Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Античная философия



2019-11-13 1039 Обсуждений (0)
Тема 2. Античная философия 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

Для самостоятельной работы студентов

И курсантов

 Дисциплина: «Основы философии»

 

 

2014г.


Оглавление:

Предисловие 4

Тема 1. Древневосточная философия 5

Философы и философские школы Древнего Востока 5

Практические задания 6

Тема 2. Античная философия 10

Философы Античности 10

Практические задания 12

Тема 3. Средневековая философия 23

Средневековые философы 23

Практические задания 24

Тема 4. Философия эпохи Возрождения 30

Словарь терминов 30

Практические задания 30

Тема 5. Философия в странах Европы в Новое время 36

Философы XVI-XVII веков 36

Философия французского Просвещения XVIII века 38

Философы французского Просвещения 38

Немецкая философия XIX века 39

Практические задания 43

Тема 6. Русская философия XIX –XX века 48

Русские философы 48

Понятия раздела «Русская философия» 50

Практические задания 51

Тема 7. Бытие. Материя 55

Практические задания 55

Тема 8. Философские проблемы познания 60

Практические задания 60


Предисловие

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы предназначено для подготовки к учебным занятиям по дисциплине «Основы философии» и составлено в соответствии с новым государственным образовательным стандартом. Оно ставит своей целью обеспечить развитие профессиональных умений и навыков курсантов и студентов Омского института водного транспорта (филиала) Новосибирской государственной академии водного транспорта структурного подразделения СПО Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова. Учебно-методическое пособие являются удобным способом сориентировать студентов в учебном материале, помочь им самостоятельно подготовится к учебному занятию. Это достаточно удобное пособие, где предложено систематизированное знание по дисциплине «Основы философии», предлагаются вопросы для самоподготовки к занятиям, выделены основные понятия и термины, имеются тестовые и творческие задания, с возможностью самоконтроля, предложен словарь терминов и имен философов. В пособии имеется список рефератов для закрепления учебного материала, предложен также список литературы, который поможет обучающимся самостоятельно подготовиться к занятию, а также даются правильные ответы на задания для самостоятельного контроля студентов. Данное учебно-методическое пособие может быть использовано на учебных занятиях, при выполнении домашних заданий, для самостоятельной работы, а также подготовки к зачету по «Основам философии».


Alit lectio ingenium- чтение питает ум!

Тема 1. Древневосточная философия

Философия Древней Индии - представлена в Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии 12-7 вв. до н.э.), где содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном порядке, целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ согласно закону воздаяния - Карме. Эта философия содержала и этическую направленность, основными принципами которой являлись: человеколюбие, сдержанность и осторожность в поступках.

Философы и философские школы Древнего Востока

Будда (Сиддартха Гаутама Шакьямуни) - основатель религиозно-философского течения буддизма, Будда означает- «Просветлённый», ключевое понятие буддизма- нирвана

Веданта - древнеиндийская философская школа, основанная на авторитете Вед

Вайшешика - древнеиндийская философская школа, основанная на авторитете Вед

Даосизм - древнейшее философское учение Китая. Основатель Лао Цзы

Конфуций - древнекитайский философ, основатель религии и государственной идеологии Китая, основной труд «Лунь Юй» - «Беседы и суждения»

Легисты – древнекитайская школа, часть идеологии Китая, считали, что управлять обществом надо через насилие, опираясь на жестокие законы

Локаята - древнеиндийская материалистическая философская школа

Санкхья - древнеиндийская идеалистическая философская школа

Йога - древнеиндийская философская школа и практика, имеющая своей целью поставить под контроль тело, закалить дух человека

Практические задания

Задание №:1. Изучите соответствующий материал по данной теме из основного списка литературы (по выбору студента) и ответьте на следующие вопросы :

1. Какие вопросы волновали умы первых философов?

2. Какие философские учения доминировали в Индии в древности?

3. Какие философские учения доминировали в Китае?

4. Назовите крупных индийских и китайских философов.

5. Что имеют общего и чем отличаются восточная и западная философия?

6. Назовите первые сакральные книги древних ариев? Какова структура, какие представления древних они содержали?

7. Каковы сходства и отличия древнекитайской и индийской философий?

Задание №2: Найдите и выпишите определения:

Атман - Брахман - Буддизм - Веды - Даосизм - Джайнизм – Дхарма - Космология - Карма - Конфуцианство - Медитация - Дао - Ахимса - Жень - Мокша  - Сансара - Нирвана - Ци - Ян - Инь.

Задание №3 Тест: «Древневосточная философия»:

1. Назовите направления философии Древнего мира, ставшей мировой религией: А) иудаизм; Б) тотемизм; В) буддизм.

2. Каковы черты древнекитайской философии:

 А) рациональность; Б) индивидуальность; В) практичность; Г) консерватизм.

 3. Какое философское направление следует идеалу «Жень»:

А) конфуцианство; Б) буддизм; В) легизм.

4. Какое ведущее понятие существует в древних Ведах:

А) Упанишады; Б) душа; В) пустота.

5. Какая философская школа считала, что мораль выше закона:

А) конфуцианство; Б) легисты: В) буддизм.

6. Сопоставьте имя философа и направление философии:

А) Лао Цзы                1. йога

Б) Патанджали          2. даосизм

В) Гаутама                 3. буддизм

7. Какая философская школа считала, что жестокие законы необходимы для управления обществом:

А) буддизм: Б) легизм; В) даосизм.

8.Какая философская школа изучала понятие Дао как первооснову всего сущего:

А) даосизм; Б) легизм; В) анимизм.

9. Дхарма ведущее понятие какой философской системы:

А) буддизма; Б) санкхья; В) йоги.

10. Какая философская система Китая считала, что приобщение к Дао возможно только через соблюдение ритуалов:

А) буддизм; Б) конфуцианство; В) даосизм.

11. Какая философская школа Китая считала, что «справедливость то, что полезно»:

А) конфуцианство; Б) даосизм; В) моизм.

12.Какие эпические произведения принадлежат древней Индии:

 А) «Рамаяна»; Б) Манас; В) Гильгамеш.

13. В какой философской системе Китая существует категория «бездействия»:

А) буддизм; Б) даосизм; В) моизм.

14. Какой народ России исповедует буддизм:

А) мордва; Б) чуваши; В) якуты; Г) селькупы; Д) калмыки.

15.Кто из китайских философов говорил: «Из рожденных Небом и Землей человек является самым ценным»:

А) Конфуций; Б) Лао Цзы; В) Мо Ди.

Самоконтроль:

 оценка      число правильных ответов

"5"            14-15

 "4"           12-13

 "3"           10-11

"2"           9-0

Задание №4: темы рефератов « Древневосточная философия»

1. Буддизм и современный мир.

2. Материализм в древнеиндийской философии.

3. Учение даосов и проблема бессмертия.

4. Этическое учение Конфуция.

5. Атеистическая философия древнего Востока.

6. Отношение к власти в древнекитайской философии.

7. Специфика восточного типа мышления.

8. Принципы и методы основных школ йоги.

9. Лао Цзы и Конфуций об отношении человека к природе.

10. Учение Вед об обществе.

Ответы на вопросы по теме «Древневосточная философия»:

Ответы на тест «Древневосточная философия»:

1. В – буддизм, 2. В – практичность, Г – консерватизм, 3. А – конфуцианство, 4. А – Упанишады, 5. Б - легисты,6. А – 2, Б – 1, В – 3. 7. Б - легизм, 8. А – даосизм, 9. А – буддизм.10. В – даосизм,11. В – моизм, 12. А – Рамаяна,13. Б – даосизм,14. Д – калмыки, 15. А – Конфуций.

Основная литература:

1. Алексеев, П.В. История философии. М. Проспект. 2008. – 237с.

2.Канке, В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. проф. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009 – 286 с.

3.Кохановский В..П., Мятиш Т.П., Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. М.: 2010 – 315 с.

Дополнительная литература:

1. Платон, Государство// Соч. В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т.3. Ч.1.

2. Плотин, О бессмертии души// Вопросы философии. 1994. № 3. С.155-172.


Тема 2. Античная философия

Античная философия это совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

 Источники изучения: Большинство текстов греческих философов представлены в средневековых рукописях на греческом языке. Кроме того, ценный материал представляют собой средневековые переводы с греческого на латынь, сирийский и арабский языки (особенно в случае, если греческие оригиналы безвозвратно утрачены), а также ряд рукописей на папирусах, отчасти сохранившихся в г. Геркулануме, засыпанном пеплом Везувия – этот последний источник информации об античной философии представляет единственную возможность изучать тексты, написанные непосредственно в античный период.

Философы Античности

Анаксагор – древнегреческий философ, плюралист автор высказывания: «все во всем»

Антисфен - древнегреческий философ, представитель школы киников- философов проповедовавших асоциальную свободу (культ нищеты)

Аристотель (Страгир) - древнегреческий философ, ученик Платона, систематизатор античного знания, основатель философской школы - ликей, основатель этики.

Анаксимандр- представитель Милетской школы – натурфилософии, занятой поиском первооснов бытия, ввел понятие «айперон» - первосубстанция всего сущего в мире

Анаксемен - представитель Милетской школы, началом всего сущего считал – воздух

Гераклит - древнегреческий философ, автор высказывания: «Все течет, все меняется, нельзя дважды войти в одну и туже реку»

Диоген - древнегреческий философ, представитель школы киников- философов проповедовавших асоциальную свободу (культ нищеты)

Зенон-представитель элейской школы, считал, что существует то, что можно доказать, автор «апорий» - неразрешимых затруднений, наиболее известные: (Ахиллес и черепаха, пшеничное зерно, стрела), с их помощью он доказывал превосходство мышления над опытным знанием

Демокрит - философ, автор учения атомистики (мир состоит из мельчайших частиц- атомов), плюралист

Ксенофан- представитель школы элеатов, пантеист, рационалист

Парменид- представитель школы элеатов, рационалист: «думать и быть это одно и тоже»

Платон (Аристокл)– основоположник объективного идеализма, основатель философской школы – академии, автор перипатетики- развития мышления в движении тела.

Пифагор- философ и математик. Впервые назвавший философию этим именем, придавал большое значение числу: «все- есть число»

Протагор – философ-софист, развивал риторику- умение убеждать людей, автор высказывания: «человек – есть мера всех вещей»

Сократ-философ агностик, автор высказывания: «познай самого себя, я знаю только то, что ничего не знаю», изучал душу человека, открыл «демона» - совесть, цель души – познание и поиск истины, которую он видел в добре, метод познания называл «майевтика» - повивальное искусство

Стоики - (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) - философы этической направленности, учат спокойно переносить удары судьбы, верят в фатум (судьбу), человек должен быть прежде всего нравственным, поступать исходя из чувства долга

Эпикур - основоположник эпикурейства или гедонизма- позиций считающих, что смысл жизни в получении удовольствий, автор высказывания: «пока мы живы, смерти нет»

Эмпидокл - автор философских поэм, врач, инженер, плюралист (мир состоит из 4 элементов: земля, воздух, огонь, вода), человека называл «микрокосмосом», познание мир с помощью ощущений и опыт

Фалес - представитель Милетской школы натурфилософии, началом всего сущего считал – воду.

Практические задания

Задание №:1. Изучите соответствующий материал по данной теме из основного списка литературы (по выбору студента) и ответьте на следующие вопросы:

1. Кого из философов Милетской школы относили к «Семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать?

2. К какому философскому направлению – материализм, идеализм или др. Вы отнесете философов Элейской школы и почему?

3. Что такое апории Зенона? Приведите известные Вам. В чем их современное научное (гносеологическое) значение?

4. Можно ли говорить об античном атеизме и в отношении к каким учениям?

5. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

6. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения?

7. «Я знаю только то, что ничего не знаю» – Кому принадлежат эти слова и в связи с чем они были сказаны? Действительно ли философ «ничего не знает» или это метод философствования? Как назывался этот метод?

8. Что такое монизм?

9. Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?

10. Что такое гилозоизм?

11. Какие философские учения античности можно назвать этим термином?

12. Основной смысл Платонова учения об идеях. Как Вы объясните с позиции этого учения понятия: платонизм, платоническая любовь?

13. Объясните суть положения Аристотеля о материи и форме. Был ли это материализм? Какие учения в истории философии опирались на концепцию Аристотеля?

14. Объясните понятие «диалектика» и его употребление в античной философии (в каких учениях?) и в современной науке.

Задание №2: Найдите и выпишите определения:

Агностицизм - Аксиология - Гилозоизм - Идеализм - Космоцентризм -Катарсис - Монизм - Материализм - Рационализм - Плюрализм - Майевтика - Пантеизм - Эвдемонизм - Софистика - Пантеизм - Натурфилософия -Этика - Эстетика.

Задание №3: Заполнить таблицу № 1, № 2:

таблица № 1

Философ или философское течение Суть представлений о предмете философии
Пифагор  
Гераклит  
Платон  
Сократ  
Аристотель  
Эпикур  

таблица №2:

Философские школы: Представители:
Милетская  
Пифагорейская  
Элеаты  
Софисты  
Киники  
Академия  
Ликей  

Задание № 4: тест «Античная философия»:

1. Кто из античных философов определил человека как «общественное животное»:

А) Гераклит; Б) Сократ; В) Аристотель.

2. Кто из античных философов впервые отделил сущность от существования при выработки понятия «истинного бытия»:

А) Аристотель; Б) Зенон; В) Платон.

3. Какой из перечисленных источников познания Парменид признает в своей теории познания:

А) чувства; Б) душа; В) разум; Г) эманация.

4. У кого ядром теории познания является процесс припоминания:

А) Демокрит; Б) Платон; В) Анаксагор; А) Аристотель.

5. Какие категории относятся к этике классического периода:

А) счастье; Б) благо государства; В) Апатия; Г) эгоизм.

6. Кто из древних греков говорил: «в каждой вещи есть часть другой»:

А) Анаксагор; Б) Зенон; В) Платон; Г) Фалес.

7. Что считал Платон основой бытия:

А) материю; Б) идеи; В) форму.

8. У кого из древних греков материя и форма выступают как два совечных начала:

А) Гераклит; Б) Платон; В) Анаксагор; Г) Демокрит; Д) Аристотель.

9. Кто из философов прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами:

А) Гераклит; Б) Анаксимен; В) Фалес; Г) Зенон; Д) Пифагор.

10. Кто из антиков поставил в центр своей системы нравственное отношение к обществу, закону, Богу:

А) Платон; Б) Сократ; В) Зенон.

11. Кто впервые употребил слово «философ»:

А) Аристотель; Б) Пифагор; В) Сократ; Г) Фалес.

12. Кому принадлежат слова: «Океан всему прародитель»:

А) Фалес; Б) Анаксемен; В) Анаксимандр; Г) Кракет.

13. Какими понятиями Парменид характеризует истинное бытие:

А) неподвижность; Б) единство; В) неизменность; Г) вечность; Д) становление.

14. Кто автор высказывания: «на огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому как золото на товар и товар на золото»:

А) Гераклит; Б) Платон; В) Парменид.

15.Выделите основные положения философии Платона:

А) наилучшая форма правления – демократия;

Б) идеи являются сущностью вещей;

В) управлять обществом должны философы.

16. Кто считал основой всего айперон:

А) Анаксимандр; Б) Фалес; В) Парменид.

17. Кто автор знаменитых апорий:

А) Зенон; Б) Гераклит; В) Парменид; Г) Платон.

18. Кто автор атомистической трактовки бытия:

А) Демокрит; Б) Пифагор; В) Аристотель.

19. Позицию какого философа характеризует признание бытия как бестелесной идеи:

А) Платон; Б) Демокрит; В) Аристотель.

20. Милетская школа остается первой в древнегреческой философии. Выберите причину почему она удостоилась того звания:

А) первой изучала геометрию;

Б) первой пыталась ответить на вопрос о происхождении человека;

В) первой за многообразием мира увидела единое, целое начало.

21. Что понимает Платон под «кажущимся бытием»

А) иде; Б) мировую душу; В) космос; Г) чувственно воспринимаемые вещи.

22. Кто первым систематизировал умозаключения:

А) Аристотель; Б) Платон; В) Демокрит.

23. Кто является представителем объективного идеализма:

А) Платон; Б) Фалес; В) Демокрит.

24. Кто сравнивал свой метод рождения истины с майевтикой:

А) Сократ; Б) Платон; В) Парменид; Г) Зенон.

25.Что Платон понимал под истинным бытием:

А) материя; Б) космос; В) идеи; Г) душа.

26. Кто автор этического интеллектуализма:

А) Сократ; Б) Аристотель; В) Зенон.

27. Какая школа является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания:

А) милетская школа;

Б) пифагорейская школа;

В) эпикурейская школа;

Г) элейская школа;

28. Для кого вражда и любовь являются основными силами в изменениях мира:

А) Эмпедокл; Б) Аристотель; В) Платон; Г) Парменид.

29. Каково значение категории «апория»:

А) опыт; Б) неразрешимые противоречия; В) доопытное знания.

30. Выделите представителей Элейской школы:

А) Фалес; Б) Ксенофан; В) Зенон; Г) Парменид; Д) Сократ; Е) Гераклит.

31. Кто положил в основу учения утверждение: знание это припоминание того, что душа узнала, а потом забыла:

А) Платон; Б) Аристотель; В) Гераклит; Д) Анаксагор.

32. Кто сказал: «нужно жить по Логосу, а не по своему разумению, чтобы не попасть в власть своих желаний. Счастье не в удовольствиях, а в умении говорить правду»: А) Аристотель; Б ) Аристофан; В) Сократ.

33.Что лежит в основе знания, что его формирует:

А) чувства; Б) Бог; В) разум.

34. Для кого «Нус» это «Разум, сила мира»: А) Гераклит; Б) Эмпедокл; В) Анаксагор; Г) Сократ; Д) Демокрит.

35. Выберите правильную интерпретацию понятие «архе»: А) материя; Б) душа; В) изменчивость; Г) первоматерия.

36. Для кого основу мира составляют гомеомерии:

А) Анаксагор, Б) Платон, В) Эпикур, Г) Гераклит

37. Перипатетика это:

А) психологический тип человека;

Б) философы разъясняли свое мнение патетично, страстно с пафосом;

В) философские школы, в которых обучение совершалось во время прогулок;

38. Правильно ли утверждение что Аристотель признавал идеальным; государство, основанное на частной собственности на землю и рабов:

А) да; Б) нет.

39. Что, по мнению Левкиппа и Демокрита «не – сущее»:

А) атом; Б) пустота; В) идеи.

40. Что, по мнению Платона означает «небытие»:

А) материя, не наделенная идеей;

Б) бытие Бога;

В) вещи материального мира.

Самоконтроль:

оценка   число правильных ответов

 "5"        40-38

 "4"         37-35

"3"        34-20

"2"        19- 0



2019-11-13 1039 Обсуждений (0)
Тема 2. Античная философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Античная философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)