Протокол «Уругвайского раунда» ГАТТ -1994
Соглашение, определяющее статус прилагаемого к нему списка тарифных уступок участников «Уругвайского раунда» — участников Соглашения об учреждении ВТО. Соответствующий национальный список вступает в силу для страны в момент вступления для нее в силу Соглашения об учреждении ВТО. Предусматривается также поэтапность снижения тарифных уровней на основании соответствующих национальных списков (общий принцип — 5 равных снижений уровней тарифов; первое вступает в силу с даты вступления для той или иной страны в силу Соглашения об учреждении ВТО; последующие с 1 января каждого следующего года; последнее — не позднее 4 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО). 537 В результате импортные тарифы на промышленные товары снижаются развитыми странами более чем на 1/3. Свыше 40% импорта освобождаются от пошлин. Сюда входят: фармацевтические товары, строительное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, сталь, мебель, лес, бумага, игрушки, пиво, алкоголь. Это означает, что экспортеры промышленных товаров получают более легкий доступ на мировые рынки, снижаются цены на потребительские товары, появляется больше стимулов для конкуренции. 2. Соглашение по сельскохозяйственной продукции (Agreement on Agriculture) В Соглашении меры национальной политики по поддержке сельскохозяйственного производства подразделяются на две категории. К первой категории отнесены меры, оказывающие отрицательное воздействие на торговлю. По таким мерам, приведенным по специальной методике к единым числовым показателям, предусматривается снижение уровня субсидирования на 20% в течение шести лет. Ко второй категории отнесены меры, не оказывающие влияние на торговлю сельскохозяйственной продукцией, такие как субсидии на проведение НИОКР, на развитие инфраструктуры, на охрану окружающей среды. По ним участники Соглашения обязательств не принимали. В Соглашении приводится также перечень экспортных субсидий, подлежащих сокращению. Уровень субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции снижается на 36% в течение шести лет и оно распространяется как на бюджетные средства, так и на количества субсидируемого экспорта. Вместе с тем Соглашение не распространяется на субсидии, не оказывающие влияние на торговлю и предназначенные на цели регионального развития, научные исследования, защиту окружающей среды и поддержку уровня доходов сельскохозяйственных производителей. В настоящее время высокие субсидии фермерам и протекционизм в странах ЕС и США ведут к сокращению экспорта сельскохозяйственной продукции основными производителями, ее перепроизводству и установлению демпинговых цен на излишки этой продукции. Предполагается, что субсидии фермерам и импортные барьеры постепенно снижаются на протяжении шести лет, при этом внутренние субсидии фермерам сокращаются в промышленно развитых странах на 20%, а в развивающихся странах — на 13,3%. Субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции снижается по стоимости — на 36% и по количеству — на 21%. Все импортные барьеры заменяются на тарифы, уровень которых понизится на 36%, причем тарифы на тропические фрукты снижаются более чем на 40%. 3. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Agreement 538 щими международными стандартами. Целью соглашения является гармонизация существующих национальных мер и их применение на недискриминационной основе. 4. Соглашение по текстилю и одежде (Agreement on Textiles and Clothing) пре Как известно, с 1974 г. промышленно развитые страны ограничивают импорт текстиля и одежды путем использования двусторонних квот в рамках Международного соглашения по текстилю. Это предполагает сохранение высоких тарифов на ввоз текстиля и, следовательно, повышенных цен. Соглашением, таким образом, предусматривается, что к 2005 г. двусторонние квоты ликвидируются полностью, а развивающиеся страны будут снижать свои торговые барьеры. 5. Соглашение по техническим барьерам в торговле — ТБТ (Agreement on Technical Известно, что стандарты и инструкции к потребительским товарам широко используются в разных странах для того, чтобы убедить потребителя в безопасности данного вида продукции с точки зрения экологии. Вместе с тем часто они используются как скрытые торговые" барьеры. Поэтому в ходе «Уругвайского раунда» было принято решение усовершенствовать правила гарантии соблюдения технических норм, тестирования, процедуры сертификации. Измененные правила призваны способствовать гармонизации международных стандартов и не будут препятствовать введению различными странами более высоких стандартов. 6. Соглашение о торговых аспектах мер инвестиционной политики (Agreement Запрещается применение мер инвестиционной политики, оказывающих отрицательное воздействие на торговлю и противоречащих положениям Статьи III ГАТТ «Национальный режим» и Статьи XI «Общий запрет количественных ограничений». С этой целью разработан и прилагается к Соглашению как его составная часть перечень таких мер. К их числу, в частности, относятся: требование определенного уровня использования местной продукции (local content requirements), что обязывает инвестирующие компании закупать в установленном объеме местную продукцию и материалы; требование об определенном уровне соотносимости количества либо стоимости импорта, осуществляемого предприятием, количеству или стоимости экспортируемой им продукции (trade balancing requirements). 539 Соглашением предусматривается обязательное уведомление о всех не соответствующих правилам ГАТТ мерах и их постепенную отмену: в течение 2-х лет для промышленно развитых стран; в течение 5 лет для развивающихся стран и в течение 7 лет для наименее развитых стран. Соглашением учреждается Комитет по TRIM'S, основной задачей которого является наблюдение за выполнением сторонами указанных обязательств. Предусматривается возможность на основе данного Соглашения вырабатывать новые договоренности по широкому кругу вопросов инвестиционной и конкурентной политики. 7. Соглашение о применении Статьи VI ГАТГ-1994 (Антидемпинговый кодекс) Предполагается снижение антидемпинговых пошлин через 5 лет. Вводятся правила, позволяющие обнаружить попытки избежать антидемпинговые пошлины путем размещения производства в третьих странах. Эксперты полагают, что это приведет к тому, что США больше не смогут неограниченно долго использовать антидемпинговые процедуры в целях протекционизма. 8. Соглашение о применении Статьи XII ГАТТ-1994. 9. Соглашение о предотгрузочной инспекции (Agreement on Preshipment Inspec Предотгрузочная инспекция является процедурой по проверке отгрузочных документов относительно указания цены, количества, качества товаров. Она широко применяется развивающимися странами с целью проверки соответствия фактической поставки данным, указанным в отгрузочных документах. В соответствии с соглашением стороны обязуются не использовать данную процедуру для создания препятствий в торговле. 10. Соглашение о правилах происхождения товаров (Agreement on Rules of Origin) 11. Соглашение по процедурам получения импортных лицензий (Agreement on 12. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies 540 Предыдущее Соглашение содержало лишь примерный перечень субсидий. Новое Соглашение конкретизирует и развивает действующие правила в отношении ужесточения дисциплины в применении как субсидий, так и компенсационных пошлин, с тем чтобы те и другие не препятствовали развитию международной торговли. В Соглашении впервые дается согласованное определение понятия «субсидия» и приводится классификация субсидий. Под субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны—участника финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории в виде: дотаций, кредитов или гарантий по кредитам; участия в капитале предприятий; отмены или снижения налогов или других сборов, обычно поступающих в доход государства; предоставления на льготных условиях товаров и услуг; взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей; любых форм поддержания доходов и цен, способствующих прямо или косвенно увеличению экспорта или сокращению импорта, при условии, что все такие действия приносят доход получателям субсидий. Предусмотренная Соглашением субсидия распространяется лишь на «специфические» субсидии. В Соглашении определена категория «специфической» субсидии, предоставляемой отдельному предприятию или группе предприятий. Предполагается, что эта категория субсидий направлена на селективную поддержку отдельных предприятий и по этой причине они считаются несправедливыми. Субсидия рассматривается как специфическая, если субсидирующий орган или законодательство данной страны прямо офаничивают круг ее возможных получателей. Субсидия носит специфический характер в результате использования той или иной про-фаммы субсидирования офаниченным числом предприятий, выделения непропорционально больших сумм субсидий некоторым из них, частоты отказов другим. Субсидия, однако, не может рассматриваться как специфическая, если административные правила или законодательство предусматривают объективные экономические критерии, на основе которых определяются возможные получатели и величина субсидий (при условии, что такие критерии действуют автоматически и их применение можно проверить). Соглашение делит субсидии на три категории. (1) Первая категория — запрещенные субсидии (например, экспортные), предоставление которых увязывается законодательно или фактически с экспортом продукции либо с использованием отечественных товаров вместо импортных. В число запрещенных экспортных субсидий входят: предоставление правительством прямых субсидий фирме или отрасли, выполняющей экспортные заказы; надбавки (премии) за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные транспортные и фрахтовые тарифы; предоставление правительством на льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок) товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; 541 различные виды льгот при налогообложении экспортных товаров; предоставление экспортных кредитов по сниженным ставкам и др. Перечень запрещенных субсидий не включает сельскохозяйственные товары, субсидирование которых регулируется вышеприведенным Соглашением по сельскохозяйственной продукции. Страны—участницы ГАТТ не должны ни сохранять, ни вводить новые запрещенные субсидии. Предусмотрен ускоренный (в течение 90 дней) порядок рассмотрения конфликтов, связанных с применением какой-либо страной-членом такого рода субсидий. Решение, принимаемое в подобных случаях Органом по разрешению споров (а при обжаловании — Апелляционным органом), впредь должно будет безусловно приниматься всеми сторонами спора. При подтверждении факта применения запрещенной субсидии она должна быть отменена субсидирующей страной в установленный срок. В противном случае стране, подавшей жалобу, разрешается принять соответствующие ответные меры. (2) Вторая категория — разрешаемые (допускаемые) субсидии, к которым относятся все виды субсидий, которые в принципе не запрещены. Однако Соглашением установлено, что некоторые виды незапрещенного субсидирования могут стать основанием для судебного преследования, если их применение наносит серьезный ущерб интересам других стран—участниц ВТО, а именно отрицательно сказывается на положении национальной промышленности этих стран или лишает их выгод от тарифных уступок и других преимуществ, вытекающих прямо или косвенно из их участия в ВТО. Применительно к классификации субсидий в Соглашении приводится содержание понятия «серьезный ущерб». «Серьезным» признается ущерб от применения субсидий, доля которых в стоимости товара превышает 5%, покрывающих эксплуатационные убытки предприятий или отраслей (кроме разовых субсидий, предоставляемых с целью смягчения острых социальных проблем в ходе долгосрочных структурных преобразований), а также субсидий в форме списания долгов (в том числе задолженности государству) и на текущее обслуживание долга. Соглашением предусматривается, что установить наличие «серьезного ущерба» можно только в тех случаях, когда применение субсидий повлекло за собой одно или несколько из перечисленных ниже последствий: «вытеснение или затруднение» экспорта аналогичного товара другой страны-участницы в субсидирующую страну или на рынок какой-либо третьей страны; существенное снижение цен на субсидируемые товары по сравнению с ценами других стран-участниц на одном и том же рынке; общее снижение цен и повышение доли субсидирующей страны на мировом рынке данного вида продукции или сырья. В Соглашении дается подробное разъяснение, что понимается под «вытеснением и затруднением» экспорта, как должно проводиться сравнение цен на субсидируемые и несубсидируемые товары. В случае, если Орган по разрешению споров (или Апелляционный орган) установит на основе жалобы одной из стран-участниц наличие «серьезного ущерба» вследствие применения разрешенной субсидии, субсидирующая страна обязана в течение установленного срока принять меры по его устранению или прекратить субсидирование. Если это 542 не будет сделано в течение 6 месяцев, стране, подавшей жалобу, может быть разрешено принять ответные меры, соразмерные степени и характеру нанесенного ей ущерба. (3) Третья категория — разрешаемые субсидии, включающие все неспецифические субсидии, а также при соблюдении ряда условий некоторые специфические субсидии, выделяемые на следующие цели: проведение НИОКР; решение проблем регионального развития; адаптацию предприятий и отраслей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды; помощь пострадавшим районам. Предоставление указанных субсидий также находится под строгим контролем со стороны ВТО. Предусматривается обязательное предоставление в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам сведений о программах субсидирования на указанные цели, а также по рекомендации Комитета внесение изменений в программы, реализация которых может нанести ущерб национальной промышленности других стран-участниц ВТО. В Соглашении определена процедура консультаций по этим вопросам и возможность обращения в арбитраж, решения которого имеют обязательный характер. В Соглашении имеется специальный раздел, посвященный использованию компенсационных пошлин на субсидируемые товары. Определены условия и способы защиты странами-участницами тех отраслей промышленности, которые оказываются под угрозой вследствие субсидирования; установлены правила проведения расследований. В частности, повышены требования в отношении доказательства связи между субсидированием и ущербом. В соответствии с установленными правилами жалоба местных производителей должна быть отклонена, а расследование, если оно уже начато, немедленно прекращено в случае, когда величина субсидии является «минимальной» (менее 1% цены товара), а объем фактического или потенциального импорта «незначительным» (точные критерии не определены). Предусматривается, что расследование может продолжаться не более одного года, а при наличии особых обстоятельств — не более 18 месяцев. В Соглашении устанавливается, что компенсационная пошлина не должна превышать сумму субсидии в расчете на единицу продукции и должна применяться на недискриминационной основе ко всему импорту субсидируемых товаров из всех источников (кроме товаров, поставляемых экспортерами, взявшими на себя обязательства по устранению ущерба) и действовать лишь до тех пор, пока это необходимо для нейтрализации последствий субсидирования. Оговаривается предельный срок — 5 лет действия компенсационных пошлин и добровольных обязательств экспортеров. Соглашением предусматривается создание в странах-участницах независимых судебных и арбитражных органов для рассмотрения правомерности принятых решений, а также устанавливается порядок процедуры возбуждения административными органами антисубсидийных («компенсационных») расследований. Признавая важную роль субсидирования в экономике развивающихся стран и устанавливая для них ряд исключений из общих правил, Соглашение предусматривает предоставление дифференцированных льгот этим странам с учетом уровня развития их экономи- 543 ки. С этой целью все развивающиеся страны-участницы подразделяются на две группы: к первой группе относятся наименее развитые страны, пользующиеся этим статусом в ООН, а также страны с ВВП на душу населения до 1000 долл. в год (всего 20 стран); во вторую группу входят все остальные развивающиеся страны-члены ВТО. Важнейшая льгота предполагает предоставление права на сохранение запрещенных субсидий, причем большинству развивающихся стран дано право применять экспортные субсидии в течение 8 лет, а наименее развитым странам — без ограничения срока. В то же время Соглашением предусмотрено, что по мере достижения конкурентоспособности по отдельным товарам экспортные субсидии подлежат отмене странами первой группы — в течение 8 лет, странами второй группы — в течение двух лет. Считается, что страна достигла конкурентоспособности по экспорту какого-либо товара, если в течение двух лет подряд на ее долю приходится не менее 3,25% мировой торговли данным товаром. Достигнута договоренность о том, что применение данного положения будет рассмотрено через пять лет после вступления в силу Соглашения об образовании ВТО. Соглашением предусмотрено, что все страны-участницы обязаны не позднее 90 дней после их вступления в ВТО уведомить Комитет по субсидиям и компенсационным мерам о ранее принятых программах субсидирования, не соответствующих новьш правилам. Все такие несоответствия должны быть устранены в течение трех лет с даты вступления страны в ВТО. Страны также обязаны не расширять объема и не продлевать срока действия таких программ. Для стран, находящихся в процессе перехода от централизованной к рыночной экономике (к их числу может быть причислена и Россия), предусмотрен переходный период продолжительностью в 7 лет. В течение этого периода им разрешается продолжать реализацию программ субсидирования, необходимых для проведения реформ (включая предоставление запрещенных субсидий), при условии, что о них будет заявлено в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам. Этим странам разрешается в течение двух лет вводить новые субсидии. Однако все запрещенные субсидии (как ранее принятые, так и новые) должны быть отменены к концу семилетнего периода. 13. Соглашение по защитным оговоркам (Agreement on Safeguards) предусматривает впервые правила и процедуры введения защитных мер в соответствии со Статьей XIX ГАТТ, применение которых в течение длительного времени вызывало значительные противоречия среди договаривающихся сторон. В частности, в Соглашении определяются критерии наличия «серьезного ущерба», причиняемого национальной промышленности. Отсутствие такого критерия в прошлом часто способствовало неоправданному введению защитных мер. В Соглашении оговариваются временные рамки действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которых должна быть осуществлена модернизация производства и повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной промышленности. Соглашение устанавливает также порядок проведения расследований, предваряющих введение защитных мер. Крайне важное значение имеет предусмотренный Соглашением запрет на защитные меры, не регулируемые правилами ВТО, и прежде всего «добровольные ограничения экспорта», которые должны быть устранены в течение четырех лет с момента вступления Соглашения в силу. 544 Приложение IB. Генеральное соглашение по торговле услугами ( ГАТС ) Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services — GATS) является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе «Уругвайского раунда» было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций. В сфере телекоммуникаций возникли острые противоречия между США и странами ЕС, которые осуществляют протекционизм в интересах своих производителей кино- и телепродукции. В результате стороны пришли к соглашению об исключении из текста Соглашения положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм. ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Соглашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций). Генеральное соглашение по торговле услугами содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов и 4 приложения. I. Круг ведения и термины. II. Общие обязательства и дисциплина. III. Специальные обязательства. IV. Прогрессивная либерализация обмена услугами. V. Процедурные положения. VI. Заключительные положения. Круг ведения ГАТС (раздел I) включает все виды услуг, за исключением тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления. В ГАТС дается толкование таких терминов, как «меры», «торговля услугами», «поставка услуг» (Статья I). Термин «меры» предполагает действия центральных, региональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через которые осуществляется юрисдикция правительств. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдение соответствующих положений ГАТС и обязуется предпринять разумные шаги, чтобы обеспечить соблюдение этих положений региональными и местными органами власти. Это имеет важное значение для принятия национальных законов. Первая часть Соглашения исходя из специфики торговли услугами содержит единственную статью, где дается определение рассмотренных четырех видрв поставки услуг, на которые распространяются его положения. Так, термин «торговля услугами» включает услуги, предоставляемые: (1) с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена; (2) на территории одной страны потребителям любой другой страны (например, туризм); (3) посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские услуги и т.п.); (4) физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (например, строительные проекты, инженерно-консультационные услуги). 545 Таким образом, согласно ГАТС, в торговлю услугами входят не только услуги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и потребляемые иностранными физическими и юридическими лицами в пределах национальной территории каждой страны-участницы. Это означает, что ГАТС предусматривает предоставление иностранным производителям и поставщикам услуг в пределах национальной территории тех же условий в отношении мер, регулирующих поставку (производство) услуг, что и местным поставщикам и производителям. Такое положение распространяется только на участников ГАТС. Термин «поставка услуг» предполагает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг. В той же статье определяются меры, влияющие на торговлю услугами, поскольку использование является предметом либерализации и регулирования ГАТС. Речь идет о мерах центральных и местных государственных учреждений, а также других организаций, действующих по поручению государства. В число основных обязательств стран-членов (раздел II) входит взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг, а также ряд специфических исключений из РНБ с обязательством не применять их более 10 лет и их периодического 5-летнего рассмотрения для возможной отмены. К другим существенным общим обязательствам относятся необходимость публикации международных соглашений, законов, правил и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг, и создание справочной службы, которая будет предоставлять требуемую информацию. Дисциплинирующее значение для членов ВТО имеют положения о применении стандартов и критериев при выдаче разрешений и сертификатов. Содержится также обязательство осуществлять регулирование внутреннего рынка на разумной, объективной и справедливой основе и обеспечивать, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными привилегиями не злоупотребляли своим положением. Значительного внимания заслуживает Статья XII этой части («Ограничения для обеспечения платежного баланса»), где единственный раз в тексте ГАТС упоминаются страны с переходной экономикой. Признается, что особые затруднения с платежным балансом члена ВТО, находящегося в процессе экономического развития или трансформации экономики, могут вызывать необходимость применения ограничений с тем, чтобы обеспечить, в частности, сохранение определенного уровня финансовых резервов, необходимых для реализации национальной программы экономического развития или трансформации экономики. Учитывая большую внешнюю задолженность России и дефицит в ее торговле услугами, приведенное положение позволяет применять необходимые регулирующие меры и активно использовать их при переговорах о присоединении. Третья часть ГАТС устанавливает направление, по которому члены ВТО будут взаимно осуществлять либерализацию торговли услугами. Прежде всего речь идет о составлении каждой страной списка специфических обязательств в том или ином секторе услуг по каждому из четырех видов поставок в отношении как доступа на внутренний рынок, так и предоставления национального режима. Поскольку принятие специфических обязательств представляет собой важное мероприятие в области либерализации торговли, требующее в дальнейшем, как правило, сохранения установленного режима торговли услугами, допускаются ограничения, оговорки и установление определенных условий в отношении этих обязательств. В списках обязательств предусматриваются две колонки оговорок: одна — для разного рода количественных ограничений (например, числа иностранных поставщиков услуг, суммы их 546 операций, максимального уровня финансового иностранного участия), а другая — для исключений из национального режима. Начавшееся составление списков специфических обязательств показывает, что они достаточно большие в экономически развитых странах и значительно меньшие в развивающихся. В частности, многие списки включают обязательства в отношении доступа и временного пребывания иностранного персонала с целью поставки услуг, особенно для внутрикорпорационных перемещений менеджеров и специалистов ТНК, а также для предоставления профессиональных услуг. В значительной степени охвачен обязательствами «туризм и услуга в сфере путешествий», так как эти услуги представляют собой экспорт для обязующейся страны. В четвертой части ГАТС говорится о последующих мероприятиях по либерализации торговли услугами. Имеется в виду, что через каждые 5 лет члены ВТО на основе взаимности будут вести переговоры с целью постепенного расширения национальных списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных изъятий. Тем самым, используя опыт ГАТТ, будет достигаться более высокий уровень свободы международной торговли услугами. В этой же части Соглашения содержится статья, допускающая в порядке исключения отказ от ранее взятых обязательств, но лишь в соответствии с определенной процедурой. Предусматривается, что инициатор отказа от обязательств должен компенсировать членам ВТО ущерб, который может быть нанесен таким отказом, посредством адекватной либерализации торговли в другом секторе услуг (в противном случае конфликт решается в арбитраже). Эта компенсирующая мера должна быть распространена на всех членов ВТО. В итоге отзыв индивидуального обязательства становится дополнительным средством дальнейшей общей либерализации торговли услугами. Пятая часть Соглашения регулирует организационные вопросы — порядок проведения консультаций, разрешения споров, создания и функционирования органов управления, сотрудничества с другими международными учреждениями. Шестая часть содержит заключительные положения, в частности о применяемых в соглашении терминах. ГАТС имеет ряд приложений, уточняющих рамки достигнутого согласия в отношении либерализации в отдельных секторах. В частности, в приложении по авиаперевозкам указывается, что речь идет лишь о ремонте и техническом обслуживании самолетов, маркетинговых услугах и компьютерном резервировании авиабилетов, а в приложении по телекоммуникациям — соответственно о доступе к общественным телекоммуникационным сетям и их услугах. Приложения к тексту ГАТС, являющиеся его неотъемлемой частью, касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы; временных мер по изъятиям из секторов финансовых услуг (преимущественно банковских и страховых). Кроме того, в пакете документов «Уругвайского раунда»» имеется ряд решений и одна договоренность по вопросам торговли услугами, по которым еще не удалось достичь согласия и которые, таким образом, представляют собой своего рода программу дальнейших переговоров как в отдельных секторах (в том числе в области морского транспорта), так и по отдельным аспектам регулирования (по субсидиям, государственным закупкам и защитным мерам). Приложения и принципы, сформулированные в ГАТС, станут основой формирования не только международной системы регулирования торговли услугами, но и национальных систем регулирования поставки услуг. 547 Приложение 1С. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллекту альную собственность ( ТРИПС ) Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность — ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S) определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими международными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны. К основным положениям Соглашения относятся: защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или производится внутри страны; авторское право в каждом отдельном случае
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |