Перечень компонентов УМК
Рабочая программа по предмету «Математика» на _____________ учебный год 3 класс
Учитель: ______________, МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»
Магнитогорск, _______ год Пояснительная записка Предмет: Математика Класс: 3 Всего часов на изучение программы: 136 Количество часов в неделю: в объёме 136 часов(4 часа в неделю) Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Программы. · Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика М.: Просвещение 2011 г · Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика М.: Просвещение 2011 г. · Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г. · Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. № 17785); · О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г. № 19707); · Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014–2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.08.2014 г. · приказа «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях от 31 июля 2009 года 103/3404» · положения о разработке рабочих программ по МОУ СОШ № 65 от 5 сентября 2013 · Учебный план МОУ СОШ № 65 на 2013-14 учебный год Цели и задачи курса. Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются: · формирование у учащихся основ умения учиться; · развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; · создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки. Соответственно задачами данного курса являются: 1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; 2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; 3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления; 4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; 5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; 6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся; 7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе; 8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Перечень компонентов УМК
Данный учебно-методический комплекс используется для изучения курса математики в 3 классе на базовом уровне, способствует формированию компетенций и развитию универсальных учебных действий, обеспечивает включение учащихся в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Содержание обучения. Содержание программы полностью соответствует действующему Государственному образовательному стандарту общего образования и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (автор концепции Л. Ф. Климанова), направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении. Использование этого принципа в обучении математике позволяет, во-первых, установить должную преемственность в содержании обучения математике и выборе методических подходов его реализации в образовательном процессе, а во-вторых, найти наиболее оптимальный путь формирования у детей основных понятий начальной математики: число, геометрическая фигура и величина. В учебнике содержатся основные сведения по математике, необходимые для полноценного усвоения курса и развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В данном курсе выделены следующие содержательные линии: арифметика целых неотрицательных чисел и величин, геометрические фигуры и их свойства, модели и алгоритмы, математический язык и логика. Главной по-прежнему является линия арифметики целых неотрицательных чисел и величин. Развитие арифметической линии в 3 классе предполагает: а) изучение новых свойств действий: - прибавление числа к сумме и суммы к числу, -вычитание числа из суммы и суммы из числа, -умножение суммы на число и деление суммы на число; б) расширение числового множества до 1000, знакомство с устной и письменной нумерацией трёхзначных чисел, изучение устных и письменных приёмов сложения и вычитания натуральных чисел в пределах 1000, случаев умножения и деления с круглыми сотнями, знакомство с устными и письменными приёмами умножения на однозначное число и деления на однозначное число. Большое внимание в 3 классе уделяется повторению материала за курс 2 класса, а также его систематизации и обобщению на известном уровне. Так, первые шесть уроков целиком посвящены повторению нумерации, сложения и вычитания чисел в пределах 100, конкретного смысла действий умножения и деления, таблицы умножения до 20 и соответствующих случаев деления, а также наученного ранее геометрического материала. Новый материал в З классе начинается с раздела «Свойства арифметических действий». Дети изучают способы прибавления числа к сумме и суммы к числу, вычитания числа из суммы и суммы из числа, учатся находить значения выражений разными способами и наиболее удобным способом, знакомятся с различными способами проверки действий сложения и вычитания, изучают новые приёмы устных вычислений, связанные с округлением компонентов действий, учатся использовать эти приёмы для рационализации вычислений, решать задачи различными способами. Параллельно в данный период идёт интенсивная отработка знания таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления, разрядного состава чисел в пределах 100, повторение устных и письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, закрепление умений решать основные типы простых и составных задач за курс 2 класса, пропедевтика задач в З действия и задач на кратное сравнение. Одновременно и в тесной связи с изучением свойств арифметических действий рассматриваются и другие вопросы, связанные с арифметикой величин и геометрическим материалом: обозначение точек буквами латинского алфавита, работа с контурными рисунками, введение понятия равенства фигур. В рамках изучения раздела «Умножение и деление в пределах 100» продолжается изучение табличных случаев умножения и деления в пределах 100, свойств действий умножения и деления, вводятся понятия чётного и нечётного чисел, рассматриваются способы проверки действий умножения и деления, задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, а также задачи на кратное сравнение. Большое внимание на этом этапе уделяется решению так называемых абстрактных задач: «На сколько число 54 больше числа 6?, «Во сколько раз число 8 меньше числа 56?» и т. п. Эти задания служат пропедевтикой рассмотрения в дальнейшем нового способа решения задач на нахождение четвёртого пропорционального — методом отношений (или сравнения). В разделе «Числа от 100 до 1000» учащиеся знакомятся с новой счётной единицей — сотней, учатся читать и записывать трёхзначные числа, изучают разрядный состав числа, устные и письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. В этот период учащиеся активно решают задачи с пропорциональными величинами. Эти задачи служат хорошей пропедевтикой функциональной зависимости, и знакомятся с новым способом решения задач на нахождение четвёртого пропорционального методом сравнения. В разделе «Умножение и деление в пределах 1000» рассматриваются устные и письменные приёмы вычислений, случаи умножения и деления круглых сотен, приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное число, вводится новая единица массы — грамм, устанавливается его соотношение с килограммом, решаются задачи на определение массы предмета в граммах, а также в килограммах и граммах. Главная особенность этого раздела состоит в том, что письменные способы умножения и деления на однозначное число вводятся на основе наглядных иллюстраций и чётко сформулированных алгоритмов действий, которые помогают учащимся лучше усвоить данные способы вычислений. В данном курсе вновь, как и в предыдущих классах, продолжает действовать трёхэтапная методика формирования вычислительных навыков: а) вычисления с помощью предметных множеств (уровень восприятия); б) отвлечённые вычисления (уровень представлений); в) формулирование правила вычислений (уровень объяснений). Благодаря такой «тройной» прокрутке материала обеспечивается формирование осознанных и прочных вычислительных навыков. Иными словами, сначала дети учатся выполнять Действия на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных в их сознании представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений. Как и раньше, в З классе находит дальнейшую реализацию теоретико-множественный подход к введению понятия натурального числа и действий над числами. На основе уже сформированных представлений о множестве, его элементах, равенстве множеств, выделения из множества его части и разбиения множества на классы учащиеся естественным образом подводятся к пониманию смысла действия деления с остатком, осознанию способов образования и называния чисел от 100 до 1000, уяснению их порядка в натуральном ряду. Наглядная иллюстрация к задачам в виде схем, чертежей или рисунков конкретизирует отвлечённые рассуждения о множествах предметов. Поэтому при введении деления с остатком работа с конкретными множествами в виде схематических рисунков в теоретико-множественном контексте продолжается достаточно долгое время, что помогает учащимся лучше осознать конкретный смысл этого действия. Кроме того, на данном этапе вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, рассматривается правило вычисления площади прямоугольника, в связи с изучением чисел в пределах 1000 вводится новая единица длины — километри изучаются соотношения между единицами длины. Отметим, что задача формирования прочных вычислительных навыков по-прежнему остаётся наиважнейшей в предлагаемом курсе. Кроме того, даже выбор остального учебного материала подчинён именно этой главной задаче — отработке техники вычислений. Как и в предыдущих классах, в учебник включены специальные упражнения на развитие речевых умений учащихся. Следует отметить специально подобранные упражнения занимательного характера на развитие логики рассуждений. Систематическая работа с этими заданиями положительно сказывается на формировании начал критического мышления, умении рассуждать обосновывать выводы. В курсе математики для З класса продолжена работа по обучению учащихся приёмам моделирования и схематизации . Этому служат разнообразные задания на анализ и построение схем, чертежей и рисунков к тексту задачи, упражнения с использованием числового луча, задания на составление задач по краткой записи, схематическому рисунку, чертежу и т. д. Развитию умений моделирования и работы с алгоритмами посвящены задания на преобразование и переконструирование фигур, составление алгоритмов выполнения действий. При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и оформления записей. Основная задача линии моделей и алгоритмов на этом этапе состоит в том, чтобы, наряду с умением правильно проводить вычисления, сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их. Продолжена целостная система работы с текстовой задачей, включая подбор вопроса к условию задачи, дополнение условия задачи недостающими числовыми данными или ключевыми фразами в заданном контексте, составление и решение цепочек задач, составление задач по аналогии (по рисунку, по таблице, по краткой записи, по чертежу и т. д.), составление и решение задач, обратных данной, установление зависимости ответа задачи от изменения какого-либо числового данного в её условии, сравнение задач по фабуле, по способу решения и т. д. Задачи (как простые, так и составные) включены в каждый урок. При работе с простыми задачами основной акцент делается на их систематизации путём сопоставления задач, сходных в том или ином отношении. Активное использование в этих целях методики составления и решения задач, обратных данной, весьма полезно для развития аналитических умений учащихся. Составные задачи всего обременены поиском различных способов решения, что важно с точки зрения пропедевтики и усвоения арифметических действий. Наряду с решением задач, предлагаются упражнения творческого характера: составление задач учащимися (по рисунку; чертежу, краткой записи, таблице и пр.), преобразование задач и др. В целях активизации познавательной деятельности учащихся при работе с материалом на повторение введены новые типы заданий и упражнений, которых требует от учащихся не только активизации в памяти изученных ранее алгоритмических процедур, большей самостоятельности, что обеспечивает прочно освоение устных и письменных приёмов выполнения действий, совершенствование вычислительных навыков учащихся и должный контроль их знаний. Так, в З класс впервые начинается работа с таблицами, в которых один из компонентов действия постоянный, а другой изменяется. Подобные таблицы имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, умения сопоставлять, сравнивать данные числа выяснять закономерность, заложенную в условиях, причинно-следственную связь. Кроме того, эти упражнения служат хорошей подготовкой для изучения в дальнейшем новых свойств арифметических действий, способов проверки действий, и в частности вопроса об изменении результатов действий в связи с изменением компонентов. В З классе задания на сообразительность образуют сквозную линию. Они выделены в учебнике специальным знаком и, как правило, помещены в конце каждого урока. Важно, чтобы работа с нестандартными задачами проводилась не эпизодически, а в системе. Задачи на сообразительность должны быть для учащихся не камнем преткновения, а своего рода поощрением, наградой за хорошую работу на уроке. Желательно работу с этими задачами организовывать так, чтобы весь класс был захвачен поиском решения, учащиеся стремились проявить инициативу и самостоятельность, не боялись высказывать оригинальные идеи, предлагать свои варианты решения. КЛАСС (136 ч) ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ (90 ч)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |