Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификации мышления



2019-11-13 773 Обсуждений (0)
Классификации мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологии принято несколько классификаций мышления.

1. По содержанию мышления:

- наглядно-действенное мышление. Непосредственно включено в практически действия (по этой причине иногда его называют "практическим"). Это мышление ребенка примерно до 3 лет. Он учится анализу и синтезу через то, что разбирает и собирает игрушки, выясняя, "что там внутри";

- наглядно-образное мышление. В процесс познания включаются образы, хранящиеся в кратковременной и оперативной памяти человека, как результат его прошлой деятельности. Здесь совсем не обязательно трогать руками объект познания. Ребенок 4-7 лет уже владеет этим видом мышления;

- абстрактно-логическое мышление. Это мышление понятиями. По своим возможностям оно превосходит два первых вида, но не исключает их. Например, при изучении физики у учеников формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник и др. Они позволяют усваивать целые научные направления, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий.

    2. По характеру решаемых задач:

- практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности;

- теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, которые лишь опосредованно связаны с практикой.

3. По степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное (шаблонное) мышление, воспроизводящее мышление, связанное с использованием шаблонов, стереотипов, проверенных путей решения задачи;

- продуктивное (творческое) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.

    Некоторые ученые выделяют другие виды мышления. Например, предложена классификация, в которой основанием является степень присутствия интуиции:

- вероятностное мышление. Это мышление, опирающееся на знания, прошлый опыт и связанное со степенью ожидания каких-то событий;

- интуитивное мышление. Базируется на эффекте неосознанных путей получения знания. Природа этого мышления заключена в личном творческом опыте человека, его общей, психологической и профессиональной культуре. Интуиция — это обобщение ряда близких автоматизированных мыслительных и сенсорных навыков, приводящее к знанию без осознания путей и условий его получения;

- эвристическое мышление. Это мышление сводится не столько к каким-то формальным правилам и понятиям, сколько обеспечивается мотивационными и эмоциональными процессами личности, чувством вдохновения.

С эвристическим мышлением связан феномен инсайта: инсайт — внезапное, и не выводимое из прошлого опыта понимание и даже решение какой-то проблемы или задачи.

Формы мышления

В данном вопросе отражена связь мышления с логикой. Логика и психология в тесном контакте изучают мышление, но с разных сторон. Логику интересуют результаты мышления. Психология же занята изучением тех внутренних психических процессов, которые приводят к этим результатам. Другими словами, для логики важен результат, а для психологии - сам процесс движения к этому результату.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это мысль, обобщающая наиболее характерные и существенные признаки предметов и явлений действительности. В зависимости от уровня обобщения могут быть конкретные и абстрактные понятия. Пример: «стресс» — конкретное понятие, «состояние» — абстрактное.

Суждение раскрывает содержание понятий, отражая связи между предметами и явлениями действительности. Пример: «Личность порождается социумом».

Умозаключение — форма мышления, при которой из нескольких суждений образуется новое.

Суждения, умозаключения — условия понимания.

Понимание чего-либо — это умозаключение (или суждение), приводящее к познанию связей между предметами и явлениями, и переживаемое как удовлетворение познавательной потребности.

Понятие о языке и речи

Язык необходим людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть не что иное, как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения. Эффективный обмен мыслями возможен лишь между людьми, владеющими общим для них языком, точнее, идентичными структурами материального механизма речи. В самих звуках, произносимых человеком, нет мыслей, «но звуки, произносимые партнерами по диалогу, производят действие раздражителей нейрофизиологических структур их внутренней речи. И через них, надо полагать, происходит обмен мыслями». Язык как система специальных знаков принимает участие в осуществлении мыслительной деятельности. Человек, овладев языком, приобретает способность к логическому мышлению.

Мысль внешне проявляется в звуках речи, жестах, знаках письменности. Благодаря этому, мысль одного человека становится доступной другому.

Функции речи

Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой.

Первая функция — осуществление процесса общения между людьми, ее еще называют коммуникативной. Подвидом ее служит: информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При сообщении человек может указывать другому на какой-либо предмет, явление или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях, речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной. Речь одного человека побуждает другого о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т. п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третьей разновидностью коммуникативной функции называют эмоционально-выразительной. Успешность осуществления выразительной функции, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, от отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).

 Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с этим данную функцию называют сигнификативной, или семантической. Однако роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять третью функцию — обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

Виды речи

1. По характеру проявления психической активности выделяют внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь служит средством общения (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак — доступность восприятия через слуховой или зрительный каналы другими людьми.

Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует развернутых словесных формулировок. Разворачивают, подобно внешней речи, внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

2. В зависимости от того, употребляются ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную (обычно звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Получая мгновенную обратную связь, он может корректировать свою дальнейшую речь. В дополнение к собственно языковым средствам человек может использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т. п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.

Монолог и диалог (полилог).

В зависимости от условий общения, устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической. Речь, в которой принимают участие больше, чем два человека, носит название полилога. В диалоге (полилоге) люди говорят попеременно. В повседневном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрениями или возражениями. Поэтому говорят, что эта речь — поддерживающая, так как речь каждого участника диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. Если такой поддержки нет, то речь либо превращается в монолог, либо вовсе прекращается.

Иногда диалог организуется специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда речь носит целенаправленный характер (например, ответ студента на вопрос преподавателя).

 Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем другие виды внешней речи: здесь не нужна предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда «с полуслова», понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие —только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения человека с высшим образованием занимает большое место и проявляется в самых разнообразных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и др. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность к слушателям.

Цель такой речи — воздействие на слушателей передача им знаний, убеждение в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связаного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь связана с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, быть плавной, непрерывной.

Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. 

Письменная речь, в отличие от устной, не имеет почти никаких дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как это бывает в устной речи. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, не может использовать ни жесты, ни мимику, ни интонацию, ни паузы. Можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Таким образом письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Поэтому именно она должна быть особенно развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.

С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной, есть преимущество: написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям. Поэтому в письменной речи не нужны, даже мешают, частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в разной языковой оболочке. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной, дает возможность тщательно работать над выражением мысли. Отсюда следует, что письменная речь занимает главенствующие позиции в процессе формирования общей речевой культуры человека.



2019-11-13 773 Обсуждений (0)
Классификации мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификации мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)