Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы рыночных структур



2019-11-20 209 Обсуждений (0)
Типы рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок




           
Типы рыночных структур Количество фирм Характер продукции Существование рыночных барьеров Доступность экономической информации Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Отсутствуют Полная доступность Отсутствует
Монополистическая конкуренция Большое Дифференцированная Низкие Некоторые ограничения Частичный
Олигополия Небольшое Стандартная или дифференцированная Высокие Существенные ограничения Частичный
Монополия Одна Уникальная Непреодолимые Недоступна Полный

13. Совершенная конкуренция: цена и выпуск, равновесие

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию.

a. Размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы – менее 1%;

b. Незначительное влияние со стороны фирмы на цены;

c. Исключается соглашение между фирмами.

2) Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора.

3) Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

4) Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

5) Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).

6) Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать.

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (Рисунок 23).

Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее.

Рисунок 23. Кривая спроса фирмы в условиях совершенной конкуренции

Возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса?

Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (Рисунок 24).

Рисунок 24. Линии спроса а) индивидуального, б) рыночного

При любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную.

Чисто конкурентные рынки решают две задачи:

· участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;

· производство осуществляется с минимальными для общества издержками.

Валовая выручка (валовой доход) (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара:

TR=P*Q.

Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции доход равен цене:

AR=TR/Q=P*Q/Q=P

Предельный доход MR – прирост дохода на каждой последующую единицу продукции

MR=∆TR/∆Q

В общем виде прибыль определяется как разница между суммарной выручкой и суммарными издержками.

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и экономических издержек производства поставляемых фирмой товаров и услуг.

Элементом экономических издержек является нормальная прибыль – это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.

Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): прибыль максимальна тогда, когда предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MR = P.

В условиях чистой конкуренции имеет место частный случай данного правила. Так как MR = Р, то максимизация прибыли достигается при условии Р = МС = MR

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) – издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

1) цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (Рисунок 25);

2) цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (Рисунок 26);


Рисунок 25. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Рисунок 26. Самоокупаемая конкурентная фирма

 

3) цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (Рисунок 27);

4) цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки; цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (Рисунок 28).


Рисунок 27. Конкурентная фирма, несущая убытки

Рисунок 28. Прекращение производства конкурентной фирмы

 

Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек ( LAC ) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC (Рисунок 29)

Рисунок 29. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы

Точка ε - точка долгосрочного конкурентного равновесия.

Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

14.
Монополистическая конкуренция: цена и выпуск, равновесие

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта. Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Большое значение при монополистической конкуренции имеет реклама.

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR , а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*) (Рисунок 30)

Рисунок 30. Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции

Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (Рисунок 31).

Рисунок 31. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции

Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).

Кривая «D» – касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

15. Олигополистические рынки, их особенности: цена и выпуск, равновесие на рынке

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует небольшое количество фирм.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.

3) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

4) Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

5) Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Последствия всеобщей взаимосвязи:

· нельзя оценить спрос;

· нельзя определить MR;

· нельзя определить P* (равновесная цена ) и Q* (равновесный объем продаж).

Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии

Можно выделить следующие типы олигополистического поведения.



2019-11-20 209 Обсуждений (0)
Типы рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы рыночных структур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)