Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Бытие. Материя



2019-11-13 827 Обсуждений (0)
Тема 7. Бытие. Материя 0.00 из 5.00 0 оценок




Бытие – существование, действительность, реальность. Впервые бытие как философская категория рассматривалась в древнегреческой философии. Бытие самая абстрактная философская категория. Осмысление бытия приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Понятия:

Бытие -наиболее широкое по объему понятие, охватывающее все существующее и выражающее свойство – быть, существовать.

Дуализм - признание двух равнозначных начал: духовного и материального мира.

Монизм - признание основой мира одну субстанцию.

Материя - то из чего все происходит

Плюрализм -признает существование множества независимых друг к другу видов бытия.

Практические задания

Задание №:1. Изучите соответствующий материал по данной теме из основного списка литературы (по выбору студента) и ответьте на следующие вопросы

1. Каковы самые главные основные проблемы онтологии?

2. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии?

3. Как можно определить «бытие» и «небытие»?

4.Что понимается в онтологии под категориями «существование» «сущность»?

5. Материя и субстанция: что общего у этих понятий и чем они отличаются?

6.От чего зависит состояние пространства и времени?

7. Как философия решает проблему появления жизни на планете и космосе ?

8. Признают ли религиозные учения принцип детерминизма?

Задание №2: Найдите и выпишите определения следующим терминам: атрибут, субстанция, движение и развитие, детерминизм и закономерность, многомерность, сознание.

Задание № 3: Ответьте на вопросы проблемного характера:

1. «Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие под понятием материя. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетанием тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое... Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое» (Ленин В. И. «Материализм и эмпириокритицизм»). Объясните, почему диалектико-материалистическое понимание материи четко различает философскую категорию материи и конкретные, определенные формы ее существования. Есть ли «материя вообще», «движение вообще»?

2. «Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним».

Всегда ли сознание является осознанным бытием?

Откуда в сознании возникает то, чего нет в жизни?

В чем причина искаженного отображения мира сознанием?

3. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений? Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор).

Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс). Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте). Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе… (Г. Гегель).

Задание №4: тест по теме «Бытие. Материя»

1. Пространство и время названы «априорными формами чувственного познания»:

А) Г. Гегелем; Б) И. Кантом; В) К. Марксом; Г) Платоном.

2. Пространство, согласно субстанциальной концепции, является:

А) априорной схемой чувственного познания;

Б) характеристикой мироздания в аспекте структуры, протяженности, сосуществования и взаимодействия его элементов;

В) пустотой, пустым вместилищем для тел и всего вещества Вселенной;

Г) мнимой моделью для удобства пользования познавательным материалом.

3. Философское направление, которое утверждает множественность субстанций:

А) дуализм; Б) плюрализм; В) монизм; Г)гилозоизм.

4. Из приведенных определений выберите то, которое характеризует монистическое понимание субстанции:

1. В основе бытия лежит несколько независимых друг от друга начал, к которым может быть сведено все многообразие мира;

2.Основа мира - единое и неделимое начало

3. Существуют принципиально недоступные для познания вещи;

4. Материя есть постоянная возможность ощущений.

5. Онтология это: А) философское учение о человеке; Б) философское учение о бытии; В) философское учение о ценностях.

6. Понимание материи с позиции субъективного идеализма:

1. материя – объективная реальность, которая не существует вне нашего сознания

2. материя является веществом и полем

3. материя – это совокупность ощущений

4. материя – это все существующее

7. Материя есть философская категория для обозначения:

А) любого вещества Вселенной;

Б) вещества, поля, плазмы и вакуума;

В) объективной реальности как таковой; 

Г) объективной реальности, данной человеку в ощущениях.

8. Атрибутами материи являются:

А) вес и объем; Б) пространство, движение и время;

В) пространство и время.

9. Что не является структурным уровнем материи:

А) неорганическая природа

Б) органическая природа

В) духовный мир

Г) социальное бытие

10. Определите позицию вульгарного материализма:

А) сознание является свойством материи

Б) сознание – это вид материи

В) сознание – это отображение материи

Г) сознание – это проявление мирового духа

Самоконтроль:

оценка      число правильных ответов

"5"            10

 "4"           9-8

 "3"           7-5

 "2"           4-0

Задание № 5: рефераты по теме «Бытие. Материя»

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Движение и его сущность.

3. Законы и категории диалектики.

4. Единство и многообразие мира.

6. Категория «материя»: подходы к истолкованию

7. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения

8. Проблема Бытия и небытия в различных философских школах.

9. Соотношение материализма и атеизма.

Ответы на тест по теме «Бытие. Материя»

Ответы на задание №4 тест «Бытие. Материя»

1. Б, 2. Б, 3. Б, 4. 2, 5. Б, 6.1, 7.Г, 8. Б, 9. В, 10. А.

Основная литература:

1. Алексеев, П.В. История философии. М. Проспект., 2008. – 237с.

2. Канке, В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. проф. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009 – 286 с.

3. Кохановский, В..П., Мятиш Т.П., Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. М.: 2010 – 315 с.

Дополнительная литература:

1.Основы онтологии. – Спб.,1997. – 123 с.

2. Вопросы философии. 1995. № 5. С.118-158 (подборка статей о русской религиозной философии).




2019-11-13 827 Обсуждений (0)
Тема 7. Бытие. Материя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Бытие. Материя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)