Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О доминанте любви. Закон «заслуженного собеседника». О сохранении единства с Богом



2019-11-13 465 Обсуждений (0)
О доминанте любви. Закон «заслуженного собеседника». О сохранении единства с Богом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Можно описать множество ситуаций, из-за которых человек лишается мира. Но если вдуматься, есть нечто общее во всех таких случаях утраты любви к Богу, другим людям и утраты голоса собственной совести. Что-то неизбежно повторяется и, разбирая вечером прожитый день, можно это определить, выявить. Анализируя, человек спрашивает себя, почему был утрачен внутренний мир, как избежать этого в дальнейшем? Со временем приходит осознание, что в большинстве случаев к этому ведут одни и те же, изо дня в день повторяющиеся обстоятельства. Возможно, что противостоять каким-то из них пока нет сил – допустим, это может быть реакция возмущения на резкое, необоснованное замечание начальника. Даже смолчав, человек вряд ли сумеет сохранить внутренний мир. Но внутренняя работа по многократному продумыванию возникшей ситуации с опорой на прочитанное, советы опытных людей, — может постепенно выработать определённую ответную реакцию, восприятие системы и изменение внутреннего состояния. Во всяком случае, может сформироваться желание сохранить душевный мир при аналогичных ситуациях в дальнейшем — человек будет прилагать все усилия, чтобы, несмотря на поведение провоцирующего, этот мир не утратить.

Таких повторяющихся ситуаций в жизни достаточно много – со временем на каждую из них формируется комплекс ответных реакций, подобно тому, как у бойца рукопашного боя на каждый вид удара готов ответный прием. Условно можно все это представить в виде функциональной системы, которая помогает адаптироваться к постоянно повторяющейся ситуации. Боец должен многое уметь: реагировать на разные удары, держать дистанцию и т.д. Точно так же, стремясь всегда сохранять внутренний мир, единство с Богом, другими людьми и своей совестью, необходимо выработать в себе навыки, работающие на доминанту любви.

 

С точки зрения нейрофизиологии, наличие доминанты любви обеспечивает единую работу всего организма. Чтобы образно это представить, можно провести аналогию с процессом речи. Общение задействует множество функций: мышление, артикуляция, слушание, восприятие реакции собеседника, обдумывание, жесты, и т.д. Все они направлены на решение одной задачи — установление контакта с собеседником.

При доминанте любви реальность воспринимается иначе. На “выпад” ближнего не появляется раздражения, а рождается ласковая улыбка или просто молчание, то есть - возможность сохранить мир. Если же стремления к любви нет, человек реагирует на недовольство раздражением, причем все эти мелкие конфликтные эпизоды будут наслаиваться один на другой, усиливая взаимную неприязнь.

 

Доминанта любви предполагает наличие некоего общего принципа, применимого к разным ситуациям. Академик Ухтомский говорил, что она освобождает опыт от пестроты, является маховым колесом, сцепляющим опыт в единое целое. В противном случае человек пытается решать вопросы ситуативно — здесь что-то выгадать, там кого-то обойти — и со временем запутывается.

Конечно, упоминание доминанты любви отсылает нас к Евангелию, точнее, именно Новый Завет является руководящим принципом для ее формирования. Любовь противостоит другому руководящему принципу — эгоизму. Невыносимая обстановка, которая давит на людей в офисах и мегаполисах строится на нем. Люди, реализуя свои эгоистические цели и устремления, находятся в состоянии постоянного конфликта и борьбы, сопровождаемых гневом, унынием. Противопоставить всему этому можно стремление к объединению, основанному на принципе любви.  

 

Если человек ведет себя высокомерно и гордо с подчиненным, у него формируется определенный навык общения, который он потом начнет переносить на всех окружающих его людей, в том числе, за пределами офиса. Даже если начальник общается с простым таксистом, он не должен держать себя как больший по отношению к меньшему. Если он станет себя так вести, незаметно для него самого, исподволь, его сознание начнет деформироваться. И уже завтрашний день он начнет с деформированным состоянием нервной системы и на окружающую действительность будет смотреть через это свое состояние. И каких-то возможностей не увидит, и договориться с кем-то не сможет. Допустим, человек занимает высокий пост, но порождает вокруг себя очень большое напряжение, и общее дело при этом страдает. Тогда другие люди, принимающие решения, могут исключить такого начальника из команды.

 

В цикле «Остаться человеком (жизнь сердца). Часть 2» (пункты 37, 38) в контексте бесед про офис рассказывается о доминанте любви. Речь идет о том, что человек за отправную точку в своих размышлениях и действиях берет слова апостола Павла, призывающего «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Приняв эти слова за фундаментальное основание, человек начинает стремиться к тому, чтобы во всех встречающихся ситуациях не была нарушена его связь с Богом, совестью и с окружающими людьми. Если он чувствует, что при каких-то обстоятельствах оно нарушается, то думает, каким образом его восстановить. Так со временем формируется навык стремиться к подобной связи. И там, где другой, находясь в сложной ситуации, поссорится и приобретет себе врага, этот человек сумеет не просто преодолеть конфликт, но сможет установить значимый контакт с ближним.

Конечно, речь идет не о какой-то игре в интриги, а о том, что человек стремится сохранить любовь к людям именно потому, что в каждом видит образ Божий и знает, что в ближнем его спасение, как говорили святые отцы. Такой человек не чувствует себя одиноким, и мир поворачивается к нему той стороной, какой он повернулся к ближнему своему. Академик А.А.Ухтомский сформулировал закон, как он назвал его, «заслуженного собеседника». Кратко выразить этот закон можно в следующей формулировке: Мир повернется к тебе той строгой, какой ты повернулся к нему[4] (примеры комментирующие тему «закона заслуженного собеседника», см. в цикле «Остаться человеком (выживание). Часть 3», в пунктах 8g-11a).

Человек, стремящийся к любви к Богу, другим людям и контакту со своей совестью, может надеяться, что в нужное время ему будет дана в помощь информация о преодолении встречающихся затруднений. А от того, кто живет только ради себя, своего эгоизма и интересов, люди отворачиваются.

 

Если человек смотрит на мир сквозь призму стремления к любви, то множество конфликтных ситуаций, из которых потом возникают серьезные затруднения, просто не формируются, а если зачатки конфликтов и возникают, то они быстро нейтрализуются, так как человек стремится к примирению, причем исходя из очень серьезной мотивации. Если же ее нет, то нет и стремления к миру во всех ситуациях, ведь далеко не каждый учитывает, как слово, сказанное им сегодня, отзовётся через пять лет.

Стремясь жить по заповедям Божиим, по любви, человек старается предупредить недоумение других людей, по возможности успокоить их, а значит, проблемы и конфликты в его жизни не будут нарастать как снежный ком. Напротив, рядом с ним воцаряется мир.

Слова святителя Иоанна Златоуста, хотя и адресованные священнослужителям, уместны и актуальны в данной теме. Святитель считал: «Столько и даже еще более надобно стараться о том, чтобы не только истреблять и останавливать возникающую худую молву, но и предвидеть издалека, откуда она могла бы произойти, наперед уничтожать причины, от которых она происходит, и не ждать, пока она составится и распространится в устах народа; потому что тогда уже не легко истребить ее, но весьма трудно, и может быть даже не возможно, и притом будет опасно, чтобы не произошел вред для народа» («Шесть слов о священстве», слово 6, параграф 9).

Таким образом, святитель советует заранее предвидеть, откуда может произойти смущение людей, чтобы устранить его причины, не дожидаясь распространения.

 

В качестве комментария к теме доминанты любви можно привести ссылку на книгу Роберта Киган, Лайзы Лейхи «Неприятие перемен» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017). Авторы книги работали по приглашению различных компаний и общественных организаций на тем, чтобы помочь устранению тех моментов, которые препятствовали компаниям и организациям двигаться к цели. Одним из часто встречающихся препятствий являлся человеческий эгоизм. Вследствие пронизанности эгоизмом сотрудники компаний и организаций теряли возможность договариваться друг с другом и сообща делать общее дело. Вот, что отмечали некоторые люди, с которыми работали авторы книги.

· Мы не очень вни­матель­но слу­ша­ем друг дру­га. Мы пред­по­чита­ем го­ворить.

· Мы об­сужда­ем друг дру­га «за спи­ной».

· Мы поз­во­ля­ем ин­те­ресу­ющим нас лич­но воп­ро­сам брать верх над воп­ро­сами, ко­торые ин­те­ресу­ют весь кол­лектив.

· Мы не ста­ра­ем­ся прис­лу­шивать­ся к то­му, что дей­стви­тель­но ин­те­ресу­ет на­ших то­вари­щей.

· Мы не де­лим­ся ин­форма­ци­ей.

· Мы слиш­ком кри­тич­но от­но­сим­ся друг к дру­гу.

· Мы соз­да­ем кла­ны и груп­пи­ров­ки и сот­рудни­ча­ем толь­ко в их рам­ках.

Сот­рудни­ки одной компании вследствиие работы с авторами книги увидели, например, что «ис­крен­нее на­мере­ние ук­ре­пить сот­рудни­чес­тво тор­мо­зилось дру­гим ис­крен­ним, но не та­ким за­мет­ным (до то­го мо­мен­та) стрем­ле­ни­ем не по­лагать­ся ни на ко­го, кро­ме се­бя».

 

Покаянная молитва

 

Если мы пришли домой в спокойном, адекватном состоянии, то мы действуем по тому распорядку, который у нас уже заведен. Но если в течение дня была такая суета, что нельзя было даже на минуту остановиться и как-то собраться с мыслями, сориентироваться в ситуации, обдумать свои слова и поступки? Например, сразу после службы - лекция, затем аэропорт, самолет, другой город, там без передышки встреча, и только глубокой ночью в гостинице, мгновения наедине с собой. Свое молитвенное правило читать невозможно, потому что в голове стоит гул, словно от пчелиного роя. И здесь, чтобы просто прийти в себя, чтобы отлегло от сердца, можно опуститься на колени перед Распятием и сказать: «Господи, прости меня, что весь день я бежал, не останавливаясь, чтобы подумать, кто я и куда иду! Прости меня, что я не благодарю тебя за то, что ты можешь принимать мои молитвы!». Речь идет о том, чтобы без всякого лукавства, по-детски сказать все, что было в течение дня. Это не обязательно делать каждый день, это не заменяет правило, а дополняет его. Не обязательно перечислять все. Просто, если в течение дня были какие-то травмирующие нас ситуации, которые искривили нас, необходим и наш отклик на это, чтобы восстановить равновесие. Мы хотя бы в этой покаянной молитве должны признать нашу вину за это искривление, помня о том, что оно неверно и не является нормой.

Неверно считать такое моление рабской обязанностью. Здесь надо говорить не о покорности раба, а о радости, что есть Тот, Кто слышит наши молитвы и Кому небезразличны наши проблемы. И Он дарует реальное, осязаемое облегчение нашей измученной душе.

Не обязательно вспоминать каждую минуту дня, на это есть испытание совести, где мы можем методично в течение пяти-десяти минут пройтись по этому дню. Здесь нужно определить то конкретное, что выбило нас из колеи. Например, мы могли во время поездки в аэропорт неловко пошутить и этим обидеть человека. Потом остановиться и как-то осмыслить это времени не было. У нас просто появился на душе этот рубец — память о том, что мы человека обидели, а поток событий уже мчит нас дальше.

Прилетев в другой город, мы встретились где-то в ресторане, там объелись и опять что-то сделали не то, но по-прежнему нет возможности остановиться и сказать из глубины сердца: «Господи, прости меня, что я опять прельстился едой!» Рубцы на душе добавились, но мы опять с ними ничего не сделали. И в конце дня наша душа вся искромсана, болит и ждет успокоения, исцеляющего пластыря — покаянной молитвы.

 Поэтому, помолившись хотя бы кратким правилом Серафима Саровского и заключительной молитвой вечернего правила «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу...», человек разбирает прошедший день хотя бы кратко. Подмечает, в связи с чем он утратил мир, продумывает, как в дальнейшем в подобных ситуациях сохранять спокойствие.

 



2019-11-13 465 Обсуждений (0)
О доминанте любви. Закон «заслуженного собеседника». О сохранении единства с Богом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О доминанте любви. Закон «заслуженного собеседника». О сохранении единства с Богом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)