Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 2. Внутренний источник движения.



2019-11-13 259 Обсуждений (0)
Часть 2. Внутренний источник движения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная статья представляется собой некий комментарий к лекциям цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». В этих лекциях проводились параллели между узником концлагеря и офисным служащим, между узником концлагеря и жителем мегаполиса.

Во второй части лекций был сделан акцент на проблемах офисного работника. Была предпринята рассмотреть эти проблемы в русле христианского мировоззрения на основе опыта людей, прошедших через экстремальные обстоятельства (гонения, концлагеря) и выживших не только в качестве биологических объектов, но и качестве личностей, имеющий веру, идеалы и свой путь в истории. В данной статье приводится лишь некоторые мысли, изложенные в лекциях.

1.1 Ежедневная работа над собой и способность вчувствоваться в социальную ситуацию

 

Кто-то скажет, что у него нет возможности по возвращении домой с работы ни читать, ни молиться, ни испытывать свою совесть, вспоминая прошедший день. Бывает, что человек к вечеру полностью «разобран» дневной суетой. Чтобы возвращаться домой в уравновешенном, вменяемом состоянии, нужно помнить, что и мысли, и слова, и поступки неизбежно оставляют в нас определенный след.

Привычка суетиться, необдуманно говорить, действовать, подчиняясь спонтанно возникающим страстям и желаниям, формирует определённый тип реакции на происходящее — как бы “дремлющее” состояние, при котором человек теряет способность трезво оценить происходящее. Необходимость срочного решения внезапно возникшей сложной жизненной ситуации лишает его покоя, вызывает волну негодования и возмущения. Можно ожидать, что, когда этот человек будет стоять перед выбором, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь, он не сможет принять верное решение.

Нужно помнить, что в экстремальных ситуациях просыпается то, что по крупицам собирается внутри человека. Чтобы не стать самому себе предателем, нужно разбирать происходящее по совести, тормозить себя при желании с шага перейти на бег, не отвечать злом на зло. Если навык по-христиански реагировать укрепится, то человек и в критической ситуации с Божией помощью не потеряет голову.

Через воспитание навыка решаются и такие вопросы: «Когда я встречаюсь с людьми невежественными, некультурными, они ругаются, и я теряю мир, что делать?». Какое-то время нужно потрудиться, чтобы воспитать в себе навык по-христиански реагировать на ситуацию.

Если боксер пропускает удары, ему нужно выработать систему реакций, которые помогут уходить от нападения. Внимание и наблюдательность, способность быстро двигаться, развитое чувство дистанции - все направлено на то, чтобы сориентироваться и исключить возможность пропустить маневр противника. Также и “натренированный” христианин в конфликте вместо гневных слов скажет умиротворяющие.

Например, в одном доме поселились два человека. Один был очень сильно обижен на другого, который пришел к первому что-то попросить. Зная, что обидчик обратится с просьбой, тот приготовился в ответ воскликнуть: «Вот ты сейчас ко мне пришел, а помнишь, как ты меня обижал?» Но, так как он уже стремился в себе воспитывать христианские навыки, то вместо этого сказал: «А ты, может, чаю хочешь?» Они попили чаю, очень хорошо поговорили и расстались мирно. В критический момент сработало то благо, что человек прежде вкладывал в себя мало-помалу.

 

Если человек каждую ситуацию старается разбирать по совести и не позволяет себе увлекаться грехом даже в мелочах, то с годами у него формируется способность определять примесь греха в самом запутанном деле. Например, в постный день он не скажет себе: «Что за важность, если съем этот пирожок с яйцом».

Если попускать такие “мелочи”, то “внутренний прицел” будет постоянно сбиваться, и наоборот, без поблажек он будет становиться все более точным. Со временем человек, может быть, с Божией помощью приблизится к тому, что описал апостол Павел, говоря о чувствах, приученных к различению добра и зла... (Евр. 5:13-14). Внутренним натренированным чутьем человек почувствует примесь греха в запутанном деле, даже когда его рассудок еще не успел проанализировать ситуацию и определить, что не так. “Загорелась красная лампочка”, поэтому он возьмет паузу на обдумывание и поймет, что же вызвало у него смущение и тревогу.

           

Точно так же, стараясь с любовью относиться к ближним, мы формируем навык чувствовать социальную ситуацию. Это качество важно для руководителей, и ему пытаются сейчас научить на бизнес-тренингах. Оно развивается само по себе у тех, кто любит людей. В общении это проявляется вниманием и заботой о чувствах собеседника. Чуткое отношение к ближнему постепенно распространяется на взаимодействие с окружающими вообще.

Неуловимые изменения текущей обстановки могут быть незаметны для всех, кроме любящего, который способен отреагировать на них. Эта способность сродни художественному дару увидеть в заготовке будущее произведение искусства: только художник угадает в веточке образ льва, который можно создать, обработав ее. Когда человек, наделенный такими способностями, станет разворачивать план местности, то ему будет ясно, где должна в перспективе проходить магистраль между государствами, даже если ни для кого другого на данном этапе это не очевидно.

Примечательно, что к этому приходят люди, не связанные с христианством. Дело в том, что евангельские заповеди содержат фундаментальные законы мироздания. Если человек следует этим законам, то он гармонично развивается, становится счастливым. Отступая от этих законов, он сталкивается со страданием.

  

1.2. Опыт узников концлагерей в преодолении воздействия, направленного на разрушение личности  

 

Основной закон, на который необходимо ориентироваться, — любовь. Важность этого духовного закона на собственном жизненном опыте познали узники концлагерей, прошедшие через невероятные страдания.

 Вот история советского разведчика Дмитрия Александровича Быстролетова, репрессированного в 1937-м году. Опытный разведчик, попав в концлагерь, понял: чтобы выжить здесь, нужны отнюдь не профессиональные качества в духе Макиавелли — умение интриговать, льстить, подличать, подставлять другого. Напротив, чтобы выжить в этих нечеловеческих условиях, необходимо самому оставаться человеком. Такой совет дал ему человек, далекий от христианства, но пришедший к идеям христианства через жизненный опыт: «Потеряешь в себе человеческое — выйдешь мертвецом!» В дальнейшем Быстролетов убедился в  справедливости этих слов. «Победит на нашей земле только человечность!...», - пишет он. «Вместе с любовью и надеждой вера — великая сила» ( "Пир бессмертных. Книги о жестоком, трудном и великолепном времени. Возмездие». Том 3, гл. 18). Открытый им путь выживания личности разведчик передал одной узнице. Покидая лагерь, она благодарила его за то, что он протянул ей руку помощи и открыл тайну любви. Парадоксально, но факт: находясь в концлагере, в самом эпицентре страдания, эта женщина научилась любить людей. «Чем крепче я всех их люблю, тем больше они меня любят! Просто удивительное дело — получилась любовь за любовь! Во как! Жить мне стало с того легче, я теперь сильная: не боюсь жизни никак!» — говорила она. Эта женщина свидетельствовала, что в лагере она «прожила самый главный в жизни период — стала человеком».

 

К подобным убеждениям пришел и автор знаменитого автобиографического романа «Шантарам» — Робертс Грегори Дэвид. Из этой книги возьмем данные более автобиографическиого характера. Философские же размышления автора насчет сравнительно богословия оставляем в стороне. Автор сам признавался, что за его плечами был многолетний наркотическо-преступный опыт, и этот опыт не был до конца им изжит, что можно понять из самого романа, в котором автор, помимо прочего, писал, как работал на мафию и принимал наркотики. Понятно, что человек, не изживший из своей жизни опыт такого плана, вряд ли может считаться экспертом в области религиозных вопросов.

На протяжении романа он через многие муки и боль приходит к некоторым основным идеям, которые получает православный христианин в начале воцерковления. Автор романа свидетельствует, что ему потребовалось много лет страдания и странствий по миру, чтобы узнать то, что он знает о любви. Несмотря на то, что он встречал людей и богатых, и именитых, обладающих реальной властью, он понял, что лишь царство души человека делает его подлинно величественным и свободным. Он понял, что только люди, которые отдают себя ближним и стараются улучшить мир через добрые дела, являются истинными королями, «обладают подлинной силой». Когда его избивали, его разум кричал, но он осознал, что даже в этом беспомощном состоянии он был свободен: он мог возненавидеть своих мучителей, а мог их простить.

Казалось бы, такая свобода весьма относительна, но она открывала перед ним целую вселенную возможностей. «Сделанный тобою выбор между ненавистью и прощением может стать историей твоей жизни». Роберт, так звали героя этого произведения, прошел через очень серьезные испытания: его предали близкие - человек, которого он считал своим отцом, женщина, которую он любил. По чьему-то доносу он попал в тюрьму, где едва не погиб. Но, придя к идее прощения, он успокоился. Когда он решил простить и не убивать женщину, из-за доноса которой был арестован, его рука, «собравшись бросить камень отмщения, выпустила его». Ему показалось, что его наполняет и поднимает свет. И он почувствовал себя свободным, достаточно свободным, чтобы пожалеть и даже простить человека, которого хотел убить.

Вторая мысль, к которой, после невероятных страданий, он приходит в конце романа, состоит в том, что он признал себя виноватым в случившемся. Он признал свою вину и почувствовал, как его сердце раскрывается навстречу миру, «освобожденное от груза страха, обиды». Главный герой прошел через тяжелейшие потрясения, какое-то время он считал судьбу чем-то неизменным, данным человеку с рождения раз и навсегда, чем-то столь же неизменным, как небесный круговорот, но на определенном этапе жизни он понял, что истина состоит в том, что «в каких бы обстоятельствах жизни ты ни оказался, каким бы счастливым или несчастным ты ни был, ты можешь полностью изменить свою жизнь одной мыслью или одним поступком, если они исполнены любви».

 

1.3. Свобода выйти за границы предпосылок и противостоять даже самым тяжелым и страшным обстоятельствам

 

Любовь дает человеку силу духа, рождает великодушие. А они помогают выстоять даже в самых тяжелых и страшных обстоятельствах. Это подтверждено опытом людей, прошедших концлагеря, тюрьмы, перенесших страдания и выживших в экстремальных обстоятельствах. Опыт,вынесенный ими из мест заключения, актуален и для тех, кто не находится в тюрьме и в экстремальной ситуации. К подобным мыслям пришел и известнейший психиатр Виктор Франкл. Как невролог и психиатр, он хорошо разбирался в биопсихологическом устройстве человека, но еще он прошел через четыре концлагеря и знал, что человек “обладает свободой выйти за границы всех предпосылок”[1].

Травматический опыт стремится сломать человека, сделать его поведение обусловленным определенными предпосылками. Психологическое состояние, к которому приходили узники концлагерей вследствие переживания травматического опыта, может быть актуализирования и вне заключения. Главное, чтобы человек не утратил разумную деятельность, любовь и способность прощать. Чтобы оправдывал не только себя, не переставал молиться и не потерял источник внутреннего движения. Если человеку не удается сохранить эти ценности, то внешняя среда разламывает его. И тут уже не так важно, что это конкретно: концлагерь, офис, компания или секта.

 



2019-11-13 259 Обсуждений (0)
Часть 2. Внутренний источник движения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 2. Внутренний источник движения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)