Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Личность как предмет психологического исследования



2019-11-13 224 Обсуждений (0)
Тема 11. Личность как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «личность» — в англ. «personality» — происходит от лат. «persona». Первоначально оно означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т. е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.

Есть аналог этого слова и в русском языке — «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Подобная трактовка понятия «личность» сегодня считается весьма упрощенной. Однако она по-прежнему распространена среди непрофессионалов: большинство людей оценивает личность по критерию внешней привлекательности: обаянию, манерам, умению вести себя в обществе, т. е. в обыденной психологии имеет место отождествление личности с тем впечатлением, которое человек производит на окружающих.

Научный подход к личности отличается от житейского. Более того, в настоящее время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение, педагогика и, конечно же, психология. И каждая из названных наук имеет свой подход к личности, свое понимание, с учетом исследовательских целей и задач. Например, опытный врач любой специальности достигает высокой эффективности лечения не только благодаря точной диагностике заболевания и установлению его причины, но и благодаря тому, что при взаимодействии с больным учитывает его состояние и особенности личности.

Как определяется личность с позиций научной психологии? Какие возможности в плане самопознания и самосовершенствования личности открывает психолого-педагогический подход, т. е. объединение двух важных традиций в изучении личности? На эти вопросы вы найдете ответ в данном разделе.

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»

Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность.

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности — генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т. е. образуют фенотип. Фенотип — это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими, как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

Личность — это качественно новое образование.Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек — как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. При этом, по мнению С.Л. Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую определенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия.

Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система. И объектом ее внимания в таком случае становится не окружающий мир, но она сама: познание себя и самосовершенствование, поиск своего предназначения, смысла жизни и осознание ответственности за выбор своего пути.

Индивидуальность — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека.

Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и преобразующей мир и себя самое индивидуальностью, выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». (Асмолов А.Г. ).

Теории личности

Внастоящее время в науке не существует признанного всеми понимания и определения личности. В рамках психолого-педагогического знания мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов и педагогов, решающих данную задачу. Чтобы составить представление о многообразии трактовок понятия «личность» в психологии и педагогике, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.

Следует отметить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны при исследовании и объяснении закономерностей человеческого поведения, а для изучающих психологию эти знания важны, как ориентир в самопознании и самосовершенствовании, а также в самореализации и достижении большего удовлетворения от жизни.



2019-11-13 224 Обсуждений (0)
Тема 11. Личность как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Личность как предмет психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)