Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы сокращения монопольной власти:



2019-11-20 217 Обсуждений (0)
Способы сокращения монопольной власти: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное).

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

17. Рынок труда и заработная плата

Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Цена труда. При изменении заработной платы на выбор работника оказывают влияние эффект дохода и эффект замещения. До определенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда. После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) начинает сокращаться т.к. высокие доходы стимулируют более разнообразный и длительный досуг, а не труд. Одна и та же причина, а именно — увеличение заработной платы — приводит и к росту и к сокращению предложения труда.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:

– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;

–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;

– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (Рисунок 35).

Рисунок 35. Равновесие на конкурентном рынке труда

Здесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRPL=MRC, т.е. W1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение труда.

Эффект замещения (Рисунок 36) наблюдается до точки I: при росте зарплаты рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное время.

Рисунок 36. Эффект дохода и эффект замещения

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:

-воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;

-влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.

Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).

Заработная плата – это цена использования труда.

Номинальная заработная плата – это плата в деньгах за единицу времени труда (Wn).

Реальная заработная плата — это то количество товаров или услуг, которые можно реально приобрести на полученную сумму денег (Wr).

Связь между этими величинами будет определяться уровнем цен (P) на товары и услуги: Wr = Wn/P.

Существует несколько наиболее распространенных форм оплаты груда, используемых в рыночной экономике, в том числе и в Беларуси.

Повременнаяоплата труда, при которой размеры заработной платы работника практически зависят от отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих часто устанавливаются часовые ставки.

Сдельная форма предполагает оплату труда работников по количеству (объему) произведенной продукции требуемого качества. Одной из разновидностей сдельной оплаты труда является бригадная или коллективная. Начисление общей суммы заработной платы индивидуально каждому работнику производится на основании единого наряда по конечным результатам работы всего коллектива.

Премиальнаяформа предусматривает дополнительную оплату к повременному или сдельному заработку.

18. Рынок капитала и его особенности

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение и др.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.

Торговля заемными средствами происходит на финансовом рынке. Равновесная ставка ссудного процента – это такая ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равен их количеству, соответствующему платежеспособному спросу.

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств в инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала.

Номинальная ставка процента – процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу. Реальная ставка процента – процентная ставка с учетом инфляции. Низкая процентная ставка (мягкая кредитно-денежная политика) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Высокая же процентная ставка (жесткая кредитно-денежная политика) приводит к уменьшению инвестиций и сокращению производства.

Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков – затрат и будущих доходов. Чтобы сравнить капиталовложения, которые предстоит сделать сейчас с той выгодой, которую принесет осуществление проекта в будущем, нужно рассчитать сегодняшнюю стоимость будущих доходов, дисконтированную стоимость.

Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов.

Настоящая ценность будущего дохода, полученного через t лет, равна

PV=R/(1+r)t

где PV – текущая стоимость; R – ожидаемый в будущем доход; r – ставка дисконтирования (ставка ссудного процента); t – период времени.

Компаунидрование – это приведение сегодняшней или текущей стоимости капитала к его будущей стоимости, которая находится по формуле

Kt = R * (1 + r)t,

где Kt – будущая стоимость капитала к концу соответствующего периода, равного t лет; R – текущая стоимость капитала или первоначальная сумма капитальных затрат; r – коэффициент дисконтирования или норма доходности на капитал; t – период времени или число лет использования капитальных вложений.

Для определения рентабельности инвестиционного проекта подсчитывается дисконтированная ценность будущих доходов, ожидаемых от инвестиций, которая затем сравнивается с размером инвестиций, т.е. определяется чистая дисконтированная стоимость (Net present value, NPV). NPV рассчитывается как разность между приведенными доходами и затратами:

где, I0 – первоначальные инвестиции;

PF – прибыль (доход R – расход C).

Инвестиционный проект принимается, если приведенные доходы равны или больше приведенных затрат. Прибыльность капвложений рассматривается на основе сравнения окупаемости инвестиций с рыночной ставкой ссудного процента. Внутренняя норма окупаемости инвестиций (IRR) – это доходность каждой единицы инвестиций данной фирмы. Находится приближенно из формулы:

где CFj – входной денежный поток в j-ый период, CF0 – настоящее значение инвестиции.

Если NPV=0, значит IRR по проекту равна ставке ссудного процента (ставка дисконта), при которой суммарные доходы равны расходам, т.е. IRR равняется максимальному проценту по ссудам (r), идущим на инвестирование и эксплуатацию проекта, работая при этом безубыточно:

IRR=r.

Если IRR>r, следовательно чистая внутренняя норма доходности NIRR>0

NIRR = IRR – r.

Таким образом, инвестиционное решение может быть принято, если внутренняя норма доходности IRR>r или NIRR>0

Сбережения – это разница между доходом и потреблением в текущем периоде, т. е. доход, который не расходуется на текущее потребление.

Временные предпочтения (time preference) — особенности выбора между расходованием средств на текущее потребление и на потребление в будущем периоде, изображаемые с помощью кривых безразличия. Высокие временные предпочтения означают большую полезность текущего потребления для данного индивида, чем будущего потребления.

Различают положительное, нулевое и отрицательное временное предпочтение.

Положительное временное предпочтение означает, что более 1 ден. ед. в будущем требуется для компенсации отказа от возможности тратить 1 ден. ед. в текущем периоде.

Нулевое временное предпочтение означает, что потребитель откажется от 1 ден. ед. текущего дохода в обмен на 1 ден. ед. дохода через год, так что его благосостояние останется прежним. Потребитель с нулевым временным предпочтением не потребует никакого процента на свои сбережения.

Отрицательное временное предпочтение означает, что потребитель будет делать сбережения, даже если откладывание 1 ден. ед. текущего дохода обернется возвратом менее 1 ден. ед.

Предельная норма временного предпочтения (marginal rate of time preference) — стоимость дополнительного будущего потребления, достаточного для компенсации отказа от единицы текущего потребления при условии, что общее благосостояние индивида не изменится. Предельная норма временного предпочтения – это наклон кривой безразличия в этой точке, умноженной на -1.

MRTP=∆C2/∆C1,

где ∆С2 – объем потребления во втором году, необходимый для стимулирования потребителя отложить ∆C1 в первом году.

Возможности для обмена текущего потребления на будущее потребление обусловлены рыночной ставкой ссудного процента. Если потребитель сберегает S ден. ед. текущего дохода, он будет потреблять более S ден. ед. в следующем году. Та величина, насколько больше он потребит, зависит от рыночной ставки ссудного процента. Если ставка ссудного процента составляет i% в год, то при сбережении S ден. ед. потребление в следующем году будет равно:

C2 = (I + i)xS,

где S - это разница между текущим доходом и текущим потреблением:

S = I-C1;

где I – доход.

Подставляя S = I – C1 в уравнение C2 = (I + i) x S, получим:

C2 = (I + i)x(I-C1).

В точке равновесия наклон линии межвременного бюджетного ограничения равен наклону кривой безразличия. Предельная норма временного предпочтения - это наклон кривой безразличия, умноженной на
-1. Умножение наклона бюджетной линии также на -1 дает:

MRTP = (I + i).

Чем круче кривые безразличия сберегающего, тем больше прибыль от ссудного процента, требующаяся для того, чтобы стимулировать потребителя к накоплению.

Межвременное бюджетное ограничение (intertemporal budget constraint) — линия на карте межвременных предпочтений, положение которой определяется доходом индивида (расстояние от начала координат) и ставкой ссудного процента (угол наклона тем больше, чем больше ставка).

Межвременное равновесие (intertemporal equilibrium) — состояние с максимальной полезностью для индивида, делающего выбор между текущим и будущим потреблением. Характеризуется равенством предельной нормы временного предпочтения и наклона межвременного бюджетного ограничения.

Рынок ценных бумаг (или Рынок капиталов, англ. Capital market) — это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг.

Существует несколько способов классификации рынков ценных бумаг:

* по характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный);

* по виду ценных бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

* по форме организации (биржевые и внебиржевые).

Первичный рынок (англ. primary market) — , на котором происходит размещение новых ценных бумаг.

Вторичный рынок (англ. secondary market) — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку.

Также выделяют:

Третий рынок (англ. third market) охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи.

Четвёртый рынок (англ. fourth market) — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка — InstiNet, POSIT, Crossing Network

19. Спрос на землю и его виды

Земля — специфический хозяйственный ресурс, ценность которого постоянно возрастает. Это связано с двумя обстоятельствами: 1) ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию (как продуктов питания, так и сырья для промышленности) в силу роста численности населения, его потребностей; 2) сокращением природных ресурсов в силу эрозии почв и изъятия земель под промышленное и городское строительство.

Земля - важнейший фактор производства. Ее уникальность состоит в следующем:

· в ее неподвижности;

· в ее фиксированности с точки зрения общего количества;

· в совершенно неэластичном предложении;

· в том, что используется в любом виде хозяйственной деятельности.

Ограниченность земли, ее невоспроизводимость и неподвижность (по сравнению с другими факторами производства) обусловили более или менее стабильное предложение на рынке земли. Когда мы говорим об ограниченности земли на микроуровне, то имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична.

Совершенно неэластичное предложение земли означает, что цены на землю определяются уровнем спроса на отдельные участки. Цены на землю связаны с земельной рентой – ценой услуг земли. Цены на землю представляют дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли:

Pl = Сум{Rj/(1+i)j}

где Rj – годовая рента, ожидаемая с данного участка земли в j году; i – текущая рыночная ставка ссудного процента.

Земля является вечным фактором, срок ее службы бесконечен. Поэтому суммирование начинается с единицы и уходит в бесконечность. В связи с тем, что (1 + i)j становится все меньше с увеличением j, количество, добавляемое к получаемой сумме, постепенно приближается к нулю, по мере того как j приближается к бесконечности, и достигает своего предела, когда Rj одинакова за каждый год. Этот предел равен:

PL=R/i

где R – годовая рента; i – рыночная ставка ссудного процента.

Поскольку предложение земли совершенно неэластично, ее цена полностью определяется спросом на землю. В этом случае кривая спроса для потребителей является кривой предельного продукта, выраженного в денежной форме. Предельный продукт от земельного участка уменьшается по мере увеличения его площади и фиксации инвестированной рабочей силы и капитала в результате действия закона убывающей доходности. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер (Рисунок 37).

Рисунок 37. Земельная рента

Земельная рента — это частный случай экономической ренты, ибо представляет собой доход от использования земли и других природных ресурсов, предложение которых ограниченно.

Цена на землю определяется путем капитализации ренты.

Чем выше рента, тем дороже земля. С другой стороны, цена земли зависит от величины процента, который банк платит по вкладам.

Цена земли — это сумма денег, с которой бывший собственник земли получал бы банковский процент на вложенный капитал.

По сути, определить цену земли, значит определить альтернативную стоимость для собственника земли. Изменение цены земли в зависимости от уровня ссудного процента представляет собой разновидность дисконтирования такого экономического ресурса, каким является земля, ее недра, полезные ископаемые, расположенная на ней недвижимость.

Дисконтированный размер ренты необходим при заключении договоров об использовании этих факторов производства на тот или иной период. Дисконтирование, т.е. исчисление будущего размера дохода в виде ренты, осуществляется следующим образом:

DR = R/r,

где DR — дисконтированный размер ренты; R — годовая рента; г — норма процента.

Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Монопольная рента – особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

20. Информация как экономический ресурс

Информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей или потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей.

Информация, как и знания, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

· коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

· воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

21. Понятие и структура информационного рынка

Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями).

В рамках информационного рынка выделяют 3 основных сектора:

- рынок информации – т. е. деятельность по подготовке и продаже информации;

- рынок информационных услуги – т. е. деятельность по обработке и распространению информации;

- рынок средства обработки информации – т. е. производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.

В свою очередь сектор рынка средств обработки информации подразделяется на:

- рынок технических средств обработки информации, к которым относится оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации (вычислительная техника, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

- рынок программных средств промышленно-производственного назначения (к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используется как инструмент для решения задач пользователей);

- рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т. п.).

В секторе информации выделяют 3 обособленных сегмента:

- Деловая информация: биржевая и финансовая; экономическая и статистическая; коммерческая: информация о деятельности компаний, фирм; деловые новости в области экономики, бизнеса, предоставляемые специальными государственными или частными службами.

- Информация для специалистов: профессиональная информация; научно-техническая информация и т. п.;

- Массовая потребительская информация: новости и литература, электронные журналы, и т. п.).

С появлением информационных продуктов и услуг в экономике Беларуси сформировался соответствующий белорусский информационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе белорусского ИР можно выделить следующие основные секторы:

- рынок информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ);

- рынок информационных продуктов и услуг;

- рынок программных продуктов;

- рынок телекоммуникаций и средств связи;

- рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).

Белорусский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

- отсутствие стабильности;

- слабая развитость сектора личного потребления;

- отказ государства от функционирования на информационном
рынке в качестве производителя;

- низкая информационно-правовая культура общества в целом;

- недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;

- отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники;

- недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

22. Сетевая экономика

Существует английское название для термина «сетевая экономика» – «networked economy». В докладе, подготовленном Европейской комиссией в 1997 г., дается одно из первых определений сетевой экономики. Это «среда, в которой любые компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с помощью интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т. д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области информационных технологий.

В настоящее время сюда же тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся: виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование и др.

Принципы функционирования и развития сетевой экономики:

- принцип экспоненциального развития сетевой экономики;

- принцип возрастающего эффекта;

- принцип полноты;

- принцип обратного ценообразования;

- принцип бесплатности;

- принцип переоценки ценностей;

- принцип глобализации;

- принцип анархии;

- принцип хаоса.

23. Формирование цены на информационном рынке.

Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим экономическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке.

Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям:

1. Для средств вычислительной техники и средств связи практикуются:

-продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей);

- сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (машинное время, время связи и т. п.);

- лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);

- проектирование и изготовление специальных образцов техники «под заказ» (в исключительных случаях).

2. Для программных изделий практикуются:

- продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен);

- разработка на договорной основе «под заказ»;

- аренда вместе с техническими средствами.

3. Для информационных продуктов практикуются:

- продажа массово-тиражируемых продуктов (справочники, типовые БД на носителях и т. п.);

- продажа сделанного «под заказ» информационного продукта.

4. В перечень сервисных услуг можно включить:

- предпродажные услуги и услуги во время продажи;

-предоставление услуг в рамках гарантийного срока);

- предоставление послегарантийных услуг по договору.

5. Для информационных услуг можно выделить следующие формы

их продажи:

- предоставление услуг на договорной основе.

В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг, очевидно, будут разнообразны и формы их оплаты.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

– договорными (свободными) устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя;

– имитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение;

– фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

P = C1 + C2 + V + M,

где P – цена продукта, услуги; C1 – затраты предметов труда; С2-амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт; V – затраты, связанные с использованием живого труда; M – включенная в цену прибыль.

Четко выделилось 2 основных подхода к политике ценообразования в области предоставления числовых и текстовых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных, в режиме разделения времени, как правило, предусматривающей:

1) минимальную месячную подписку;

2) время подключения к сети;

3) использование ресурсов (для этого чаще всего применяется такой показатель использования ЭВМ, как CRU-Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования CRU, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т. д.);

4) использование дисковой памяти в случае создания пользователем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей оплату времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взимается плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусматривается разовая оплата пароля для новых пользователей.

При выводе на рынок новых информационных продуктов и услуг предприятие сетевой экономики не всегда устанавливает цены на эти продукты и услуги, сопоставляя валовые и предельные величины издержек и доходов. Иногда цены устанавливаются на основе внеэкономических факторов ценообразования.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т. п.

При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно использовать ряд методов, применяемых в ценообразовании.

Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):

1) Фиксированная цена = Себестоимость + Норма прибыли.

2) Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др., можно представить в следующем виде:

Цена общая = Цена элемента 1 + Цена эл-та 2 + ... + Цена эл-та п;

Цена = Цена общая + Надбавки (скидки) за наличие (отсутствие).

3) Параметрический метод ценообразования, основанный на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов.

24. Характеристика товаров и услуг рынка Информационных технологий

Основным товаром в сетевой экономике является информация. Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме.

Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

- в процессе производства информации не создается вещественных продуктов;

- информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;

- имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании информации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;

- при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с использованием этой информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства информацией ее стоимость переносится на готовый продукт частями;

- потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительная стоимость могут изменяться во времени;

- в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивается, и следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;

- производство информации однородно для всех сфер управления.

Под товаром понимается объект, имеющий вещественную форму и способный удовлетворять те или иные потребности путем купли-продажи.Продукт получается из исходного сырья или материалов путем применения тех или иных технологий. При этом свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, переработанную (обработанную) и представленную в виде, удобном для пользователя, и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Таким образом, информационные продукты предста



2019-11-20 217 Обсуждений (0)
Способы сокращения монопольной власти: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы сокращения монопольной власти:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)