Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Понятия субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБКУЛЬТУРЫ ФУРРИ

Курсовая работа

 

Данилова Михаила

студента 2 курса

специальности «Социология»

дневной формы обучения

 

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент Бурова С.Н.

 

Минск, 2019

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3

1. Понятие субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии          7

2. Фурри как социальный феномен                                                     13

3. Структура сообщества фуррей                                                       19

4. Положение фурри в социуме                                                          27

Заключение                                                                                           32

Список использованных источников                                              35

Приложение А                                                                                 39

Приложение Б                                                                                       45

Введение

Многие могут не знать, что такое фурри, особенно на постсоветском пространстве, однако же, нельзя сказать, что эта тема совершенно неактуальна как для постсоветского пространства, так и для всего мира. Несмотря на то, что фурри («пушистики») появились в США и на данный момент всё ещё большинство фуррей находится именно там, с приходом феномена глобализации и развитием средств коммуникации, субкультура фурри начала активное распространение и за пределами своей родины. В итоге она добралась как до Европы, так и до постсоветских стран.

Однако же, несмотря на распространение этого феномена и его массовость, многие люди не знают о том, что такое фурри. Или же воспринимают фурри на основе сложившихся стереотипов, не имеющих под собой релевантных оснований, появившихся как по причине недопонимания и ошибочного впечатления от поверхностного обзора, так и благодаря усилиям открытых противников субкультуры фурри, намеренно распространяющих дезинформацию с целью дискредитации членов субкультуры. По причине того, что фурри – относительно новое явление, появившееся в первую очередь в эпоху господства цифровых технологий, а также до сих пор не привлекающее большого внимания у мирового научного и в частности социологического сообщества, достаточно подробную информацию о фурри нельзя найти в книгах в большинстве библиотек. Их практически не существует, так как мало кто интересуется этим вопросом. Но социологи не должны игнорировать ничего, что появляется в обществе. Чаще всего фурри приводятся лишь как пример субкультуры в работах о субкультурах в целом, даже без какого-либо объяснения сути этой конкретной субкультуры. И даже статей в журналах об этом, или хотя-бы статей в интернете очень мало.

Таким образом, целью работы будет обобщение знаний о субкультуре фурри на основе всего доступного материала, где есть упоминание об этой группе. Планируется дать характеристику новой субкультуры, описать историю ее возникновения, структуру и место в обществе. В качестве методологической базы будут использоваться материалы научных статей и исследований канадской группы исследователей IARP (International Anthropomorphic Research Project), которая использует социологические методы для исследования фуррей. Также будут использоваться доступные описания отечественных исследователей, например, А. А. Чубура, и описания опыта самих фуррей в различных статьях, в том числе и предназначенных именно для описания фурри как субкультуры, раскрытия её сути и истории.  Среди источников информации книга американского писателя и художника Джо Страйка, в которой он описывает субкультуру и сообщество фурри, в том числе и их историю, которую он, являясь одним из первых фуррей, видел своими глазами.  Также имеет место и авторский опыт общения с фуррями и наблюдением за ними. А вместе с тем будут использованы и авторское восприятие, и интерпретации, к которым в любом случае придётся прибегать за неимением полной информации из письменных источников.

Для того, чтобы описать фурри, как социальный феномен, стоит для начала определиться с терминологией, определить, что же понимается под словом «фурри».

Сам термин «фурри» (англ. «Furry») происходит от английского слова «fur» (рус. «мех»). Несмотря на то, что некоторые называют фуррей просто «пушистые» или «пушистики», куда больше употребляется простая транслитерация оригинального английского слова, в том числе и среди самих фуррей. Вместе с тем в данной работе будет активно употребляться слово «фуррёвый», также являющееся неологизмом и обозначающее принадлежность к субкультуре. Обычно оно употребляется по отношению к ресурсам, созданным фуррями и ориентированным на фуррей, но может являться прилагательным практически к любому объекту или явлению (пример: фуррёвая конференция, фуррёвый рассказ и т.д.).

Термин «фурри» не является однозначным и может подразумевать следующее.

1) Жанр антропоморфного искусства, в котором присутствуют формы жизни, сочетающие в себе человеческие и животные черты. Это может быть продукты рисования, анимации, литературы, в отдельных случаях даже музыки, скульптуры и прочего.

2) Субкультуру, основанную на идее антропоморфных животных. Социальную группу людей, которые себя к ней причисляют, со своим сленгом, символикой, ценностями и прочим.

3) Собственно антропоморфных животных, то есть, существ, сочетающих в себе одновременно черты животного и человека.

4) Людей, которые так или иначе принадлежат к этой субкультуре.

5) Саму идею антропоморфизации животных.

В данной работе в некоторой степени будут рассматриваться все аспекты этого термина, как составные части субкультуры, так как все они имеют в ней определённое место. Помимо самого понятия «фурри», очень важными понятиями будут «антропоморфизм» и «зооморфизм».

Антропоморфизм – перенесение человеческих физических и психических качеств на объекты, не являющиеся людьми.

Зооморфизм – наделение людей качествами животных.

Во многих художественных работах, связанных с культурой фурри, грань между этими двумя понятиями нередко стирается, и то, изображён ли зверь с человеческими чертами или человек со звериными, зависит исключительно от восприятия зрителя. Обычно для такого произведения используется слово «зооантропоморфизм», обозначающий человека и зверя в равноценном слиянии, а не добавления черт одного другому.

Цель работы: обобщить знания о фурри как об относительно новой субкультуре.

Задачи:

1. Раскрыть социологическое понятие субкультуры.

2. Описать историю и социальную сущность фурри.

3. Определить структуру субкультуры фурри.

4. Рассмотреть положение представителей субкультуры фурри в социуме.

Для написания курсовой работы автор кроме теоретического анализа изучаемой проблемы планировал провести разведывательное эмпирическое исследование, которое касается проблемы дискриминации фуррей. Изначально исследование действительно планировалось как разведывательное, так как оно осуществлялось параллельно с прохождением учебной практики, в рамках которой нужно было разработать программу социологического исследования, составить инструментарий (анкету) и провести его апробацию на 30 респондентах. Но в ходе поиска респондентов-фурри, которые являются труднодоступной категорией в силу своей латентности, автору удалось установить контакт с администрацией нескольких фуррёвых групп в социальных сетях, которыми пользуются представители этой субкультуры и которые оказали содействие в выходе на эту группу. Неожиданно оказалось, что наше предложение провести анкетирование по теме фурри вызвало большой интерес вреди приверженцев данной субкультуры. И за короткий срок (в течение трех недель) через социальные сети нам удалось собрать 400 анкет. В выборке  83,3% мужчин, 16,7 % женщин. Возрастные группы:

До 15 лет: 10,2%

15-19: 43,1%

20-24: 30,1%

25-29: 8,7%

30-34: 3,7%

35-39: 0,7%

Более 39 лет: 0,9%

Распределение по странам: Россия 85,4%, Казахстан 3,8 %, Украина 4,5%, Беларусь 5,1% и 1,5% из других стран.

Поэтому из первоначального замысла провести пилотаж инструментария исследование переросло в полноценное описательное международное исследование и приобрело статистически значимый вес.

Выборка состояла из подписчиков различных фуррёвых групп в социальной сети «ВКонтакте», опрошенных при помощи электронной анкеты, созданной при помощи сервиса Google Forms. Анкеты были размещены на страницах групп, где готовые участвовать в исследовании фурри могли перейти по ссылке на анкету и заполнить её. В выборку вошли респонденты из таких стран, как Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. К сожалению, исследование фуррей другими методами проблематично, как и осуществление случайной выборки для получения репрезентативной информации. Нигде не существует единого реестра фуррей, а многие фурри предпочитают скрывать свою принадлежность к субкультуре, так что даже целенаправленная доступная выборка из всех людей, в которой будут предусмотрены фильтры для отсеивания фуррей, может оказаться неэффективной. Интернет-опрос позволяет быстро получить большой объем количественной информации, а также достичь большого пространственного охвата. Вместе с тем, респонденты в онлайн опросах менее склонны искажать информацию, пытаясь давать более социально одобряемые ответы, что очень важно по причине особенностей объекта и предмета исследования. Анализ полученных данных позволил проверить все выдвинутые гипотезы.

Понятия субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии

Итак, для начала, стоит определить основную категорию, которую мы используем в своей работе, а именно, что же такое субкультура. Слово «субкультура» образуется от слова «культура» и приставки «суб». Культура в самом общем виде означает совокупность созданных людьми ценностей: материальных, духовных, социальных. Приставка «суб» означает вторичность, подчинённость, отсутствие главенства. Субкультуру по-другому можно назвать «подкультурой». Субкультура — это форма культуры, которая сосуществует вместе с основной культурой, главенствующей в данном обществе. Субкультура, как научное понятие, появилась в обиходе в 30-е года 20 века, а в отечественной социологии только в 1960-е, в связи с тем, что эта наука после долгого запрета в СССР в это время только стала возрождаться и начал формироваться ее понятийно-категориальный аппарат. Впрочем, как и у культуры, у субкультуры нет единого общепринятого определения, а различные определения многочисленных авторов исчисляются десятками, если не сотнями. В целом, в более-менее общем виде можно сказать, что субкультура – это культура определённой социальной группы. То есть, это структурное и функциональное образование, отделяющие определённых лиц от остальных членов общества. Субкультура создаёт чувство общности. Осознание своей причастности к субкультуре является источником противопоставления себя всем остальным людям, которые не принадлежат к субкультуре. Однако, субкультура не существует вне общей культуры, а скорее является её дополнением [35]. В целом, можно сказать, что субкультура – совокупность норм и правил поведения, традиций, обычаев, атрибутики, которые существуют внутри определённой социальной группы лиц, объединённых общим интересом, поддерживаются членами этой группы и отличаются от общепринятых в обществе. Через субкультуру эта социальная группа лиц дифференцируется от остального общества. Впрочем, эта дифференциация очень условна, так как каждый человек является не только носителем и основной культуры тоже, но и сразу нескольких субкультур. Кроме этого у каждого индивида есть набор социальных ролей, которые он исполняет в обществе, в профессиональной и семейной жизни, которые определяют его принадлежность к разным определенным кругам.

Вместе с тем существует и феномен контркультуры. Контркультура – подвид субкультуры, который по своей изначальной сути является антагонистичным по отношению к основной культуре. Контркультура – неприятие основной культуры, десакрализация её ценностей. Контркультура противопоставляет себя основной культуре, ставит ценности основной культуры под сомнение [28]. Иногда контркультура может предлагать альтернативные ценности, а иногда нет. Контркультура может выступать формой протеста перед основной культурой, когда в результате своего развития основная культура перестаёт устраивать определённые группы людей. Не каждая субкультура является контркультурной, то есть, не каждая субкультура отрицает нормы основной культуры, а вместо этого скорее сосуществует с основной культурой.

В современном мире предпочитают отдельно выделять термин «молодёжная субкультура». Молодёжная проблематика актуализировалась в 50-е годы 20 века, в связи с обострением «проблемы отцов и детей», когда всё сильнее стали заметны отличия «взрослой» и «молодёжной» культуры. Молодёжные субкультуры во многом связаны с проблемой самоопределения и неуверенностью в своём социальном статусе. Молодые люди, становясь самостоятельнее, постепенно отдаляются от своей семьи, но при этом ещё не до конца принимаются «взрослым» обществом, в результате чего они пытаются примкнуть к себе подобным. В результате этого образуются малые социальные группы, объединённые определёнными чертами, а внутри этих социальных групп появляются социальные статусы и роли, исполняя которые, молодые люди как бы тренируются исполнять свои будущие социальные статусы и роли взрослых людей [27]. Нередко эти группы и продуцируют субкультуры, в том числе и контркультурного характера. Однако же, сейчас субкультуры уже стали куда большей обыденностью, чем это было в середине ХХ столетия. Контркультурные сообщества стали менее популярны и заметны на фоне менее агрессивных молодёжных субкультур. Таким образом, молодёжные субкультуры, с одной стороны, культивируют протест против ценностей и авторитетов взрослых людей, и, с другой стороны, способствуют адаптации молодёжи к взрослому обществу.

Возвращаясь к теме субкультуры в целом, обратим внимание на то, что для каждой субкультуры характерен общий набор черт [29]:

- наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия;

- специфический стиль жизни и поведения;

- наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.д.;

- наличие более-менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Вместе с тем субкультуры можно типологизировать, сгруппировать по различным общим чертам. По причине огромного количества различных субкультур, существует так же и огромное количество возможных типологизаций [30, 31]. Среди всех типологизаций, из наиболее заметных и значимых группировок субкультур можно выделить:

- профессиональные (социологи, психологи, врачи и т.д.);

- возрастные (субкультура детей, субкультура подростков, субкультура стариков и т.д.);

- спортивные (околофутбольщики, бодибилдеры, баскетболисты и т.д.);

- музыкальные (металлисты, рокеры, реперы и т.д.);

- контркультурные (гопники, хиппи, панки и т.д.);

- творческие (граффитисты, поэты, скульпторы и т.д.);

- компьютерные (хакеры, геймеры, железячники и т.д.);

- фандомы – люди, объединённые одним интересом, связанным с произведением искусства (брони, толкиенисты, поттерианцы и т.д.).

Нередко в статьях можно увидеть словосочетания вроде «фурри фандом» и авторов, которые относят фурри к числу фандомов, но на самом деле, это суждение является крайне некорректным. Что же такое фандомная субкультура? Как и у культуры, субкультуры и прочих терминов в этой области единого общепринятого определения не существует, есть только взгляды отдельных авторов. По причине того, что слово появилось совсем недавно и существует в основном в интернет-среде, его определений нет даже во многих словарях. В контексте данной работы: фандом (от англ. «fandom», дословно – «фанатство») это относительно новое слово, обозначающее субкультуру фанатов определённого художественного произведения, писателя, актёра, музыканта и т.д. Являются ли фурри фандомом? Нет. Особенности фандома заключаются в том, что в центре фандома существует продукт, идеология или личность. Фурри – не продукт и не автор. Фурри – это идея. У фурри нет ни канонов, ни идеологов, ни продуктов. Среди фандомных субкультур имеется одна существенная проблема. Количество членов фандома и их активность напрямую зависят от объекта, который формирует фандом. Участники фандома зависят от контента, производимого фандомом. Если продукт уходит с рынка или видоизменяется в менее привлекательную для людей форму, а члены фандома по каким-либо причинам не могут его воспроизводить – фандом приходит в упадок. Владельцы продукта, вокруг которого строится активный фандом, крайне заинтересованы в его поддержании, так как фандом является источником прибыли, как прямой (члены фандома покупают продукт), так и косвенной (члены фандома рассказывают всем про любимый продукт, тем самым обеспечивая ему бесплатную рекламу). Такая заинтересованность в поддержании фандома позволяет фандомам быстро расти. Идет популяризация через рекламу при помощи официальных каналов распространения вроде телевидения, например. Однако же, возвращаясь к зависимости фандома от продукта, можно просто высказать утверждение о том, что фандомы, как субкультуры, являются крайне нестабильными и динамичными. Легко и быстро набирают активность и также легко её теряют. Хорошим примером динамичного фандома можно назвать брони фандом. Брони (англ. Brony, образовано от сочетания слов «brother» (брат) и «pony» (пони)) – субкультура фанатов мультсериала «My Little Pony».

Рисунок 1. Посещаемость конференции брони [11]

 

Мультсериал в кратчайшие сроки собрал вокруг себя довольно большой фандом, ставший немаловажным трендом в 2012-2015 годах. Однако, как можно увидеть из статистики посещаемости конференции, организованной брони сообществом, авторы не смогли стабильно удерживать интерес людей к своему продукту от одного сезона мультсериала к другому, в результате чего после достижения своего пика в 2015 активность фандома начала стремительно опускаться вниз. Примечательно, что за счёт усиленной популяризации мультсериала, в 2013-2015 годах BronyCon собрал больше людей, чем самая крупная конференция фурри – Anthrocon.  В результате этого спада было объявлено, что БрониКон 2019 станет последней конференцией брони [11]. Брони, как фандомная субкультура, в отличие от фурри, была изначально довольно тепло встречена мировым сообществом и была активно поддержана создателями мультсериала – компанией Hasbro, что способствовало высокому интересу к субкультуре и её распространению, но, несмотря на это, если реклама и могла привлечь людей, то удержать – только сам продукт, сюжет мультсериала, его персонажи и т.д. На протяжении 9 сезонов [15] все элементы мультсериала так или иначе претерпевали изменения, в том числе и в тех аспектах, которые привлекали людей в мультсериале изначально, а сама идея начала постепенно вырабатывать себя, в результате чего 9 сезон был объявлен последним, а дальше франшизу My Little Pony уже ожидает только перезапуск. Хотя и сериал в рамках франшизы «My Little Pony: Friendship Is Magic», который и стал фандомообразующим, являлся уже третьим перезапуском франшизы, означающей определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера (одной из сторон отношений между рыночными субъектами).

Может ли подобная судьба постигнуть фурри? Нет. Потому, что фурри – не фандом. Нет конкретных людей, которые создают конкретный образ, задают каноны. Фурри универсальны и каждый может видеть в этой субкультуре то, что хочет, что его привлекает, и довольно проблематично будет как-либо навредить этому образу в сознании фурря. Это именно то качество, которое может отличать нефандомную субкультуру от фандомной. И то, что обеспечивает стабильный интерес, который может держаться долгие годы. Существуют фурри, которые являются фуррями уже более 30 лет, то есть, с самого появления фуррей, как субкультуры. Однако же, и фандомы могут существовать довольно долго (сохраняя позиции дольше, чем многие нефандомные субкультуры). И они не исчезают бесследно даже после потери пика популярности, в том числе и популярности продукта. К примеру, фандом вокруг сериала «Доктор Кто» существует уже больше 50 лет и до сих пор входит в десятку самых популярных фандомов в мире [14].

 Конечно, могут быть фандомы вокруг отдельных фуррей или фуррёвых произведений. Например, художников, которые создают свои фуррёвые сеттинги, т.е. среду, где происходит действие. В таком контексте можно рассматривать фурри как кластер микрофандомов. Подобным же кластером микрофандомов можно назвать субкультуру анимешников, где также существует огромное количество различных произведений со своими фанатскими группами, которые сбиваются в одно большое сообщество. Но употреблять слово «фандом» по отношению к фуррям (или анимешникам, например) в целом – не совсем корректно. Лучше всё же будет просто использовать слова «фурри сообщество» или «субкультура фурри» для обозначения данного явления.

Краткий вывод: субкультура – это культура некоторой социальной группы, которая существует внутри всего населения и общей культуры. Они возникают по причине того, что люди не являются обладателями абсолютно идентичных социальных ролей и статусов, а на основе этих отличий образуются социальные группы, каждая из которых может стать основой для своей собственной субкультуры. Она будет подчёркивать эти отличия от остального населения. Каждый человек в обществе так или иначе принадлежит сразу к нескольким субкультурам, которые играют немаловажную роль в его жизни. Фурри, несомненно, являются субкультурой, но, если углубляться в типологизацию, многие считают фурри фандомом, как одним из типов субкультур, что не является верным по своей сути.  


 



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Понятия субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)