Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Эмоционально-волевые процессы



2019-11-13 222 Обсуждений (0)
Тема 10. Эмоционально-волевые процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость грусть, страх, восторг, досада — это разнообразные эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристальным характером, и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие эмоций от познавательных процессов следующее: если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к познаваемому. Другими словами, познавательные процессы направлены на познание окружающего, а эмоции — на проявление отношений к тому, что познано с помощью познавательных процессов.

Эмоции сложны по своему составу. Современные взгляды подтверждают многокомпонентность эмоций. Точный состав эмоций, как, впрочем, и их связь друг с другом, по-прежнему вызывают споры в научном мире. Например, Ван Бракель приводит 22 определения, и все они немного различаются. Несмотря на это разнообразие, достигнуто согласие в том, что, как правило, выделяют 4 составляющие:

1. Эмоции вызывают определенные физиологические изменения и чаще всего являются формой самовыражения.

     Первой работой, посвященной проблеме выражения эмоций, стала книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В ней Дарвин говорил о том, что всякая эмоция — это особое состояние, имеющее характерное и неповторимое выражение.

2. Эмоции связаны с готовностью к совершению поступка, названной «потенциалом действия». Эта готовность не обязательно выливается в реальный поступок.

3. Эмоции связаны с сознательным переживанием. Если человек переживает эмоцию, то он это переживание осознает, т. е. что-то обязательно чувствует.

4. В эмоциях имеется когнитивный, или познавательный компонент. Эмоции означают «взвешивание» событий в мире относительно текущей ситуации. Когнитивный — это значит познавательный. Когнитивный аспект психологии эмоций включает познавательные процессы: внимание; перцептивную деятельность (восприятие) и мнемоническую (память); значения, связанные с эмоциями (мышление).

    Проиллюстрируем разные компоненты эмоций с помощью знаменитого примера Уильяма Джеймса, приведенного им в статье «Что такое эмоция?». Джеймс предлагает представить спокойную прогулку, когда вдруг, во время мирного наслаждения видами и звуками леса слышится рев и треск, и внезапно перед человеком появляется медведь. Человек немедленно застывает, с бьющимся сердцем, — во рту сухо, мышцы напряжены — и переживает сильнейший страх. Вспоминает, что важно не уступать эмоциям, бороться с ними, если встретишься с медведем. В конечном счете, после впечатляющего размахивания могучими лапами, медведь уходит прочь, а с ним — и опасность.

    В данном случае переживается эмоция страха, когда человек сталкивается с медведем. Страх сопровождается заметными физиологическими изменениями. Например, сухостью во рту, напряжением мышц, бьющимся сердцем и т. п. Страх также характеризуется готовностью спасаться бегством или сражаться — реакция «бей или беги». В данном случае — налицо функциональность страха. Но хотя эта готовность к действию имеется, человек фактически не реализует ее на уровне поведения. Он стоит на месте. Другой частью страха выступает чувство — реально переживаеый крайний ужас. Наконец, есть и менее уловимая когнитивная составляющая. У человека, естественно, доминирует страх, так как понятно, что медведь — прямая угроза. Но случись ему оказаться охотником на крупную дичь, ищущим себе трофеи, — цели стали бы другими. Соответственно, встреча с медведем вызывала бы радость и воодушевление, а не страх.

Функции эмоций

1. Приспособительная (адаптивная). Ч. Дарвин указывал на значительную роль эмоций в эволюции человека. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных действий и навыков.

2. Сигнальная (экспрессивная). Экспрессия — выражение. Любая эмоция выражает отношение к миру.

3. Регуляторная. Эмоции способны оставлять след в опыте индивида, закрепляя вызвавшие его действия. Особенно ярко эта функция проявляется в экстремальных ситуациях. Эмоциональная окрашенность — необходимое условие непроизвольного внимания и запоминания. Эмоциональный тон ощущений определяет некоторые характеристики отражения объекта познания.

4. Коммуникативная функция. Подчеркивается особая роль эмоций в обмене информацией о своем состоянии, о восприятии и понимании других, отношении к ним.

5. Оценочная. Любая эмоция выражает отношение к окружающей среде, в том числе и ее оценивание.

6. Побуждающая. Эмоции — мотивы поведения и деятельности. А мотив — предмет удовлетворения потребности. Поэтому в процессе переживания эмоции мы готовимся к действию.



2019-11-13 222 Обсуждений (0)
Тема 10. Эмоционально-волевые процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Эмоционально-волевые процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)