Международные неправительственные предпринимательские организации — МНПО
23.1. Значение международных неправительственных организаций, их цели и виды Международные неправительственные предпринимательские организации (МНПО) играют важную роль в развитии мирохозяйственных связей, оказывая содействие межправительственным организациям в выработке рекомендаций и резолюций, предоставлении деловой информации; разработке и утверждении правил международного бизнеса. МНПО представляют собой объединения национальных союзов предпринимателей (ассоциаций и федераций), торговых палат, представителей деловых кругов в целях оказания содействия международному сотрудничеству в экономической, научно-технической областях, в осуществлении деловой практики и, в частности, в коммерческой, финансовой и других сферах. МНПО — это организации, учрежденные на основе собственных уставов и финансируемые за счет взносов своих членов, не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли. Официальной целью международных неправительственных объединений (союзов, клубов) предпринимателей является оказание содействия развитию международных торгово-экономических отношений, ограничение конкуренции на мировом рынке. Международные союзы предпринимателей иногда предусматривают в своих уставах и такие цели, как обмен производственным опытом, разработка методов улучшения качества товаров, обеспечение общих интересов участников путем проведения исследований, организации консультаций, кооперации и совместных действий фирм на международном уровне. Подавляющее большинство существующих в настоящее время международных союзов предпринимателей было создано в 50-е годы. По ориентировочным подсчетам, только в области производства и сбыта товаров действуют свыше 200 международных предпринимательских объединений. В отличие от международных картелей, синдикатов, трестов, участниками которых являются отдельные крупнейшие компании, членами международных предпринимательских объединений выступают «ассоциированные предприниматели» или объединения предпринимателей одной отрасли разных стран, представляя собой новую форму переплетения различных национальных групп монополистического капитала. Важную роль в формировании политики в области международного экономического сотрудничества играют объединения представителей круп- 492
ного международного бизнеса, в которых фактически заранее согласовываются их позиции по важнейшим международным проблемам и затем выносятся решения в виде рекомендаций правительствам своих стран и международным организациям, с которыми они поддерживают тесные взаимоотношения. К такого рода объединениям относится Международная торговая палата — МТП. Согласно Уставу, официальные цели МТП состоят в том, чтобы, «действуя во всех областях международного бизнеса, включая торговлю, промышленность, транспорт и финансы, способствовать улучшению условий экономических отношений между странами и разрешению международных экономических проблем, а также установлению международных контактов и взаимопонимания деловых кругов и их организаций и тем самым содействовать миру и дружественным отношениям между народами». МТП выступает за отказ от дискриминации в международной торговле, за расширение взаимовыгодных экономических связей между всеми странами мира. Международные организации системы ООН поддерживают тесные взаимоотношения с международными неправительственными предпринимательскими организациями. Некоторым организациям предоставляется консультативный статус. Отношения ООН с МНПО регламентируются Резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Организации, получившие консультативный статус, могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Они могут также делать письменные заявления по просьбе Генерального секретаря ООН. Консультативный статус в ЭКОСОС имеют около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, и еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН; все они входят в Список (Ростер) международных неправительственных организаций, поддерживающих связи с ЭКОСОС. В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней, в частности, предусматривается: (1) признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; (2) расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; (3) принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В Резолюции 1996/297, принятой также в 1996 г., ЭКОСОС реко- 493 мендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН. В отношениях с организациями ООН международные неправительственные предпринимательские организации выполняют следующие функции: • предоставление советов и консультаций по просьбе организаций и групп • предоставление регулярно информации государствам и межправи • участие в разработке проектов соглашений, которые затем передают • участие в работе по обеспечению соблюдения норм международного МНПО не являются субъектами международного права, но они должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. По целям и выполняемым функциям МНПО делятся на: международные и региональные союзы предпринимателей, а также международные и региональные торговые палаты. Международные союзы предпринимателей имеют целью содействовать деятельности национальных союзов предпринимателей, в том числе в области международных экономических отношений. В зависимости от выполняемых функций они делятся на: международные ассоциации и федерации общеэкономические; отраслевые ассоциации и федерации; кооперативные союзы. Среди наиболее крупных международных союзов предпринимателей можно выделить: Союз промышленных федераций ЕС-ЮНИСЕ; Альянс производителей какао — АПК; Международная пушная торговая федерация — МПТФ; Международная федерация по торговле семенами — ФИС. Торговые палаты по целям и формам организации делятся на следующие виды: Международная торговая палата; региональные торговые палаты; смешанные торговые палаты. Среди наиболее крупных региональных торговых палат можно назвать: Всеобщий союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран; Конференция азиатских торговых и промышленных палат. 494 23.2. Международные объединения предпринимателей и их деятельность в области регулирования международного бизнеса Предпринимательские международные организации, действующие на частно-монополистической основе, охватывают как глобальный, так и региональный уровни. На мировом уровне в их число входят следующие международные предпринимательские объединения.
1. Трехсторонняя комиссия. 2. Круглый стол КО. 3. Европейский деловой конгресс — ЕДК. 4. Международная ассоциация коммерческих банков — МАКОБ. 5. Международная ассоциация по охране промышленной собственности — 6. Ассоциация торговцев сахаром-рафинадом. 7. Институт международных финансов — ИМФ. 8. Международная ассоциация по товарной нумерации — Ассоциа 1. Трехсторонняя комиссия создана в 1973 г. при активном участии Одно из направлений деятельности Комиссии — подготовка докладов, в которых анализируются экономические и политические проблемы, возникающие перед развитыми странами. В Комиссии разрабатываются рекомендации по решению конкретных проблем, которые направляются в правительственные органы отдельных стран. С Трехсторонней комиссией сотрудничают все наиболее могущественные представители западного мира, в силу чего она приобрела огромное влияние на правительственные органы власти и заняла ведущее место в системе взаимосвязей западных стран. Воздействие Комиссии на политику отдельных стран настолько велико, что ее принято считать «теневым кабинетом» треугольника — США, Западная Европа, Япония — и всего мира. 2. Круглый стол КО (CAUX Round Table). Был основан в 1986 г. Ф. Фи • повышение роли бизнеса и промышленности как движущей силы прогрессивных глобальных перемен; 495 • содействие ослаблению возрастающей напряженности в сфере торговли; • содействие развитию конструктивных экономических и социальных Круглый стол КО сосредоточил свое внимание на вопросах корпоративной ответственности за экономическую и социальную стабильность в современном мире, признавая необходимость совместного лидерства в обновляющемся и более гармоничном мире. Он придает особое значение развитию добрососедства, взаимопонимания и сотрудничества, основанных на уважении высших моральных ценностей и на ответственном поведении отдельных личностей в своих собственных сферах влияния. Круглый стол КО исходит из убеждения в том, что мировое деловое сообщество должно играть важную роль в улучшении экономических и социальных условий жизни. Он выражает стремление положить начало процессу, в котором выявляются разделяемые всеми ценности, находятся точки соприкосновения между различно понимаемыми ценностями, процессу, который способствует выработке общего взгляда на такое поведение в сфере бизнеса, которое приемлемо для всех и всеми уважается. Круглый стол КО разработал и принял Декларацию «Принципы международного бизнеса». Целью этого документа является выработка мирового стандарта, в соответствии с которым можно было бы оценивать поведение в сфере бизнеса. Принципы основываются на двух основных этических нормах: жить и работать вместе в целях взаимовыгодного сотрудничества и процветания в условиях здоровой и честной конкуренции; соблюдать человеческое достоинство, расцениваемое как неприкосновенность, и ценность отдельной личности, а не просто как средство для достижения другими людьми своих целей или даже для выполнения предписаний большинства. Данный документ по стилю и по форме изложения в значительной степени соответствует документу «Принципы Миннесоты» (The Minnesota Principles) — декларации этики бизнеса, разработанной Центром корпоративной ответственности Миннесота (США). Этот центр создал и возглавил оргкомитет, в который вошли представители Японии, Европы, США. При создании Принципов международного бизнеса участники Круглого стола КО исходили из того, что поведение в сфере бизнеса может воздействовать на взаимоотношения между странами, а также на благосостояние и уровень жизни людей. Бизнес часто оказывается первым контактом между странами и, в зависимости от того, каким образом он приводит к экономическим и социальным переменам, он существенно влияет на степень страха или доверия между людьми во всем мире. Члены Круглого стола КО прилагают усилия, чтобы «навести порядок в своем собственном доме» и стремиться к тому, чтобы определять не кто прав, а что является правильным. 496 Принципы междунаролного бизнеса ' Преамбула Динамика занятости, капитала, товаров и технологии приводит к тому, что бизнес принимает все более глобальные масштабы по заключаемым сделкам и их последствиям. Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным Руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто имеет в бизнесе свою долю. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба. По этим причинам, а также благодаря тому, что бизнес может быть мощным посредником позитивных социальных перемен, мы предлагаем нижеследующие принципы как фундамент для диалога и действий ведущих бизнесменов в поисках ответственности в сфере бизнеса. Поступая таким образом, мы утверждаем необходимость моральных ценностей в принятии деловых решений. Главные принципы Принцип 1. Ответственность бизнеса: от акционеров— к владельцам своей доли в бизнесе Ценность бизнеса для общества заключается в благосостоянии и рабочей занятости, которые он порождает, а также в пользующихся спросом товарах и услугах, которыми он обеспечивает покупателей за разумную цену, соизмеримую с их качеством. Для создания такой ценности бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью. Роль компаний — содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают. Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязанностей со стороны компаний. Как добропорядочные граждане местных, национальных, региональных и мировых общин, в которых они действуют, компании участвуют в проектировании будущего этих общин. Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу Компании, создаваемые за рубежом для разработки, производства или продажи своей продукции, должны также содействовать социальному прогрессу этих стран, обеспечивая продуктивную занятость и помогая повышать покупательную способность их граждан. Эти компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав человека, в образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают. Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережливого использования природных ресурсов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации технологии, методов производства, маркетинга и коммуникаций. • Принципы международного бизнеса, разработанные Круглым столом. Российская деловая культура. ТПП РФ. М.: 1998, с. 128—134. 497
Принцип 3. Этика бизнеса: от буквы закона— к духу доверия Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и открытость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне. Принцип 4. Уважение правовых норм Для того чтобы избежать разногласий в торговле и способствовать обеспечению равных условий для конкуренции в свободной торговле, а также справедливому и беспристрастному подходу ко всем участникам торговли, компании должны уважать международные и внутренние нормы. Кроме того, они должны признавать; что некоторые действия, даже совершаемые по закону, могут тем не менее привести к нежелательным последствиям. Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам ГАТТ/Всемирная организация торговли и им подобным международным соглашениям. Они должны содействовать прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной политики. Принцип 6. Уважительное отношение к окружающей среде Бизнес должен охранять и там, где это возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования природных ресурсов. Принцип 7. Избегать противозаконных действий Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами. Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики. Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркотиков или другими видами организованной преступности. Принципы ключевого партнерства в бизнесе Покупатели Мы придаем большое значение отношениям со всеми покупателями, уважая их достоинство, независимо от того, покупают ли они наши товары и услуги непосредственно у нас, или приобретают их другими путями на рынке. Следовательно, мы имеем следующие обязательства перед ними: • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соот • обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерчес • предпринимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что • гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, • уважать целостность культуры клиентов. 498 Работники Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: • обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повы • создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их • быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им • прислушиваться и, по возможности, реагировать на предложения работни • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с • избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные • стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с • обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и Владельцы/Инвесторы Мы придаем большое значение доверию к нам со стороны наших инвесторов. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: • обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантиро • обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ог • сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов; • с вниманием относиться к требованиям, предложениям, жалобам и офици Поставщики Наши отношения с поставщиками и субподрядчиками должны быть основаны на взаимном уважении. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: • стремиться к справедливым и честным отношениям с ними во всех своих • гарантировать им то, что наша коммерческая деятельность свободна от при • способствовать развитию долговременных и устойчивых отношений с по 499 • делиться информацией с поставщиками и привлекать их к участию в процес • расплачиваться с поставщиками вовремя и в соответствии с условиями дого • поддерживать и отдавать предпочтение отношениям с поставщиками и суб Конкуренты Мы убеждены в том, что здоровая экономическая конкуренция является одним из основных условий для повышения благосостояния стран и, в конечном итоге, — для справедливого распределения товаров и услуг. Следовательно, мы имеем следующие обязательства: • благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирова • способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в соци • воздерживаться как от стремления, так и от участия в сомнительных плате • уважать как физические, так и интеллектуальные права на собственность; • отказываться от добывания коммерческой информации нечестными или не Сообщество Мы убеждены, что, будучи гражданами мирового сообщества, можем там же содействовать преобразованиям и восстановлению прав человека в этом сообществе, как если бы мы действовали в своих странах. Мы, таким образом, обязаны: • поддерживать мир, безопасность, разноплановость и социальную интеграцию; • уважать целостность культуры каждой страны; • быть добропорядочными корпоративными гражданами: осуществлять благо 3. Европейский деловой конгресс — ЕДК создан в 1997 г. на учредительной конференции, состоявшейся в Бонне. В конференции принимали участие политические деятели, бизнесмены и банкиры из 37 стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Конференция приняла решение о создании ЕДК как международной неправительственной организации, объединяющей предпринимателей стран—участниц ОБСЕ. В состав ЕДК вошли 51 член — представители европейских компаний, ассоциаций, банков. Президентом ЕДК избран Р.И. Вяхирев — председатель правления РАО «Газпром» (Российская Федерация), вице-президентом — Г. Крупп — член правления «Дойче Банка» (Германия). В соответствии с принятым Уставом основными целями ЕДК являются: • содействие экономическому сотрудничеству в регионе ОБСЕ и эко • создание оптимальных условий для диалога между политическими и • защита прав и законных интересов своих членов и оказание им помо 500 Для достижения своих целей ЕДК осуществляет следующие функции: • изучение приоритетных аспектов экономических процессов; выявление • подготовка касающихся этих процессов и факторов рекомендаций, • содействие принятию законодательных актов и международных согла • участие в разработке проектов соответствующих актов и соглашений; • координация деятельности с органами ОБСЕ; представление интере • осуществление сотрудничества с правительственными, государствен • оказание содействия своим членам в консолидации их ресурсов для • организация конференций, симпозиумов, семинаров по актуальным В соответствии с Уставом членами ЕДК могут быть предприятия, союзы и объединения предприятий, а также их партнеры из стран-участниц ОБСЕ, признающие Устав ЕДК. Каждая страна ОБСЕ может быть представлена в ЕДК не более чем 10 членами. Вместе с тем Устав предусматривает возможность ассоциированного членства. Ассоциированные члены наделяются правами и обязанностями, предусмотренными Уставом ЕДК, за исключением права голосовать на сессиях Собрания и быть избранными в руководящие органы ЕДК. Принципиальное отличие Европейского делового конгресса от других международных неправительственных организаций, действующих в регионе ОБСЕ, состоит в том, что он объединяет непосредственных участников рынка, которые способны более точно, чем политики, идентифицировать экономические проблемы в силу непосредственного соприкосновения с ними. Большой интерес создание ЕДК представляет для российских предпринимателей, имея в виду возможность обмена практической информацией, помощь в поиске деловых партнеров, консультирование потенциальных инвесторов относительно привлекательных сфер вложения капиталов в реальный сектор экономики. Кроме того, успешная работа ЕДК будет способствовать формированию позитивного общественного мнения о предприни- 501 мательской деятельности, созданию атмосферы взаимного доверия, надежности и добропорядочности между деловыми партнерами в регионе ОБСЕ. 4. Международная ассоциация коммерческих банков — МАКОБ учреждена в 1991 г. коммерческими банками государств Центральной и Восточной Европы, России и других стран Содружества независимых государств. МАКОБ является юридическим лицом, некоммерческой организацией, содействующей банкам в их деятельности как на внутренних рынках, так и во внешнеэкономических связях. Ассоциация может предоставлять различные виды услуг, создавать или участвовать в создании хозяйственных структур, действующих на коммерческой основе. Целями МАКОБ являются: • оказание помощи соответствующим странам в развитии современных • развитие сотрудничества банков с фирмами, организациями, их со Ассоциация осуществляет следующие основные функции: • помощь в организации взаимодействия коммерческих банков, по • техническое содействие организации и осуществлению банковской • предоставление по просьбе банков—членов Ассоциации консульта • изучение новых механизмов и форм связи между банками—членами • обобщение сведений о состоянии банков, конъюнктуре валютных и • организация встреч специалистов банков—членов Ассоциации, се Для выполнения предусмотренных Уставом МАКОБ функций в ее составе действуют Бюро сотрудничества и развития банковского бизнеса, Консультационно-информационный центр, Бизнес-центр. Услугами Ассоциации можно воспользоваться и не будучи ее членом. Достаточно обратиться с соответствующей просьбой в Ассоциацию. Однако в этом случае услуги будут платными. Членами Ассоциации могут быть коммерческие, инноваци- 502 онные, кооперативные и другие банки и кредитные учреждения, уплачивающие вступительный и ежегодные членские взносы. 5. Международная ассоциация по охране промышленной собственности — Цели АИППИ: • разработка наиболее важных и актуальных проблем в области охраны • выработка единообразного похода к решению одних и тех же вопросов; • гармонизация требований различных патентных систем; • обсуждение и составление резолюций по вопросам охраны промыш • организация и проведение семинаров в различных странах; • осуществление тесных контактов со Всемирной организаций интел Конгрессы АИППИ проводятся один раз в три года. Руководящими органами являются Исполнительный комитет, Программный комитет, Совет президентов национальных групп АИППИ. 6. Ассоциация торговцев сахаром-рафинадом (The Refined Sugar Задачами Ассоциации являются: • надлежащее проведение торговли сахаром-рафинадом; • разработка правил и контрактных условий торговли сахаром-рафинадом; • предоставление услуг коммерческого арбитража для урегулирования • поддержка и защита интересов членов Ассоциации и торгового сооб • оценка убытков по контрактам по запросам членов Ассоциации и их Совет Ассоциации отвечает за разработку правил и контрактных условий для регулирования международной торговли сахаром-рафинадом. Эти 503 правила и условия детально описаны в изданном Ассоциацией буклете. Членами Совета являются директора, партнеры и полномочные представители компаний-членов, выдвинутых в Совет в силу их большого опыта в торговле сахаром. Совет регулярно пересматривает правила с целью их приведения в соответствие с изменяющимися требованиями торгового сообщества. Правила и нормы Ассоциации соответствуют законодательству Великобритании. Секретарь Ассоциации поддерживает постоянные контакты с правительственными организациями и юридическими ведомствами. Он является также членом Комиссии Английского коммерческого суда, Федерации торговых ассоциаций (с правом совещательного голоса) и Института третейских судей. Любой законодательный акт или информация, исходящие из этих организаций и способные повлиять на правила Ассоциации, передаются на рассмотрение Совету. В настоящее время Ассоциация предоставляет консультационные услуги Государственному совету при разработке нового закона об арбитраже, призванного заменить законы от 1950, 1975 и 1979 гг. Участие Ассоциации в законотворческом процессе обеспечивает соответствие ее правил современной торговой практике и государственному законодательству. При любых изменениях правил Ассоциации всегда привлекаются юрисконсульты, а соответствующие расходы покрываются за счет прибыли от членских взносов. Правила Ассоциации выдержали проверку временем и, хотя они иногда оспаривались в судах, в конечном итоге защищалась их трактовка Советом Ассоциации.Члены Совета совместно с назначенными опытными торговцами сахаром выступают в качестве коммерческих арбитров при урегулировании споров, переданных на рассмотрение Ассоциацией. Список арбитр
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |