Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ



2019-11-20 279 Обсуждений (0)
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят от­даленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревь­ях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обста­новку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо:

1. создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

2. оптимально использовать наглядные пособия;

3. применять специальные методы обучения и вести коррекци­онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

4. подходить к обучению индивидуально, учитывая психофи­зиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: дос­таточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз де­тей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообраз­ных коррекционных упражнений для зрения.

В понятие достаточной освещенности помещения входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устране­ние слепящего действия источников света, а также резких и глубо­ких теней, приближение спектра излучения искусственных источ­ников к спектру дневного света. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300, в комнате размером 62 кв. м. размещается б светильников, общая электромощность составит 1800 Вт, а удельная мощность на 1 кв. м. — 30 Вт.

Правильное размещение светильников (в два ряда по три све­тильника, расстояние от стен до светильников 1,5 м, между ряда­ми 3 м) обеспечивает равномерное освещение.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места сто­лы, за которыми сидят дети, ставят не далее чем 0,5 м от к свето- несущей стены, так, чтобы свет падал слева. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо распола­гать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.

Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Воспитатель постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не смотрели поверх стекол, как это часто делают дети млад­шего дошкольного возраста.

В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т.д.), к использованию наглядного материа­ла и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изоб­ражение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронталь­но, т. е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать воп­росы, пока воспитатель не убедился в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.

Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом воспитатель направляет внимание детей на выделение в картине главных и вто­ростепенных объектов, побуждает детей к активному анализу со­держания.

Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значи­тельное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, вы­делить их характерные признаки. Зная особенности зрительного восприятия детей, воспитатели должны способствовать полноцен­ному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с кото­рыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследо­ваны. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, ри­сунки и другие предметы — детям следует рассматривать на рас­стоянии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кон­чиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассмат­ривании иллюстраций на стол следует ставить подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо- использовать цветные мелки. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспи-(татель позволяет детям подойти к нему, чтобы видеть, как выпол­няется работа. Для улучшения зрительного восприятия и предуп­реждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонст­рация, и самим демонстрационным материалом. При демонстра­ции того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5—7-й минуте, если работа идет на близком для зре­ния расстоянии, проводить физкультурные минутки для снятия зрительного утомления.

Комплексы упражнений для глаз

Физкультминутки для снятия зрительного утомления могут проводится уже на 5-7 минуте занятия, если работа идет для близкого зрительному восприятию расстояния.

Упражнение № 1 «расслабление глаз».

Время выполнения 20-40 секунд, если в комплексе и 3-5 минут если самостоятельно. Поза сидя, лежа, стоя.

Упражнение № 2.

Направление взгляда на горизонт на удаленные предметы. Время выполнения 1-2 минуты, при любой позе при прямой спине.

Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятии

Коррекция зрения ребенка на первом этапе заключается в стимуляции путем акклюзии лучше видящего глаза, при этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего.

Поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно места положения педагога по следующему принципу:

- в первый ряд дети с vis 0,4 и ниже;

- во второй ряд 0,4 до 0,6;

- третий ряд и далее от 0,6 до 1,0.

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если окклюзия правого глаза, то слева от воспитателя.

Детей с расходящимся косоглазием размещают по центу в два ряда.

При рассматривании объектов картин, детей рекомендуется рассаживать следующим образом:

- в 2-3 ряда, соблюдая право и левостороннюю окклюзию;

- нешироким полукругом;

- карэ.

- параллельно справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.

Во всех указанных положения учитывается:

- акклюзия глаз;

- острота зрения;

- вид косоглазия.

Детей с очень низкой vis ниже 0,4 следует сажать за первую парту так, чтобы освящение падало сверху и слева. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1-го метра от глаз.

Иногда можно снимать окклюзии на музыкальных и физо- занятиях, чтобы ребенок не боялся упасть. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия. На музыкальных занятиях дети с низкой vis становятся впереди детей с более высокой остротой зрения.

Требования к предъявлению наглядного материала на занятиях с детьми с нарушениями зрения

Демонстрируя на занятиях наглядный материал необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина меньше дома и т.д.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10-ти штук, а объекты размером 20-25 см от 3-х до 5-ти штук одновременно. Размещать на доске нужно так, чтобы они не сливались в одну линию или пятно, а хорошо различались друг от друга.

Условиями для полного и точного воспроизведения демонстрируемого объекта является:

- выбор адекватного фона;

- выбор определенного цвета, учитывая тот факт, что некоторые цвета в сочетании и на расстоянии могут меняться. Например, красный с желтым = оранжевый, фиолетовый с коричневым = черный, синий с желтым = зеленый, фиолетовый или синий с красным = бордовый;

- постоянное использование указки для показа (причем кончик красного цвета);

- ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза, например при акклюзии правого глаза ребенок находится слева и наоборот;

- педагог у доски справа обязательно лицом к детям;

- некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести фломастером или гуашью);

- образцы для показа на занятиях по изодеятельности должны быть в 2, 2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере;

- для рисования нужно применять как общую, так и индивидуальную натуру для наиболее плохо видящих детей.

Общие требования к характеру стимульного материала:

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 —100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

Стимульный материал должен отвечать ряду условий:

- пропорциональность соотношений предметов по величине и соответствии с соотношениями реальных объектов;

- соотношение с реальным цветом объектов;

- высокий цветовой контраст (80 — 95 %);

- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не долж­но превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Цветовая гамма:

1. Желательно использовать желто – красно – оранжевый и зеленые тона, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

2. Размер предметов до 15 см.

3. Размер используемой натуры до 20 – 25 см.

4. Мелкие картинки также используются на фоне. Одновременно можно демонстрировать две одинаковые картины.

При проведении занятий с дошкольниками, имеющими нарушения зрения предпочтительнее иметь доску темно-зеленого цвета без блеска.

Особенности организации педагогической работы воспитателя специального доу для детей с нарушением зрения

Воспитатель специального коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения на ряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенностями контингента детей. К ним относятся:

1. Создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения.

2. Осуществление мероприятий по охране и восстановлению функций зрения.

3. Повышенная ответственность за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима. Например, время утренних занятий воспитатель может переносить на вечернее время, строго соблюдать длительность занятий.

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога и тифлопедагога.

Каждый вид деятельности, каждое занятие, помимо общеобразовательных задач, имеет коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы. Например, общедидактическая задача формирования представлений о внешнем виде предмета. Специальные коррекционные задачи:

1. Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе.

2. Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью ауторизации.

3. Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие окружающего мира.

4. Расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном восприятии ребенка.

5. Формирование представлений о деталях предмета малодоступных для восприятия.

6. Формирование представлений о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии (полет птиц и т.д.).

Общее формирование понятий развития мыслительных операций:

1. Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесенности слова.

2. Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других:

- по существенным признакам;

- на основе овладения приемами сравнения.

3. Обучение приемам обобщений, классификации и другим приемам с целью формирования понятий.

Оперирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности:

1. Обучение переносить знания, умения и понятия из уровня речи в самостоятельную практическую деятельность ребенка.

2. Обучение умениям переносить знания, умения и понятия в самостоятельную творческую деятельность, свободное пространство и с новыми для ребенка понятиями.

Одним из основных коррекционных направлений является развитие способов зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, которое должно проводиться воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и офтальмолога (различные зрительные гимнастики и нагрузки).

Тифлопедагогическое обследование детей.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направляющей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительных нарушений. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Следует учитывать, что уже в процессе обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребенком хороший контакт, расположить к себе, заинтересовать в занятиях. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. Он пользуется методиками, разработанными для изучения дошкольников с патологией зрения. Например, это «Схема обследования дошкольника с нарушением зрения» (СПб, 1995). Она включает в себя анкету для родителей и анкету для ребенка. Анкета для родителей отражает общие сведения о ребенке и его семье, анамнез, особенности психомоторного развития ребенка до 3 лет. Анкета для ребенка состоит из вопросов и заданий, позволяющих выявить его ориентированность в окружающем мире, особенности его познавательной деятельности и общения, вторичные отклонения в развитии.

По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования, тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полными и объективными эти характеристики могут быть в результате длительного наблюдения за детьми в различных видах их деятельности.

Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований (в начале, середине и конце года). Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

Следует учитывать, что представленная схема обследования предполагает совместное участие в нем тифлопедагога и психолога.

Требования к проведению тифлопедагогом специальных (коррекционных) занятий

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15-20 минут – в младшей и средней группах, 25 минут – в старшей и 30 минут – в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, (например, дети с тяжелыми зрительными нарушениями сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями), тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивидуальную программу обучения на недлительные сроки, например, на одну – две недели. Связано это с тем, что дети данной категории не сразу вступают в контакт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррекционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющих тяжелых зрительных нарушений и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один – два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т. д.) В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т. д., как правило, это дети с глубокими зрительными нарушениями или имеющие сопутствующие заболевания. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

· формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

· формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

· обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1997/ тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

· развитие зрительного восприятия;

· развитие осязания и мелкой моторики;

· ориентировка в пространстве;

· социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.

Схема (Коррекционных) занятий тифлопедагога.

  1. Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
  2. Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).
  3. Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления).
  4. Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).
  5. Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).

Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учетом возраста детей.

Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога.

Направленияработы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения



2019-11-20 279 Обсуждений (0)
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)