцип действия и конструктивное оформление устройств молниезащиты. Категории молниезащиты, защитные зоны молниеприемников различноготипа. Литература [17, c.9-20, 24, с. 122-125] Вопросы для самопроверки: 1. Определение стихийного бедствия. 2. Характеристики стихийных бедствий. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения Основы теории горения и взрыва. Понятия о пожароопасной и взрывоопасной ситуациях. Критерии оценки пожаро- и взрывоопасных свойств веществ в различном физическом состоянии. Поражающие факторы и размеры опасных зон при пожаре и взрыве. Пожарная профилактика. Категорирование помещений и зон по взрывной и пожарной опасности. Понятие о пределах огнестойкости строительных материалов и степени огнестойкости зданий. Конструктивные особенности зданий для взрыво- и пожароопасных производств. Пожарная сигнализация и связь. Организация пожарной охраны в Российской Федерации. Способы прекращения горения. Техническое оборудование пожарных частей. Первичные средства пожаротушения. Вода как наиболее распространенное средство борьбы с огнем и противопожарное водоснабжение. Особенности аварий на атомных электростанциях. Поражающие факторы и размеры очагов поражения. Ведение спасательных работ на радиоактивно зараженной местности. Методы дезактивации людей, спецодежды, техники. Ликвидация последствий аварий. Особенности аварий на химических производствах: причины, поражающие факторы, размеры очагов поражений, ведение спасательных работ и ликвидация последствий. Чрезвычайные ситуации, связанные с бактериологическим загрязнением местности. Причины возникновения массовых эпидемий и эпизоотии. Меры противоэпидемической профилактики. Правила поведения населения и ведение работ на зараженной местности. Электростатические заряды, способы предупрежденияих образования и накоплений до опасных величин. Литература [17, c. 36-46, 16, с.121-122, 140-162] Вопросы для самопроверки: 1. Дать определение горению. 2. Категорирование зданий и помещений по взрывопожароопасности. Чрезвычайные ситуации военного времени Виды оружия массового поражения и способы их применения. Ядерное оружие и его поражающие факторы - ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Размеры очагов поражения при ядерных взрывах. Способы защиты. Химическое оружие и его поражающие факторы. Характеристики боевых отравляющих веществ иих воздействие на человеческий организм. Средства защиты от поражения и правила их применения. Бактериологическое оружие - поражающие факторы, размеры очагов поражения, способы защиты. Конструкции укрытий и убежищ от различных типов оружия массового поражения. Способы защиты источников питьевого водоснабжения и продуктов питания. Сигналы гражданской обороны о применении оружия массового поражения и действия населения по этим сигналам. Литература [17, c. 20-36, 57-107] Вопросы для самопроверки: 1. Поражающие факторы ядерного оружия. 2. Действие химического оружия на человека. 3. Пути проникновения биологического оружия в организм человека. 4. Защитные сооружения, их классификация, конструкция и оборудование. Методические указания по темам 3.1 –3.4
ЧС с точки зрения безопасностижизнедеятельности - это материальная реализация нетривиальной опасности, приводящей (или могущей привести) к тяжелым или сверхтяжелым последствиям. ЧС природного характера (стихийные бедствия) встречаются достаточно часто, вероятностьих проявления обычно четко локализована по территории страны. Избежать тяжелых последствий можно только четкой организацией спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. ЧС техногенного происхождения встречаются значительно чаще,их последствия обычно уступают по масштабам стихийным бедствиям, хотя тоже могут быть очень тяжелыми (взрыв на Чернобыльской АЭС, взрыв трубопровода под Уфой, гибель теплохода "Адмирал Нахимов" и т.п.). Однако, практически всеиз них поддаются прогнозированию и профилактике, на это должно быть обращено особое внимание при изучении раздела. Наиболее часто встречающимися ЧС являются разряды атмосферного и статического электричества, а также пожары и взрывы. Поэтомуих изучение должно быть проведено наиболее подробно. Хотя военная доктрина Российской Федерацииносит сугубооборонительный характер, а усилия российской дипломатиинаправлены на разрешение возникающих конфликтов исключительно мирными средствами, анализ внешне- и внутриполитической обстановки, а также накопленный в мире огромный потенциал оружия массового поражения обязывают нас быть готовыми и к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени. Студенты должны уметь практически определять взрыво- и пожароопасные свойства веществ, устанавливать категории помещений и зон по взрыво- и пожарной опасности, категории наземных объектов по молниезащите, рассчитывать параметры защитных средств, обучать контингент низовых подразделений гражданской обороны и руководить его действиями в очагах поражения при различных чрезвычайных ситуациях.
Литература [17, c.6-150] Вопросы для самопроверки: 1.Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. 2.Классификация чрезвычайных ситуаций. 3.Концепция инженерной защиты населения. Контрольная работа Контрольная работа состоит из ответов надва вопроса по технике безопасности и производственной санитарии и двух вопросов по пожарной безопасности. Решение задачи и ответы на вопросы должны сопровождаться ссылками на литературные источники, а также эскизами, выполненными карандашом, в соответствии с правилами технического черчения и рисования. Задания на контрольные работы по вариантам приведены в таблице.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Охарактеризуйте действие электрического тока на организм человека. Приведите схемы возможного прохождения тока через тело человека. 2. Какая применяется защита от атмосферного электричества? Приведите схемы заземления зданий. 3. Охарактеризуйте действие вибраций и шума на организм человека. Представьтесхемыустройств, предохраняющие от вредного воздействия вибраций и шума. 4. Какие ограничительные и предохранительные механизмы применяются в строительных кранах? Опишите схемы их устройства. 5. Какие меры безопасности труда предусматриваются в проектах строительства промышленных зданий? Приведите примеры. 6. Что такое шаговое напряжение? Как следует выходитьизрайона, находящегося под напряжением? 7. Как подсчитывается воздухообмен? Приведите схему устройства общеобменной вентиляции. 8. Что такое «опасные зоны» при работе подъемно-транспортных машин? Приведите примеры (со схемами) «опасных зон». 9. Какие меры безопасности применяются при использовании баллонов с кислородом, ацетиленом, пропаном? 10. Охарактеризуйте условия производства электросварочных работ с точки зрения травматизма и профессиональных заболеваний. Изложите общие меры безопасности. 11.Охарактеризуйте условия погрузочно-разгрузочных работ сборных конструкций с точки зрения травматизма обслуживающего персонала. Изложите общие меры безопасности. 12. Объясните со схемой устройство переходной площадки для сообщения монтажников между секциями и её крепление к монтируемому зданию. 13. Объясните со схемой устройство ограждений проемов в перекрытиях и оконных проемах, а также устройство временных креплений балконных плит при монтаже зданий. 14. Как осуществляется безопасный подъем рабочих при монтаже конструкций? Приведите примеры с эскизом. 15. Как осуществляется безопасный переход на высоте монтажников от одной конструкции к другой? 16. Объясните с эскизом устройство площадок монтажника (передвижной и переходной). 17. Объясните со схемой расположение подмостей и лестниц на колонне. 18. Объясните со схемой положение стального каната для привязки предохранительного пояса рабочего при монтаже крупнопанельных плит. 19. Изложите меры безопасности при переходе монтажника с одной фермы на другую на их верхних поясах. Приведите примеры с эскизом. 20. При каких условиях допускается производство работ по перемещению грузов краном на строительной площадке? 21. Что такое горение? Условия, необходимые для горения, виды горения. 22. При каких условиях происходит взрывообразное горение газов? 23. Что такое самовоспламенение и самовозгорание? 24. Дайте определение понятию «температура вспышки» и укажите, где оно применяется. 25. Какими параметрами определяются свойства газов, паров и пылей, характеризующие их взрывопожароопасность? 26. Что такое огнестойкость конструкций и чем она характеризуется? 27. В чем заключаются принципы расчета предела огнестойкости строительных конструкций? 28. Опишите основные положения методики испытания конструкций на огнестойкость. 29. Какие факторы влияют на величину предела огнестойкости железобетонных конструкций? 30. Как можно получить несгораемую древесину? 31. К какой категории по взрывопожароопасности относится цех заготовки арматуры домостроительного комбината? 32.В каких случаях участок нанесения лака деревообрабатывающего комбината следует отнести к производствам категории А? 33. От чего зависит требуемая степень огнестойкости проектируемого здания промышленного предприятия? 34. Какие факторы влияют на величину предела огнестойкости изгибаемых железобетонных конструкций? 35. Какое влияние на величину предела огнестойкости железобетонных конструкций оказывает влажность бетона? 36. Как увеличить предел огнестойкости металлических конструкций? 37. Какие средства применяются для тушения пожаров на предприятиях стройиндустрии? 38. Какие вы знаете установки автоматического тушения пожаров и их принципы действия? 39. Как определяется расход воды на тушение пожаров для строительной площадки и проектируемого производственного предприятия? 40. Какие установки применяются для автоматического извещения о пожаре и принципы их действия?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |