Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2000.



2019-11-20 410 Обсуждений (0)
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2000. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет, задачи, методы и средства тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греческого тифлос - слепой) – это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

К детям с нарушением зрения относятся:

1. Незрячие с полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие vis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией.

3. Дети с косоглазием и амблиопией.

Тифлопедагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин, а именно общая педагогика, дефектологи, тифлопсихология, патофизиология, офтальмология, гигиеной, педиатрией.

Дошкольная тифлопедагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей имеющих нарушение зрения.

Исследования в области дошкольной тифлопедагогики доказали, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционная педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка. Формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Таким образом, дошкольная тифлопедагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации, процессы специального дошкольного образования детей с нарушением зрения.

Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения.

Предметом – является теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития.

Субъектом на который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь является личность ребенка дошкольного возраста имеющего какое-либо нарушение зрения.

Задачами дошкольной тифлопедагогики являются:

1. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением зрения.

2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения.

3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории.

Основной целью дошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования.

Специфика обучения и воспитаниядетей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей, специфических особенностей развития детей данной категории.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмами и условиями компенсации нарушенных функций, формами, содержанием и методами дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

Система и содержание воспитания и обучения детей с нарушениями зрения в России

I ступень – от рождения до 3х лет

  • домашнее воспитание
  • детский дом малютки
  • центр ранней помощи
  • кабинет охраны зрения при детских поликлиниках
  • ясельные группы при я/с (до 2х лет)

П ступень - от 3х до 7 лет

  • специализированные детские сады коррекционного вида
  • специализированные коррекционные группы при общеобразовательных детских садах
  • УВК (д/сад и начальная школы 1-4 кл.)
  • специальные группы при специальном ЦВ к Мкп

III-IV ступени – школьное обучение.

В настоящее время существует сеть специальных ДОУ смешанного типа, куда поступают в основном дети с амблиопией и косоглазием, некоторое количество слабовидящих детей и незначительное количество слепых.

ДОУ для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей их познавательной деятельности, двигательной сферы.

Содержание обучения и воспитания направлено на решение общих и специальных задач формирования знания, навыков, умений, обеспечивающих слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания и обучения в детском саду.

Наряду с этим ведены специальные разделы по размещению зрительного восприятия и формированию предметных представлений; социальной адаптации и ориентировке в пространстве; развитию осязания, слухового восприятия; лечебной физкультуре, ритмике, коррекции речи.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания. С целью предупреждения, выявления вторичных отклонений при раннем выявлении нарушений зрения и преодоление, ослабление или устранение недостатков в познавательной деятельности, физических отклонений некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личностей.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III (невидящие) и IV (слабовидящие) вида для детей с нарушением зрения.

Важнейшим условием жизнедеятельности детей с нарушением зрения в условиях специального ДОУ соответствие учебных нагрузок психофизиологическим особенностям детей.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений.

Обучение детей с нарушением зрения в детском саду осуществляется на занятии с группой 10 человек невидящих, либо слабовидящих детей или 10 – 12 человек с амблиопией и косоглазием. Занятие носит фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач, формирование знаний, умений, навыков обеспечивающих этим детям дальнейшее успешное поступление в школу.

Специальные программы разработаны на основе программы обучения и воспитания в общеобразовательном детском саду. На ряду с этим, введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, коррекции речи, ритмики.

Методы в дошкольных учреждениях используются на основе общих дидактических принципах обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития в предметно – практической деятельности.

Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного и осязательного). Условие, необходимое для успешного обучения слабовидящих детей – это оптимальное использование наглядных пособий. Широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.

Для преодоления вербализма предметных представлений и расширение чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях. При этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного выполнения задания в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации. В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка, его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы по развитию и активизации зрения, по его охране, а также укреплению общего состояния здоровья. Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Данный вид дошкольных учреждений входит в систему образования и открывается комитетами образования совместно с отделами здравоохранения. Общее педагогическое руководство осуществляется комитетами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения. В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК. Решение о зачислении в учреждение, о выходе из него принимаются ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1. Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2. Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3. Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

Основные программные методические документы, регламентирующие деятельность данных дошкольных учреждений разработаны в институте Коррекционной педагогике, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом Глазных болезней имени Гельмгольца. В содержание обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия по:

- развитию зрительного восприятия;

- ориентировке в пространстве;

- социально-бытовой ориентировки проводятся тифлопедагогом.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих ДОУ, возникли как необходимость оказания помощи семье, в воспитании детей, имеющих нарушение зрения.

Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, а также частных и других дошкольных учреждениях. Комплектование групп осуществляется ПМПК. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного нарушения. Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольных учреждений, так и в условиях семьи. Основной целью консультативных групп является:

1. Выявление детей с нарушением зрения не посещающих дошкольные учреждения, но нуждающихся в комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Консультирование родителей в связи со своеобразием особенностями психофизического развития ребенка и разработка, совместно с родителями, программы его обучения и воспитания.

3. Обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей в условиях семьи.

4. Проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении, либо в условиях семьи.

5. Изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящее время, так и в будущем. Данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы номенклатурные акты, регулирующие их деятельность.



2019-11-20 410 Обсуждений (0)
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2000. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2000.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)