Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фурри как социальный феномен



2019-11-13 269 Обсуждений (0)
Фурри как социальный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то, что оформление фурри, как полноценной субкультуры, датируется примерно около 1980-х годов, без какой-либо конкретной даты, сами идеи антропоморфизма и зооморфизма берут своё начало из далёких времён. Ещё древние люди были замечены за изготовлением фигурок, сочетающих в себе черты человека и животного. Наиболее старой из них является вырезанная из бивня мамонта фигурка человекольва (рис. 1), возраст которой оценивается в 40 000 лет.  Эта фигурка является одной из древнейших в мире скульптур. Вероятно, она представляет собой изображение божества и являлась объектом поклонения, что делает её одним из древнейших религиозных памятников человеческой культуры [21].

Рисунок 2. Человеколев [21]
Говоря об истоках субкультуры, строящейся вокруг идеи единения человеческих и животных черт, нельзя не упомянуть о таком феномене, как тотемизм.

Тотемизм (от слова ototem – род) является видом религии древнего общества, и его отличительной особенностью является вера в сверхъестественное родство с различными предметами, явлениями и существами. Люди поклонялись своим тотемам и оберегали их, веря, что за это тотем будет оберегать их, считая при этом тотемы своими настоящими родственниками. Впрочем, на первых этапах тотемизм не исключал употребление тотемных животных и растений в пищу. Люди старались уподобиться своему тотему, внося его элементы в свою культуру. В рамках тотемных животных это могло быть подражание животным звукам, танцы, имитирующие поведение животного, ношение шкур или отдельные элементы одежды, которые были бы символом определённой черты животного. Так как тотемные животные считались прямыми родственниками членов рода, а тотемные животные в понимании людей наделялись характеристиками, свойственными человеку, вроде мышления и эмоций, то тотемизм во многом строился на идеях одновременно и зооморфизма, и антропоморфизма. Несмотря на то, что тотемизм вероятнее всего в первую очередь ассоциируется с племенами Африки или Америки, он в той или иной форме присутствовал практически во всех мировых культурах [32].

Предположительно, на базе тотемизма позже возникла черта зооморфизма и антропоморфизма в древних политеистических религиях, наиболее ярким примером из которых будет мифология Древнего Египта.

Большинство богов древнегипетского пантеона изображаются в виде полулюдей-полуживотных. А животные, с которыми они ассоциировались, часто содержались при храмах. Существовал запрет на их убийство, а после смерти они нередко мумифицировались и помещались в саркофаги наравне с людьми.

Культ животных во многих мифологиях обусловлен исторической близостью животных и человека, и если зооморфизм играет большую роль в более древних временах, то позже с развитием отношений человека и животного, начинает чаще встречаться именно антропоморфизм на фоне подъёма идеи антропоцентризма, в том числе и как символ победы человека над природой. Если в мифологии Древнего Египта зооморфные черты являются символом божественности, то в несколько более поздней мифологии Древней Греции зооморфизм в мифологии (минотавр, кентавры, сатиры и прочие волшебные зооморфные существа, населяющие мир) уже скорее является признаком дикости, символом неразумной и неумеренной природы. Это также выражение необузданного нрава и недостаток самоконтроля [37]. И это далеко не единственные примеры зооморфизма в религии. Можно также привести в пример индуизм с богом-слоном Ганешем, или даже христианство, где воплощение зла нередко принимает зоомофрные черты вроде рогов, копыт и крыльев.

Рисунок 3. Икона Святого Христофора [41]
Если говорить о более поздних примерах антропоморфизма в культуре, то можно отдельно упомянуть и такой феномен, как кинокефалы. Кинокефалы в своём наиболее общем определении являют собой людей с головами собак. Несмотря на то, что наибольшее распространение они получили в западной средневековой Европе, они имели место и в славянской культуре, и в Византийской. А первым, кто вообще их упомянул, был Геродот, по мнению которого они жили на территории современного Туниса. Ктесий же отнёс кинокефалов к народам Индии. Дословно само это слово обозначает «собакоголовый», и этим словом греки обозначали бабуинов или павианов. Столкнувшись с античными легендами, Аверлей Августин задался вопросом о том, можно ли разных мифических существ считать людьми, нисколько не ставя под сомнение их существование. На него же ссылаются в своих книгах Исидор Сивильский и Рабан Мавр. В последствии кинокефалов описывает в своих странствиях в Индии Марко Поло, Христофор Колумб и многие другие. Впрочем, вероятно, описывают они кинокефалов, больше ссылаясь на местные слухи и легенды, чем на личный опыт, к тому же, нередко неверно воспринятые из-за плохого знания языка [34].

Одним из наиболее интересных исторических фактов касаемо кинокефалов является иконография Святого Христофора, который по традиции изображается с собачьей головой. Нет единого мнения, почему на иконах он изображался именно так. По одной версии он происходил как раз из рода кинокефалов, а по другой – молился Богу, чтобы тот уберёг его от соблазнов со стороны женщин, обезобразив его лицо. Однако же, зооморфный облик этого святого появляется в его иконографии довольно поздно, около XVI века, а в современных традициях церкви принято считать его зоомофрный образ символическим, указывающим на его дикое языческое прошлое [41].

Вместе с поклонениями животным и зооморфным богам в культуре народов этих самых животных наделяли разнообразными человеческими качествами, которые, впрочем, разнятся от культуры к культуре. На основе именно этих ассоциаций создавались персонажи мифов и легенд, которые позже переросли в сказки, басни и художественные рассказы. К примеру, в европейской, в том числе и славянской культуре, лиса ассоциируется с хитростью и обманом, в то время как в африканской этими свойствами наделяется паук, а в культуре коренных американцев – койот.

Можно предположить, что наделение животных разными человеческими качествами и дальнейшее восприятие этого в культуре играет большую роль для фуррей при выборе фурсоны (зооантропоморфного персонажа, с которым фуррь имеет идентификацию). Согласно исследованию IARP, около 75% фуррей согласны с тем, что выбранный ими вид для фурсоны имеет с ними общие черты [23, 25].

Нельзя не отметить, что повышенный интерес к антропоморфным животным также является во многом заслугой, включающей в себя антропоморфных животных мультипликации в ХХ веке. Наиболее известными антропоморфными персонажами, вероятнее всего, будут персонажи Диснея, такие как Микки Маус, Дональд Дак и другие, однако же, непосредственно на формирование будущего фуррёвого сообщества они повлияли довольно слабо. В отличие от персонажей другого полнометражного анимационного фильма – «Робин Гуд» (1973). Он также содержал в себе антропоморфных животных в качестве персонажей, но в отличие от предыдущих проектов Диснея, они имели несколько более близкие к человеческим пропорции, что сильно добавило им привлекательности в глазах зрителя. К тому же, использование лис в качестве положительных героев было довольно нетипично для их изображения в массовой культуре, что позволило немного отойти от привязки вида животного к положительным или отрицательным ролям в будущих антропоморфных произведениях. Многие фурри до сих пор могут назвать именно этот продукт мультипликации, как фактор привлечения их в фурри сообщество, а сама по себе лиса на данный момент является одним из самых популярных видов для фурсоны [23]. Помимо этого, можно отметить и такое произведение, как «Кот Фриц», примечательное тем, что в отличие от многих других мультфильмов, посвящённых антропоморфным животным, нацелено именно на взрослую аудиторию. Вместе с мультипликацией также можно отметить и индустрию настольных ролевых игр. В 1974 году в продажу вышла первая версия весьма популярной и по сей день игровой серии Dungeons&Dragons, где каждый игрок мог создать себе антропоморфного персонажа и играть его роль в сюжете, и с выходом новых изданий игры эти возможности только расширялись. Позже, уже в 1983, вышла настольная ролевая игра Other Suns, в которой игра антропоморфными персонажами уже была главной идеей [19, 22].

А.А Чубур считает, что на самом деле, всё это уже и было субкультурой фурри, начиная от тотемизма, фигурок и наскальной живописи, заканчивая фуррями в том виде, в котором они есть сейчас. Фурри существовали тысячи лет назад, просто только в 1980-х годах у этого феномена появилось общепризнанное название [39, 40]. Как отмечает Джо Страйк, многие вещи, которые сейчас можно считать явными атрибутами субкультуры фурри, он видел и делал ещё задолго до того, как появились первые люди, зовущие себя фуррями. И речь идёт не только о повышенном интересе к антропоморфным персонажам, а об идентификации с ними, что является одной из наиболее специфичных черт субкультуры [25].

По мнению многих экспертов и самих фуррей, одним из основных факторов появления фуррей в более-менее современном виде, стало развитие комиксов. На конвенте научной фантастики NorEasCon II в 1983 году был представлен футуристический комикс Erma Felna: EDF за авторством Стива Галаччи, главными героями которого были антропоморфные животные. Он вызвал большой интерес и блок с антропоморфными животными стал важной частью во многих последующих конвентах научной фантастики в 1980-х. В том же 1983 году на электронной доске объявлений The Tiger's Den BBS появился рассказ, в котором главными героями были антропоморфные животные, обернувшийся таким успехом, что уже к концу года почти вся доска содержала в себе только фуррёвый контент. Доска стала известна, как первая в мире фуррёвая электронная доска объявлений и просуществовала до 1996 г. В 1983 году вышел и журнал комиксов «Albedo Anthropomorphics», а в 1984 году – журнал «Rowrbrazzle», посвящённый антропоморфным животным.

А в июле 1986 года Марк Мерлино и Род О’Райли создают первую сходку фуррей в Сан-Диего, в рамках научно-фантастической конференции. Считается, что это первые люди, которые называли себя именно «фурри» и традиция так называть себя закрепилась в дальнейших собраниях [25, 19].

Рисунок 4. Флаер-приглашение на фурри-сходку [25]
В 1989 году прошла первая фурри-конференция под названием «ConFurence Zero», которая, по словам организаторов, была лишь разминкой перед настоящей конференцией, и в 1990 году прошла конференция «ConFurence 1», которая, как считается, положила начало всем современным фурри-конференциям. В 1990 эту конференцию посетило всего лишь 145 человек, но в следующем году на «ConFurrence 2» пришло уже более двух сотен. В феврале 1992 уже проходила микроконференция фуррей за пределами США – в Великобритании, получившая название «The First British Furry Micro-Con», собравшая 12 человек. И в том же году появилось собрание для канадских фуррей.

Следующим знаковым событием было создание ежегодной общеевропейской конференции Eurofurence в 1995 году, являющейся наиболее крупной конференцией в Европе на сегодняшний день. И если в 1995 году её посетило всего 19 человек, то в 2018 уже более 2900 [3].

Крупнейшей американской конференцией является созданная в 2000 году Midwest FurFest, которая уже тогда собрала 473 посетителя, а в 2018 году уже почти 11 000, что поставило его перед считавшейся до этого самой крупной конференцией – Anthrocon, собравшей в себя лишь 8 400 фуррей в том же году [2, 13].

Главным фактором распространения фурри, как субкультуры, можно считать интернет. Численность фуррей очень сильно выросла благодаря повышению доступности интернета, ставшего основой фуррёвой коммуникации ещё в 1990-х. К примеру, организация первой «Еврофуренции» происходила через интернет ещё в 1995 году.

Подобные мероприятия происходят и в России (Русфуренция), и в Беларуси (Белфуркон), однако же, с куда меньшим привлечением аудитории, чем в западных странах. К примеру, согласно официальной статистике Русфуренции, в 2018 году её посетило всего 403 фурря [36], а Белфуркон даже не имеет своего официального сайта и организовывается через группу в социальной сети «ВКонтакте». В 2019 году было решено увеличить количество мест для участников Белфуркона до 40, и при этом около половины билетов было продано уже в первый день регистрации, из чего можно предположить, что фуррей, желающий посетить белорусскую фуррёвую конференцию на самом деле намного больше [28].

В 2003 году в России основана «Ассоциация русскоязычного фурри-искусства», которая выпускает «Альманах русскоязычного фурри-искусства» – ежегодный журнал, который собирает в себя различные произведения в пределах тематики фурри, будь то поэзия, проза, арт и прочее творчество, созданное русскоязычными фуррями, за год.  

Краткий вывод: несмотря на то, что формально фурри появились в середине 1980-х годов, это явление может на самом деле быть намного более древним. Они могут иметь свои корни ещё со времён первобытного тотемизма, являясь по сути его переосмыслением. Трансформация тотемизма в политеистические религии с зооморфными богами и формирование мифологии с частичной опорой на образы животных являлась лишь одним из этапов становления современного фурри сообщества. Вместе с тем с момента формального появления фуррей прошло не так много времени, но фурри уже увеличили свою численность в десятки и даже сотни раз, распространившись практически на весь мир, продолжая расти и не сбавляя темпов роста.



2019-11-13 269 Обсуждений (0)
Фурри как социальный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фурри как социальный феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)