Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упадок нравственности в монастырях



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Упадок нравственности в монастырях 0.00 из 5.00 0 оценок




«Упадок нравственности в монастырях есть прямое последствие упадка нравственности и религии в среде мирян», - говорит святитель Игнатий. Почему так? Насельники монастырей не прилетают в обители с Луны или с какой-то другой планеты, а приходят из этого грешного мира. Вследствие общего упадка христианства в среде мирян из мира в монастыри стали приходить люди, «поврежденные по телу и душе». В монастыри стали вступать люди, «наполнившие память и воображение чтением романов и других подобных книжонок», «пресытившиеся чувственными наслаждениями, получившие вкус ко всем соблазнам». Большинство вступающих в монастыри делает это для «обуздания себя».

Складывается впечатление, что святитель написал свою статью «О монашестве» по поводу, сходному с поводом настоящим. Прослеживается тот же перечень вопросов: упадок монашества, упадок семьи, меры по возрождению монашества, поднимается вопрос и о психологии.

Святые отцы и психология

На последний вопрос косвенно указывает ссылка святителя Игнатия на совет, который преподобный Сисой Великий дал одному брату. Брат тот исповедовал преподобному свои непрерывающиеся падения. «Преподобный ободрил его, посоветовал ему каждое падение врачевать покаянием, и пребывать в подвиге». «Основателен ли совет?» – спрашивает святитель. «Как бы следовало поступить тут по мнению новейших теористов? Вероятно уже как-нибудь иначе».

С точки зрения святителя, монашество, являющееся наукой из наук, доставляет «самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в Экспериментальной Психологии и Богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку».

Позиция Б.Д. Карсавского, редактора «Психотерапевтической энциклопедии», перекликается с мыслью святителя. Красавский пишет, что «святые отцы не знали православной психотерапии как таковой, но она пребывала в жизни Церкви и в ее проповеди как факт» [18].

Среди писем святителя Игнатия, есть письмо, в котором удивительно точно описывается уже упоминавшийся феномен так называемого «созависимого поведения». Этот анализ можно приложить к той форме, грани так называемых «созависимых» отношений, которые характеризуются навязчивым желанием одного человека контролировать поведение другого человека.

Письмо, о котором идет речь, адресовано «брату, занимающемуся умной молитвой» и начинается со слов «Первое письмо твое от 7-го сентября я получил». Корень разрушительного воздействия – собственная эгоцентричность. Этот брат, пытаясь спасти другого, забыл, что есть Промысл Божий. Больное сердце брата представило ему «Бога покинувшим бразды Ему Единому принадлежащие». Исцелить болезненные отношения с N. святитель советовал брату с помощью часто повторяемой молитвы: «Господи! N., которого я думал так любить, думал так уважать, – называл, обманываясь, моим, – Твой, Твое создание» [19] (и далее по тексту).

Святитель не знал слова «созависимость», но он очень точно описал суть явления, которое сегодня пытаются выразить этим понятием. Не всуе отметил и Карсавский в «Психотерапевтической энциклопедии», что «все содержание аскетики насквозь психологично».

То есть, в творениях святых отцов мы не встречаем терминов «аддикция», «когнитивный диссонанс». Святые отцы писали о движениях души своим языком, целомудренно и кратко. Какой-нибудь аскет, проведя десятки лет в строжайшем самонаблюдении, сообщал интереснейшие подробности о тончайших движениях души. На каком глубоком уровне описывает свои психологические наблюдения преподобный Иоанн Кассиан Римлянин!

А в творениях преподобного Марка Подвижника [20] («почил, надо полагать, в начале пятаго века» [21]) отчетливо узнаются некоторые положения из учения нейрофизиолога, академика А.А. Ухтомского о доминанте. Учение академика Ухтомского можно, вне всякого сомнения, именовать комментарием к евангельскому учению о любви. В терминах нейрофизологии он описывает процессы, известные нам по святоотеческим творениям. Возможно, когда-нибудь появится работа, в которой святоотеческие мысли и мысли Ухтомского будут спаяны в единую систему. Здесь же о доминанте будет сказано кратко. Многие из важных мыслей Ухтомского приведены не будут. В настоящую статью включено лишь то, что имеет непосредственное отношения к разбираемым в ней вопросам [22]. Эта поправка имеет прямое отношение к трудам преподобного Марка, о которых было сказано выше. Его мысли созвучны со словами Ухтомского о возникновении доминанты и о ее проявлениях в деятельности сознании. В данной статье механизм ее формирования рассматриваться не будет. Речь больше пойдет о свойстве доминанты менять механизм восприятия действительности.

Для чего в статье о проблемах монашества упоминать учение о доминанте? Это учение дает нам основу для понимания причин возникновения различных теорий, а также – основу для понимания тех проблем, на которые отчасти указывает статья отца Агапия.

 



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Упадок нравственности в монастырях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упадок нравственности в монастырях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)