Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественные теории личности



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Отечественные теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок




В российской психологии также существуют различные воззрения на проблему личности. Они представлены в трудах А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.

Исследование личности как системы отношений было начато А. Ф. Лазурским и продолжено В. Н. Мясищевым и его учениками и последователями. А. Ф. Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т. е., основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему м самому себе, и «эндопсихики» или внутренних психологических механизмах, основанных на нервно-физиологической организации).

В. Н. Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности.Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас, — уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Отношение человека к самому себе — наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, вследствие чего они выступают в качестве движущей силы личности.

Б. Г. Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе (экономическое, политическое и правовое, идеологическое и др. положение в обществе), равно, как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность.На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности— с другой. Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.

С позиций теории деятельности рассматривает личность А. Н. Леонть ев, развивая идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития, а в качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям — как личность. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей. Вне деятельности реализация любой потребности невозможна.

Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Д. Н. Узнадзе стало понятие установки. Установка это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опосреднмческое звено между физическим и сознательным миром.

В школе Д.Н. Узнадзе разработано положение, согласно которому установки, возникающие при встрече потребности и ситуации, определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие затруднения привлекают внимание и благодаря этому осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь переводится на режим управления подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Установки, по мнению Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации, человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему, как к существующему объективно и независимо от него.

Структура личности

Личность — очень сложное образование. Число ее свойств (черт) в русском языке превышает 1500. Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая тревожность), и такие, которые можно назвать производными (если исходить из тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному.

С. Л. Рубинштейн выделял в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность, самосознание.

С таким подходом не согласился А. Н. Леонтьев, который исключил из этого списка темперамент, характер и способности и отнес их к условиям формирования личности:

Структура личности, по К. К. Платонову включает четыре уровня

-   низший уровень составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов, скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);

-   второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т. п.);

-   третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

-   высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера) (табл. 2).

Как видно, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически унаследованное) и социальное (приобретенное в период онтогенеза). Очень важно (особенно в педагогическом труде) выявлять соотношения биологического и социального в человеке. Например, невнимательное поведение ученика может быть вызвано либо затруднениями с переключением внимания (биологически обусловленный факт), либо его недисциплинированностью (социально обусловленный факт). Естественно, реакция учителя должна быть различной в обоих случаях.



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Отечественные теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественные теории личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)