Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Трудовая теория стоимости



2019-11-20 230 Обсуждений (0)
I. Трудовая теория стоимости 0.00 из 5.00 0 оценок




Этапы развития микроэкономики

I. 1810—1858 гг. Психологический фактор экономического поведения субъектов и законы насыщения потребностей человека Германа Госсена. Представители Австрийской школы открыли принципы предельной полезности и предложили количественный (кардиналистский) подход к её определению.

II. 1890—1933 гг. Альфред Маршалл предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал Закон спроса и предложения. Представители математической школы предложили качественный (кардиналистский) подход к определению предельной полезности, обосновали теорию общего экономического равновесия.

III. 1933-наше время — микроэкономика пополняется новыми открытиями: исследование монополистической конкуренции и олигополии, Джон Хикс выделяет эффекты дохода и замещения, экономическая теория разделилась на два крупных блока — микроэкономику и макроэкономику, появление теории игр (Джона фон Нейман и Оскара Моргенштерн).

2. Выделение этапов развития теории стоимости

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Выделим этапы в развитии теории стоимости.

I. Трудовая теория стоимости

Разновидности: идеалистическая, относительная, абсолютная. Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на воспроизводство товара, при этом труд подразумевается не конкретный (сапожника, инженера), а абстрактный — упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.

II. Теория предельной полезности (англ. marginal value theory), согласно которой в основе определения стоимости товара лежит полезность.

III. Теория сочетания издержек и полезности, предложенная А. Маршаллом. Вывод Маршалла – рыночная цена на любой товар «определяется главным образом отношением спроса», а предложение – факторами производства.

3. Предмет микроэкономики и основные принципы экономического выбора: рациональность, оптимальность, равновесие

Микроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает поведение отдельных (атомарных) экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств) рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров; выясняет в поведении отдельных индивидов побудительные мотивы распределения ресурсов для достижения альтернативных целей.

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) рыночной экономики. Микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.

Предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Объект микроэкономики — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

Главными субъектами микроэкономики являются фирмы и домашние хозяйства.

Домашние хозяйства (семья или индивид) в товарно-рыночной экономике являются такими экономическими единицами, которые используют для удовлетворения своих потребностей те доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов – прежде всего труда, а также, если таковые имеются, – земли и капитала.

Фирма как экономическая единица – это самостоятельный экономический субъект, который владеет необходимыми ресурсами, осуществляет производство и последующую реализацию созданных товаров и услуг.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Проблема редкости (problem of scarcity) — невозможность создания полного изобилия: удовлетворения всех экономических потребностей всех людей.

Экономические потребности — это внутренние мотивы (стимулы), побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие состояния неудовлетворенности, испытываемого человеком, из которого он стремится выйти, или удовлетворенности, которое он желает продлить.

Редкость или ограниченность ресурсов относительна: ресурсы ограничены относительно потребностей общества. Не все ресурсы ограничены в одинаковой степени.

Неограниченные, одинаково и свободно доступные для всех ресурсы принято называть неэкономическими. Ограниченные ресурсы называются экономическими.

Основными видами ресурсов выступают:

1. труд (labour) — целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;

2. капитал (capital) — созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;

3. земля, естественные ресурсы (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;

4. предпринимательство, предпринимательская способность (entrepreneurial ability) — организационные способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;

5. управленческие способности (managerial skills) — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;

6. информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин.

Издержки (затраты) (costs) — все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого результата.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods).

Виды экономических благ:

1. Материальные (товары) и нематериальные (услуги).

2. Долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

3. Взаимозаменяемые (субститутами), взаимодополняемые (комплементы, комплементарные блага).

4. Косвенные. Их принято называть также факторами производства. Факторы производства служат для создания прямых благ.

5. И другие.

Каждый человек поставлен перед проблемой выбора вариантов, направлений и способов распределения редких благ в условиях конкурентной экономики.

Проблема экономического выбора (economic choice) — выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Главным действующим лицом экономики является экономический агент – индивид, занимающийся экономической деятельностью на основе самостоятельно принимаемых решений.

В качестве экономических агентов могут выступать отдельные личности, группы людей или институты (организации), образующие элементарные действующие единицы на основе самостоятельно принимаемых решений.

Рациональность означает целесообразную деятельность, направленную на достижение цели, исходя из заданных ограничений и наличных возможностей. Экономическая рациональность означает, что каждый экономический агент стремится к достижению поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки выбора средств ее достижения.

Критерием рационального экономического поведения является эффективность, т.е. рациональность основывается на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) с минимальными затратами по сравнению с другими.

Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта из нескольких возможных или альтернативных. Критерий оптимальности – количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего. Критерием оптимальности может быть максимальная прибыль, минимальные издержки и другие.

Принцип равновесия, означает, что цены изменяются до тех пор, пока величина спроса не сравняется с величиной предложения.

4. Модель кругооборота и главные вопросы экономического выбора

Любое общество, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов и необходимостью выбора, неизбежно сталкивается со следующими главными вопросами:

1. Что производить? Какие товары и в каком количестве следует произвести из имеющихся ограниченных ресурсов?

2. Как производить? Какие сочетания каких ресурсов должны быть использованы в производстве каждого потребительского блага? Понятно, что для производства одного и того же количества, например, пшеницы могут быть использованы весьма разные комбинации земли, капитала и труда.

3. Для кого производить? Поскольку ресурсы ограничены, а значит все потребности не могут быть удовлетворены, необходимо каким-то образом распределить между людьми произведенные из имеющихся ресурсов продукты.

Микроэкономика решает эти задачи при помощи модели кривой производственных возможностей (КПВ).

КПВ дает представление о четырех понятиях:

1) об ограниченности (редкости) ресурсов;

2) об эффективности экономики;

3) об экономическом выборе;

4) об альтернативных издержках.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует комбинации максимальных объемов получаемых благ (точки A, B,C,D и т. д.) (Рисунок 1).

Рисунок 1. Кривая производственных возможностей

Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.

Любая точка, находящаяся внутри КПВ (в нашем случае точка F), не является эффективной, поскольку в данном случае увеличение одного блага может происходить при увеличении другого (производственные мощности экономической системы не загружены).

Напротив, любая точка (например Е), находящаяся вне КПВ, является недосягаемой, так как данная экономическая система не обладает достаточными мощностями.

Принцип эффективного распределения экономических благ получил наименование Парето-эффективности.

Парето-эффективность — это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и при этом более не способно увеличить какую-либо долю в полученном результате, не сократив другую.

Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.

Альтернативные (вмененные) издержки (opportunity costs) — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот (circular flow) —это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов (Рисунок 2).

Рисунок 2. Модель кругооборота

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов При всей условности схемы кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

5. Общие и специфические методы

Метод — это совокупность научных инструментов (приемов, способов, принципов), с помощью которых исследуется предмет науки. Методология — логика исследования предмета и его научные инструменты («что» исследуется и при помощи «чего»).

Общенаучные методы, используемые в микроэкономике можно разделить на две большие группы:

1. методы формальной логики:

a. анализ и синтез;

b. индукция и дедукция;

c. сравнение;

d. доказательство;

2. методы диалектики:

a. восхождение от абстрактного к конкретному;

b. единство исторического и логического.

Анализ — это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез — метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция — метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение — метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. В зависимости от его целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства — прямые и косвенные; в зависимости от оснований доказательства — теоретические и эмпирические

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными диалектическими принципами систематизации понятий являются принципы взаимосвязи и развития.

Восхождение от абстрактного к конкретному раскрывает внутренние противоречия объекта исследования и отражает закономерность его развития в системе категорий и законов. Единство исторического и логического дает в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить исследование объекта. Исторический метод исследует объект в форме конкретных исторических событий, а логический метод — исследование объекта вне его исторической формы.

К специфическим методам микроэкономики относятся:

1. предельный анализ;

2. функциональный анализ;

3. равновесный подход;

4. метод верифицируемости (проверяемости) теории;

5. моделирование.

Более подробно они будут рассмотрены в следующей главе в рамках позитивного и нормативного анализа

Отдельно стоит сказать об экономических экспериментах. Экономический эксперимент — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

6.
Нормативный и позитивный анализ

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивный анализ: изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть.

Позитивный анализ: предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике применяются модели двух видов - оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

1. Потребительские предпочтения и полезность спроса

Потребительское поведение и предпочтения определяют, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют их спрос на все товары и услуги.

Полезность — это удовлетворение, которое благо приносит потребителю.

Предельная полезность любого блага определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага.

Концепция предельной полезности лежит в основе анализа соотношения количества и качества благ, на которые потребитель предъявляет спрос с целью максимизации своей полезности.

Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага:

MU = d(TU)/dQ.

Условие равновесия потребителя:

MU1/P1=MU2/P2=MU3/P3=…=MUn/Pn

где MU1— предельная полезность 1-го товара; MU2 — предельная полезность 2-го товара и т. д.; P1— цена 1-го товара; P2— цена 2-го товара и т. д.

Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага.

Цена — это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

2. Индивидуальный и рыночный спрос

Индивидуальный спрос (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Совокупный рыночный спрос (market demand) — сумма индивидуальных величин спроса на рынке при каждой цене.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (Рисунок 3).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен выше (Рисунок 3).

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (Рисунок 3, в).

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рисунок 3. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

3. Кардиналистская (количественная) теория. Законы Госсена

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилях.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU – общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (Рисунок 4, Рисунок 5).


Рисунок 4.
Общая полезность

Рисунок 5.
Предельная полезность

 

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага (Рисунок 6).

Рисунок 6. Убывающая предельная полезность

Принцип (закон) убывающей полезности называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.

Данный закон заключает в себе два положения.

Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом.

Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.

Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.

где - предельные полезности товаров x, y, z;

- цены товаров x, y, z;

- покупательная способность денег.

4. Ординалистская (порядковая) теория полезности

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Выделим следующие аксиомы.

1) Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак «>» выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2) Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А > Б, а Б > В, то всегда А > В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3) Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя.

В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия.

Кривая безразличия (indifference curve) — линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ. Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (Рисунок 7).

Рисунок 7. Кривые безразличия

На рисунке на одной оси отложено число единиц одежды, на другой - число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую Ul, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1) Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2) Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3) Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4) Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

5) Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (Рисунок 8).

Рисунок 8. Карта кривых безразличия

Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых: U4>U3>U2>U1.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

5. Бюджетное ограничение потребителя. Равновесие потребителя

Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

а) находиться на бюджетной линии;

б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия (Рисунок 9).

Рисунок 9. Равновесие потребителя

Равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

Pf / Pc= норма замещения = MUf / MUc

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене РЕ, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене РЕ, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Эффект замещения (substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо X в виде отрезка R2R1 (Рисунок 10) представляет эффект дохода. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Рисунок 10. Эффект дохода и эффект замещения
для нормальных благ

Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещен



2019-11-20 230 Обсуждений (0)
I. Трудовая теория стоимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Трудовая теория стоимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)