Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция социальной среды



2019-11-13 197 Обсуждений (0)
Концепция социальной среды 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория «созависимости» настораживает утверждением о ее всеобщем характере. Существуют исследования, свидетельствующие о том, что «созависимость» характерна почти для 98% взрослого населения. То есть психика 98% людей страдает от поведения окружающих. Представьте преподавателя, которого пригласили читать лекции группе из 100 человек. Он заходит в аудиторию и видит, что 98 из них «избиты» друг другом. Не родится ли у него мысль, что у всех ста человек не все в порядке с головами? В чем причина такой всеобщей ненормальности?

Не в наличии ли расстройства человеческой природы, которое Церковь называет первородным грехом? Это «расстройство человеческой природы во всех её душевных и телесных свойствах, расстройство ума, воли, чувства и самой телесной жизни» «не есть нечто случайное в нас и прехо­дящее, но постоянное, живущее в нас» [8].  Наличие этой внутренней поврежденности, проявляющейся как наклонность к греху, ощущается почти всеми. Но как объяснить факт ее возникновения при отказе от православной модели миропонимания? Факт возникновения внутренней поврежденности можно в этом случае объяснить только ссылкой на социальную среду. «Всё у них потому, что "среда заела»»,— и ничего больше!», – восклицает Разумихин в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными». В такой концепции «вся жизненная тайна на двух печатных листках умещается». Устами Разумихина Достоевский справедливо замечает, что создатели таких концепций не любят живого процесса жизни, не берут в расчет человеческую натуру. Но «с одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и всё на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое разрешение задачи! Соблазнительно ясно, и думать не надо! Главное – думать не надо!»

Эти слова отчасти можно применить и к теории «созависимости». Да, в рассмотрении отдельного примера какого-нибудь человека или группы людей теория «созависимости» может дать некоторые ориентиры для анализа ситуации. Но в роли инструмента миропостижения она выступить не может. В теории «созависимости» размыта грань между причиной и следствием. Проблемы девочки А. еще можно как-то увязать с проблемами мамы и папы. Но с чем увязать проблемы самих родителей? Этот вопрос можно рассматривать как по горизонтали (проблемы миллионов мам и пап, живущих сейчас – откуда они?), так и по вертикали (преемственная цепь поколений).

Настоящее обсуждение семейных проблем перекликается с некоторыми идеями из статьи протоиерея Александра (Новопашина). Его статья «Компьютерная зависимость как проблема неправильного воспитания» содержательна и насыщена смыслами. Помимо прочего, она рассказывает о том, что в детях, увлекающихся компьютерными играми, возрастает тяга к насилию. Отец Александр обращает внимание читателя на следующее: «чтобы излечиться от этого, необходимы изменения внутри семьи. Необходимо изменить духовную атмосферу, научиться относиться друг к другу со вниманием, любовью. Только при этих условиях возможно добиться каких-то изменений». «Защитить сегодня от кибермании наших детей невозможно никаким другим способом, кроме правильного, целостного воспитания прежде всего внутри семьи». Но беда в том, что «современная семья, воспитанная на телевизионных программах, не может дать ребенку такого воспитания». Сами «взрослые потеряли из виду нравственные ориентиры». Необходимо эти ориентиры восстанавливать.

Отец Александр вдумчиво отнесся к проблеме семьи. Он отметил, что развитие увлечения компьютерными играми связано с отклонениями в сфере воспитания. Но он не «застыл» на этой мысли. Он пошел дальше. Родители, потерявшие представление о том, как воспитывать детей, не появились «из воздуха». Они родились и выросли на земле. Отец Александр поднимает вопрос: почему стали возникать катастрофические проблемы в сфере воспитания? Он на этот вопрос отвечает вполне определенно.

Теории социума и «созависимости» в этом отношении представляются несколько расплывчатыми. В них утверждается, что все проблемы человека происходят в результате воздействия неблагоприятной внешней обстановки. Но они не объясняют механизма формирования той самой обстановки. Как сформировались невыносимые условия существования, толкающие человека на преступления и уход в аддиктивное поведение (алкоголь, наркомания, игромания и проч.)?

Не в результате ли испарения сдерживающих механизмов, которые препятствовали развитию уже упоминавшегося расстройства, именуемого Церковью первородным грехом? «Цер­ковь осуждает как тех, кои выводят все грехи из наследственного, принудительного влечения, так и тех, кои отвергают определяющее влияние природного расстройства на происхождение всех грехов» [9].

Если ранее существовали механизмы, сдерживающие проявление внутреннего зла, то теперь от этих механизмов общество отказалось. Последствия отказа от христианской оси координат видны в возникновении исследуемого профессором Кара-Мурзой феномена «молекуляpной гpажданской войны» [10]. Этот феномен проявляется «как множественное и внешне бессмысленное насилие на всех уровнях, от семьи и школы до веpхушки госудаpства». Это насилие не организовано какой-либо партией, оно не преследует определенных целей. Его не успокоить путем удовлетворения каких-либо требований, так как их никто прямо не выдвигает. К тому же эти требования столь пpотивоpечивы, что нельзя найти никакой "золотой сеpедины". «Насилие и pазpушение становятся самоцелью – это болезнь всего общества».

Что же происходит? Всех этих людей в детстве ругали родители? Феномен «молекулярной гражданской войны» кто-то объясняет влиянием психо-технологий и СМИ. Но откуда взялись тысячи работников СМИ, готовых заниматься разрушительной деятельностью по отношению к народу?

«Из сердца исходят, – говорит Спаситель, – злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Христианство дало людям возможность противостоять импульсам, рвущимся изнутри. После того, как человечество начало двигаться к отказу от христианства, сдерживающих факторов становится все меньше и меньше. Все меньше становится причин не убивать, люди перестают понимать, почему нельзя быть жестокими (подробнее см. в статье «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества» [11]). «Я восстановил религию; – говорил Наполеон Бонапарт, – это заслуга, последствия которой неисчислимы, потому что если бы не было религии, то люди убивали бы друг друга из-за самой сладкой груши и самой красивой девушки» [12].

 Теория же «созависимости» свидетельствует о том, что причина всеобщей ненормальности заключается в упущениях воспитания, которое происходило в рамках дисфункциональной семьи. Какая-нибудь девочка, родив ребенка, будет плохо его воспитывать, потому что ее саму в детстве плохо воспитали. Но почему же ее в детстве воспитали плохо? Откуда же взялось такое количество неправильно функционирующих семей? Почему юноши и девушки, вступая в брак, создают дисфункциональные семьи? С точки зрения данной теории, они получили травмы в детстве и стали неспособны к тому, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Но почему родители этих людей создали условия для их травматизации, почему родители не окружили их любовью? На этом теория заходит в тупик.

Крах семьи

А ответы на эти вопросы очень просты: родители не имеют мировоззренческой базы для того, чтобы создавать полноценные семьи. Современные люди воспринимают ребенка как помеху, многие вступают в брак, чтобы пожить в свое удовольствие. Многие современные родители попросту не мотивированы на полноценное воспитание своих детей («Кошкин дом»). Отказ от христианского мировоззрения привел к тому, что люди утратили понимание того, какой должна быть истинная любовь.

Раньше, как пишет Н.А. Нарочницкая, русский народ знал, зачем он живет, у него был идеал. А ныне утрачено «библейское чувство продолжения рода». Многодетность теряет свою привлекательность. Семейные ценности стали неактуальными, чему способствовало и развитие у людей гедонистического отношения к жизни [13].

Что такое гедонистическое отношение к жизни? Один из аспектов такого отношения состоит в том, что сексуальное удовлетворение становится одним из главных мотивов вступления в брак. Митрополит Мелетий Никопольский писал, что «когда-то дети представляли собой самое большое счастье для супругов. Сегодня они мешают, они являются препятствием в их стремлении к сексуальному удовлетворению» [14]. «Секс убивает деторождение; гордость - взаимную лю­бовь; эгоизм - помощь друг другу. Поэтому семьи катаст­рофически распадаются» [15].

Крах семьи есть следствие, а не причина упадка духовной жизни. «Крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением детей и молодёжи» проявились, как писал игумен Анатолий (Берестов), «в результате духовно-нравственного разложения общества» [16]. Эта мысль – ключевая в его книге «Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании, наркомания и право».

Приблизительно о том же в свое время писал и святитель Игнатий (Брянчанинов). Рассматривая вопрос упадка нравственности и религии в среде мирян, он привел данные о бракоразводных процессах. Эти данные были предоставлены святителю митрополитом Серафимом. Когда владыка Серафим был викарным епископом в Москве, «тогда в московской консистории бывало бракоразводных дел одно, много два, в год; старцы же архиереи того времени сказывали ему, что в их молодости бракоразводных дел вовсе не существовало» [17]. Для святителя Игнатия был очевиден факт усиливавшегося кризиса нравственности среди мирян. Следствием этого упадка стал упадок нравственности и в монастырях.



2019-11-13 197 Обсуждений (0)
Концепция социальной среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция социальной среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)