Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучение социально-бытовой ориентировке



2019-11-20 271 Обсуждений (0)
Обучение социально-бытовой ориентировке 0.00 из 5.00 0 оценок




В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т. д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т. д.). Знания о труде взрослых расширяются: детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников детского сада. С этой целью тифлопедагог проводит экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т. д. Следует отметить, что у дошкольников с нарушениями зрения необходимо формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане создания понимания недоступности для них ряда профессий из-за нарушения зрения. В то же время необходимо дать как можно более полные и интересные сведения о тех видах профессионального труда, в которых они могут себя реализовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специальное предварительное ознакомление детей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими познавательными возможностями дошкольников с нарушениями зрения, их искаженным восприятием предметов на расстоянии. Например, перед экскурсией на кухню нужно познакомить их с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рассмотреть, обследовать при помощи осязания. Можно провести сюжетно-ролевую игру «Сварим кукле обед». Дети отгадывают загадки о предметах кухонной посуды, составляют загадки-описания самостоятельно и т. п. Во время проведения экскурсий тифлопедагог постоянно направляет зрительное восприятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью других анализаторов: осязания, слуха, обоняния. Экскурсии на природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Например, во время экскурсий в парк дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят с определенными деревьями, сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внешнему виду и запаху, наблюдают порывы ветра и листопад.

Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумываю загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, какой наглядный материал изучали, какие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть четкими, конкретными, дающими возможность уточнить представления по теме помогающими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются использованием наглядности. Подбирается она в соответствии с темой беседы и с учетом зрительных возможностей детей.

В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т. п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица. Позже тифлопедагог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создается представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Развитие зрительного восприятия

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители В. З. Денискина и Л. И. Плаксина 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, из функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами – указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их и т.п. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить название каждого пальца и понять возможности использования рук.

Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, – выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.

Важнейшим предметом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже – самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Например. «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сделан этот предмет?», «Какая у него поверхность?» и т.д.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающих точность и координированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик, разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т. д.

Для укрепления мышц, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием с различных мячей (резиновых, пластиковых, матерчатых, массажных, теннисных), резиновых и поролоновых губок.

Одним из разделов курса по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Особую важность они приобретают для детей с глубокой зрительной патологией.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого короткие; у одного прямые, а у другого волнистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища – вздернутый кверху, т. е. курносый и т. д.). В результате такого осязательного обследования и сравнение у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуальности его облика.

С целью формирования у дошкольников с патологией зрения навыков социально-адаптивного поведения тифлопедагог учит их использовать осязание в общении с детьми и взрослыми. Например, детей упражняют в различении (и самостоятельном выполнении) движений рук: узнавать детей и взрослых по величине и форме рук, по силе пожатия. Тифлопедагог демонстрирует детям, как меняются движения человека в зависимости от настроения, самочувствия, отношения к другому человеку или к его действиям; предлагает детям показать друг другу различные движения, например: «Ласковая рука», «Нежное пожатие», «Строгая рука», «Сильное пожатие», «Успокаивающая рука» и т. д. Подобные упражнения помогают тифлопедагогу в решении задачи формирования у детей неречевых средств общения, являющимися для них социально значимыми.

В занятия по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепку, аппликацию, пластическое моделирование; работу с бумагой, фольгой, нитями, палочками, с мозаикой и т. п.). Проводиться также обучение детей элементам письма и рисования, детей с глубоким зрительными нарушениями обучают чтению рельефных рисунков.

Важнейший вопрос, на решение которого обращает внимание тифлопедагог – обучение детей использованию осязания и движений рук при выполнении различных предметно – практических действий (со зрительным контролем и без него). В тех ситуациях, когда использование зрения затруднено или невозможно, ребенок должен уметь выполнять действия и контролировать их с помощью осязания. Например, при обучении слепых и слабовидящих детей конструированию из бумаги, слепых детей – выполнению построек из строительного материала. Это такая работа, которая требует умения точно совместить углы и стороны бумаги, стороны и грани деталей строителя и т. п.

Большое значение придается активному включению речи детей в процесс осязательного обследования. Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или предметах, которые они могли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.

Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так, дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случает дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму и величину), анализируют эту информацию, сопоставляя ее с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах деятельности

Ознакомление с окружающим и развитие речи детей с нарушениями зрения

В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим и развитие речи занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним мором развиваются умственные способности и речь ребенка, воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, любовь к родному краю. Само познание должно поставлять детям радость. Дети познают мир в различной деятельности: в играх, труде, на занятиях, в повседневной жизни.

При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностях, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия. Воспитатели специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим должны обогащать сенсорный опыт детей, особенно зрительный.

В связи с нарушением зрительных функций детей, процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых следует организовывать с учетом доступности для их зрительного восприятия так, например, в программе рекомендуется наблюдение за строительством дома. Дети с нарушением зрения не смогут увидеть работу подъемного крана, а также каменщиков на большом расстоянии. Во время экскурсий на такие объекты целесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, видеофильмы на эту тему, это будет доступнее детям с нарушением зрения. На экскурсии воспитатель показывает то, что не доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие анализаторы (слуховые, осязательные), например можно показать детям какой строительный материал привозят, или предложить послушать как шумит подъемный кран.

При наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектом. Перед экскурсией надо подумать какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движением транспорта, дети могут послушать с закрытыми глазами шум машин, что заполнит их представление.

В лесу, в сквере дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к шелесту листвы разных деревьев. Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах.

У детей с нарушением зрения могут быть вербальные, то есть словесные, не подкрепленные чувственным опытом представления, этого можно избежать при соответствующей организации процесса непосредственного познания детьми самих предметов, их качеств и свойств.

В работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова, при рассматривании всегда идет беседа, она расширяет и уточняет знания детей помогает правильному пониманию явлений. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединять их в группы по их функциональным свойствам.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал, картинный, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и др. при их использовании надо всегда помнить о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или попросить подойти. Изображение на картинках не должно быть перенасыщено объектами. Воспитатель широко использует индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы.

Для развития грамматически правильной речи необходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать, например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняли какие – либо действия, дается задание рассказывать: «Кто это? В чем одет? Что делает?». Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы. В подготовительной к школе группе в подобной иллюстрации можно давать задания составить предложение из 2-х, 3-х слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок, им предлагается описать игрушку: «Какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? и т.д.» Такие нацеленные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания всестороннего развития личности ребенка, иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Однако детям с нарушением зрения их надо показывать индивидуально с учетом особенностей нарушения зрения. Лучше всего иллюстрации смотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрации этой книги. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести ближе детям, давая возможность каждому рассмотреть ее. При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель показывает иллюстрацию, видеофильм, приносит снег и лед, для наблюдения как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматривают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом доров осени, иллюстрациями осеннего пейзажа, может сделать осенний букет из листьев или цветов.

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания детей.

Развитие элементарных математических представлений у детей с нарушениями зрения

В «Программе обучения и воспитания детей в ДОУ» представлен раздел «Развитие элементарных математических представлений», который включает: формирование представлений у детей о множестве, количестве и счете, величине, пространстве и времени. Нарушения зрения усложняют процесс выделения множества предметов в окружающем мире. В результате чувственно – практический опыт детей бывает обеднен.

Для осуществления обучения детей выделению множества и его составных частей следует использовать ближайшее окружение, объекты и предметы с которыми дети сталкиваются в играх на занятиях и в повседневной жизни.

При счете натуральных предметов у детей формируется понятие о счете, а также обогащается и конкретизируется их сенсорный опыт. Следует правильно подбирать наглядный материал, так как вычислительная деятельность у дошкольников может быть сформирована только при оперировании с предметами, для того чтобы детям было хорошо видно, следует увеличить в 1,5 раза размеры геометрических фигур и тел, картин, таблиц и моделей используемых для фронтальной демонстрации. Кроме использования наборного полотна и фланелеграфа, для демонстрации предметов можно нарисовать их на больших листах ватманах, например, воспитатель дает задание детям нарисовать определенное количество кругов, квадратов. Дети выполняют эту работу у себя на листах, а воспитатель рисует эти же фигуры на листе ватмана, а затем дети сверяют свою работу, с работой воспитателя.

В методике детских садов общеразвивающего типа рекомендуется при обучении детей счету использовать плоскостные геометрические фигуры (круги, квадраты, прямоугольники).

В специализированных же детских садах следует использовать на ряду с плоскостным геометрическим материалом и объемные материалы. Так как в процессе действия с ними обогащается зрительный опыт детей. В младшей группе с целью формирования представлений о множестве широко применяется игровой прием обучения, но дети и сами должны постоянно действовать с предметами. Например, воспитатель предлагает им найти место для каждой игрушки так, чтобы каждый ребенок мог поставить первую игрушку в шкаф, в процессе действия уточняя, сколько игрушек он поставил и сколько их стало в шкафу. От занятия к занятию меняются предметы и ситуации, в которых действуют дети. В результате они учатся выделять количество сторон объектов окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте в процессе обучения детей счетным действиям им дают задания, в которых одновременно решаются различные задачи коррекции зрения. Формирование конструктивных способностей и обучение счета, например, выложить из 9-ти палочек домик, флажок и т.д. При обучении рисованию по клеткам детям с нарушением зрения трудно выполнять эту работу на готовых тетрадных листах, так как линии в них недостаточно четкие. В начале надо давать альбомные листы, разлинованные воспитателем, линии надо делать синего или зеленого цвета. На занятиях по математике следует использовать рисование, которое может нести коррекционную направленность, например, дать каждому листок с 2-мя разлинованными дорожками и предложить на одной из них нарисовать определенное количество кругов, на другой количество квадратов. Для закрепления у детей умения ориентировать на листе бумаги, дети по заданию воспитателя рисуют в углах и на середине листа заданные фигуры, такие упражнения закрепляют понятия: верх, низ, верхняя сторона, углы правый, левый, верхний, нижний. В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей в окружающей обстановке надо проводить упражнения на выделение предмета в комнате, учить считать их, сравнивать между собой, находить общие и отличительные признаки. Дети любят играть, отыскивая предметы в комнате, например, посчитай, сколько круглых предметов есть в комнате, назвать самые высокие, самые низкие, самые толстые, самые тонкие, каких предметов в комнате больше квадратной или прямоугольной формы.

Для формирования навыков количественного и порядкового счета хорошо использовать счет с опорой на зрение, слух и осязание, для этого на уровне глаза детей ставят настольную лампу: задание «Посчитай, сколько раз она зажжется». Можно предложить посчитать сколько звуков будет сыгранно на дудочке или же сосчитать на ощупь предметы, находящиеся в мешочке.

Трудно усваивают дети с нарушением зрения счет прыжков, шагов, приседаний, поэтому следует постоянно, особенно на прогулке, упражнять их в счете движущегося предмета.

Программа обучения и воспитания в детском саду общеразвивающего типа предусматривает формирование у детей измерительных навыков и умений. При работе с детьми с нарушением зрения целесообразно начинать обучение измерением высоты, ширины, толщины, например, крышка стола, двери шкафа, окружающих предметов.

Воспитатель рассказывает и показывает что нужно делать при измерениях, и дети вместе с ним выполняют все действия поэтапно, затем анализируют выполнения задания, поэтому при обучении измерению сыпучих и жидких тел надо иметь в достаточном количестве мерки для каждого ребенка. Чтобы дети одновременно могли измерять, так как при показе этого вида измерений не все могут видеть, как это делается.

Для обучения детей составлению и решению арифметических задач полезно использовать наглядный показ, например, педагог, дает первому ребенку две куклы, а другому одну и спрашивает сколько всего кукол, затем детям предлагается самим выполнять те же действия со своими игрушками. Для обучения детей составлять арифметические задачи хорошо подбирать задания такого типа: 6 птичек на ветке, одна улетает. Также следует давать детям картинки с изображениями различных предметов, тогда содержание составляемых задач будет разное, и дети научатся считать разные предметы. Когда дети научатся составлять и решать арифметические задачи, можно дать каждому ребенку картинки, где нарисованы различные предметы, и предложить составить задачу, например, если на картинке дикие или домашние животные надо употребить слова: ушли, пришли, гуляли и т.д. Цель этой задачи - приучить детей к самостоятельности при выборе ситуации. Следует приучать детей не подражать друг другу при выполнении задания, что очень свойственно дошкольникам с нарушением зрения.

Трудовое обучение детей с нарушениями зрения

Дети с нарушением зрения при поступлении в специальное дошкольное учреждение оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатам большой недооценки возможностей детей с нарушение зрения со стороны взрослых. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности. Следует помнить, что для трудовой деятельности должны быть созданы необходимые офтальмологические условия.

В условиях специального детского сада у детей с нарушением зрения какому-либо виду труда можно обучать только при обеспечении специальных условий и средств, направленных на преодоление трудностей зрения, недостаточности сложности развития предметно-практических действий.

Основным примером работы является поэтапный показ действий с последующим выполнением их детьми. Предметно-практические действия формируются вначале по показу и образцу, а на более позднем периоде по словесному пояснению инструкции.

Исходя из возможностей зрения ребенка, у него следует развивать зрительный анализ и формировать предметные образы и предметно-практические действия. При этом важно обеспечивать условия, позволяющие детям зрительно воспринимать показываемые действия. Например, педагог приглашает их подойти поближе, сопровождая показ четким словесным пояснением. Все детские поделки следует так или иначе использовать: в игре, на занятии, в качестве подарка. Важно воспитывать у детей умения доводить дело до конца, это порождает у них уверенность в своих силах и стремление к самостоятельности и желание учиться.

Особенности развития игры у детей с нарушениями зрения

В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.

Если не создавать условий, при которых дети с нарушением зрения могли бы правильно понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у них не сможет достичь уровня возрастной нормы.

Для преодоления отставания в программе предусмотрено проведение специальных пропедевтических (индивидуальных и подгрупповых) занятий по обучению детей игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Воспитатель и тифлопедагог, руководя игрой, учат детей с нарушением зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх. Формируя эти умения, педагоги используют игру как форму организации детской жизни, учат строить сюжет, действовать с предметами, использовать предметы-заместители. Игра служит для педагога эффективным средством преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм детской игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместного взаимодействия в игре. Важная роль отвод



2019-11-20 271 Обсуждений (0)
Обучение социально-бытовой ориентировке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обучение социально-бытовой ориентировке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)