Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья



2019-11-20 3113 Обсуждений (0)
Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья 5.00 из 5.00 4 оценки




Посадская И.П. Скопинцева Т.Ю.

Как во саду было садику…/ И.П. Посадская, Т.Ю. Скопинцева; ГАУК «РЦРКОО» – Оренбург: Изд-во «Газпром печать», 2016год. – с.

 

               

 

 

         Материал рекомендуется для руководителей русских фольклорных и этнографических коллективов, студий, школ и внешкольных учреждений, а также для всех занимающихся русской традиционной культурой, традиционным пением, сценической постановкой русских народных обрядовых форм.

 

 

ББК 82.43

 

                                                                            

                                                           Посадская И.П, 2016г

                                                                                  ГАУК «РЦРКОО», 2016

 

Содержание

  Введение…………………..…………………………………. 6
1 Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья 9
2 Традиционная русская народная культура села Андреевка Абдулинского р-на Оренбургской области …………………… 14
2.1 Традиционный календарь села………………………………….. 15
2.2 Традиционная свадьба села Андреевка……… ………………... 18
3 Традиционная русская народная культура села Аркаевка Абдулинского р-на Оренбургской области …………….…........   22
3.1 Традиционный календарь села………………………………….. 23
3.2 Традиционная свадьба села Аркаевка……..……. ……………. 26
4 Традиционная казачья культура и культура Оренбургских «уральцев» ………………………………………………………..   30
4.1 Традиционный свадебный обряд казачьих сел Сакмарского района Оренбургской области…………………………………..   32
5 Внеобрядовый фольклор………………………………………… 37
5.1 Духовные стихи в традиционной культуре…. 41
5.2 Военная тема в фольклоре………………………………………. 42
6 Традиционные песни Оренбуржья……………………………… 46
6.1 Свадебные и приуроченные к свадебным……………………… 46
  1. В нас по садику……………………………………………. 46
  2. Как по травке по канавке …………………………………. 47
  3. Как по садику было садику………………………………. 48
  4. Как при вечере…………………………………………… 49
  5. Как на ком на ком кудри русаи…………………………… 50
  6. Как у нас(ы) за столом(ы)………………………………… 51
  7. По над садом, по над садом……………………………… 52
  8. Потерял милый колечко………………………………………………….. 53
  9. Полно-полно вам ребята………………………………….. 54
  10. Уж ты Ванюша не чванься……………………………….. 55
6.2 Лирические, протяжные, романсы……………………………… 56
  11. Вечернею порою…………………………………………... 56
  12. В одном селе жила Анюта………………………………… 58
  13. В огороде верба рясна……………………………………. 59
  14. Девушка красавица……………………………………….. 60
  15.  За Наташею хаживал три года…………………………… 61
  16. Все ж бы, всё ж бы на милого гдядела…………………… 62
  17. Звёзды мои звёздочки……………………………………... 63
  18. Зиму лето сосёнушка была зелена………………………... 64
  19. Кони вороные……………………………………………… 65
  20. Что ж ты смотришь с презреньем теперь на меня………. 66
  21. Что не зелен сад цветёт…………………………………… 67
  22. Шоколадная конфетка ……………………………………. 68
  23.  Зачем тебя я полюбила…………………………………… 69
  24.  У меня под окном расцветала сирень ………………….. 69
  25.  Прибурной ночью тихай, скромный……………………. 70
6.3 Баллады, казачьи песни, военный фольклор…………………… 71
  26.  Вспомним, братцы Оренбуржцы………………………... 71
  27. За лесом солнце восходило………………………………. 72
  28.  Между двумя соснами………………………………… 73
  29.  Над белаю берёзой……………………………………… 74
  30.  Над озером чаечка вьётся………………………………. 75
  31.  Ох, ехали казаки………………………………………… 76
  32.  Ой, да ты калинушка……………………………………… 77
  33.  Под зелёным дубом……………………………………… 79
  34.  По дорожке пыль клубицца……………………………… 80
  35.  Среди Манчжуры и Китая……………………………… 81
  36.  Скакал казак через долину (с. Беловка)………………… 82
  37.  Скакал казак через долину (с. Кинзели)………………… 83
  38.  Снова пламя войны разгоралось………………………… 84
  39.  У Варшавских, братцы, у ворот………………………… 85
6.4 Плясовые, массовые народные песни советского периода…… 86
  40.  Запрягу я чашку ложку…………………………………… 86
  41.  Подгорная………………………………………………… 87
  42.  Уж ты Дунюшка-Дуняша ……………………………… 87
6.5 Духовные стихи………………………………………………….. 88
  43.  Миру заступница………………………………………… 88
  44.  Ой вы, братья мои………………………………………… 89
  45.   Уж вы дайте мне свободу………………………………. 90
  46.   Где-то там далеко и очень давно………………………... 91
  47.   Здесь духовное собранье…………………………..... 93
  48.   Уж вы братья мои сестры………………………………. 94
  49.  На всех солнце светит………………………………….. 95
  50.  Ангел душу пробуждает………………………………... 97
  Приложение А «Примечания к песням»……………………… 97
  Приложение В «Села в которых сделаны записи фольклора».. 101
  Библиография…………………………………………………….. юю

 

Введение

Культурное наследие – важная тема многих современных исследований в самых разных областях гуманитарного знания. Глобализация современной мировой культуры ставит вопросы сохранения самобытности народов и культур, проблему сохранения культурного наследия. Этнокультурная специфика устойчиво сохраняет приоритет в ценностных системах всех народов и культур. Она представлена в фольклорной культуре, раскрывается в обычаях, обрядах, традиционных текстах народной культуры. Фольклорная традиция в современных её формах во многом уступает массовой культуре и масс-медиа формам и не обладает возможностям он-лайн трансляции.  Она становится предметом анализа фольклориста, этнографа, культуролога и антрополога. Традиционные формы зачастую уступают место их осовремененным версиям. В то же время народная традиционная культура является базой для сохранения самобытности каждого народа, его культурной специфики, что возможно только на основе знания своих корней, того, что оставлено нам в наследство нашими предками. Особое место в сохранении культурной специфики современной России принадлежит русской народной культуре. В культуре современной России она получает свое развитие в системе неофициальной культуры. Парадоксальность современной традиционной фольклорной культуры русского народа в том, что при её практически полном отсутствии в официальных национальных формах современной российской культуры (в массовых праздниках, в массовой молодежной развлекательной традиции[1], в культуре народной одежды[2] или в популярных молодежных масс-медиа программах, в учебных программах школ) она сохраняется на повседневном уровне и в этой среде имеет своих почитателей и последователей.

В работах по современному русскому фольклору выявляются материальные и духовные основы культуры русского народа. Это знание позволяет глубже понять культуру России XXI века, в основе которой лежит русская культура, сложившаяся на базе народной традиции[3].  Для её исследования сегодня использует множество инструментов сложившихся в этнологической, антропологической, лингвистической, историко-культурной исследовательской практике. Особое внимание в этой деятельности принадлежит повседневной народной культуре, что  заставляет фольклориста обращаться к детальному анализу обыденных практик, современных повседневных форм бытования народной традиции. На этом пути вскрываются новые темы, связанные с традиционной демонологией[4], описанием и анализом современных народных повседневных техник тела[5], выявлением визуальных форм проявления народной культуры, что напрямую соединяется с актуальными историко-антропологическими исследованиями. Ряд работ современных российских фольклористов раскрывают нам важную,  межпредметную область жизни традиционного русского фольклора. Традиционная песня, традиционный обряд, игровая традиция, традиционная одежда и практики приготовления еды складываются в истории, и формируют специфику духовной и материальной жизни народа, являются базой для восприятия через призму фольклорной традиции всех современных форм организации жизни.

Предложенное издание включает экспедиционные записи обрядовой традиции крестьянских сел (Андреевка и Аркаевка Абдулинского р-на); песни и обычаи казаков-уральцев с. Беловка, Сакмарского р-на Оренбургской области; внеобрядовый фольклор периода гражданской и Великой Отечественной войн сохраненный старожилами с. Кинзели, Красногвардейского р-на, и с. Болотовск, Кваркенского р-на Оренбургской области.

При достаточно широком тематическом и содержательном разбросе предложенного материала издание отражает современное состояние фольклорной традиции русских сел Оренбуржья. Наиболее полно традиционный фольклор сегодня сохранился в малых (умирающих) крестьянских селах, оставшихся за пределами основных транспортных развязок.

Работа по собиранию фольклора в Оренбургской области имеет давнюю традицию. Еще в конце XIX – начале XX века в записках Оренбургского отделения русского географического общества, в Трудах Оренбургской Учёной Архивной комиссии, в сборниках Р.М. Старикова[6] и А.А. Мякутина[7] в работах А.А. Кривощекова[8] освещались вопросы бытования фольклорных форм культуры казаков и крестьян Оренбургского региона. Эта работа была продолжена в советской фольклористике. Традиционные формы Оренбургского фольклора популяризировались в программах Государственного Оренбургского хора, для чего проводились фольклорные экспедиции и материал включался в репертуар.  Разработка фольклорной темы в учебных программах проводилась в Оренбургском музыкальном училище. Традиционные и самодеятельные фольклорные коллективы г. Оренбурга и Оренбургской области использовали и используют оренбургский фольклорный материал, что даёт представление о масштабе и содержании оренбургской традиционной культуры. 

В работе с формами традиционной культуры большое значение имеют профессионально оформленные материалы по Оренбургскому фольклору. На основе многолетних изысканий фольклорной экспедиции Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского  под руководством доктора искусствоведения Н.М. Савельевой были подготовлены статьи и материалы по музыкальной культуре русских сел Оренбуржья, доклады на региональных и российских конференциях[9].  Современный подход, используемый автором этих сборников, позволяет не только познакомиться с нотным изложением материала, но и прослушать аудиозаписи традиционных коллективов.

Фольклористы и  краеведы, работающие с формами традиционной народной культуры оренбургских сел, представляли результаты своей деятельности на областных конференциях по истории, традициям и культуре Оренбургского края[10]. В рамках научных конференций по исследованию народной культуры,  рассматривались разные стороны традиционного оренбургского фольклора. Это ушедшие из бытовой практики, традиции багренья, описанные В.Н. Татищевым еще в 1741 году[11]; роль традиционного полотенца в народной культуре[12]; народные песни и наигрыши казаков[13]; традиционная культура малороссов Оренбуржья[14]; песенные традиции, сохраненные в казачьей семье[15]; песни и обряды уральских казаков на Оренбургской земле[16] и многие другие темы и проблемы аутентичной и сохраненной в памяти фольклорной традиции Оренбуржья. Многообразие поднятых тем и диапазон подходов заслуживает обобщения и систематизации. Авторы региональных изданий ставили задачу решить проблему анализа и систематизации традиционного культурного наследия русских сел региона, задачу обработки и сохранения образцов фольклорной традиции.

 

 

Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья

 

Ключевым принципом исторически формирующейся культуры Оренбургского региона является его пограничность. На этой основе складывалась оренбургская казачья традиция. Вслед за казаками регион заселяли крестьяне: государственные, в поисках свободных, пригодных для земледелия угодий; и помещичьи из разных регионов России. На базе крестьянской и казачьей традиций складывалась культурная специфика Оренбуржья. Своеобразие культуры региона задавалось полиэтничностью. Коренным населением региона были кочевники, казахи, киргизы. Вдоль складывающихся на новой территории дорог селились татары, организовывающие на новых землях торговые точки и места для постоя переселенцев и путешественников во время длинных переходов.

Русский крестьянин, прибывший на новые земли, не предполагал наличия хозяев-кочевников, для которых эти территории были местами выпасов стад скота. Для него земля, на которой он селился, была свободна, принадлежала Богу. На этой свободной земле складывалось русское поселение, как правило, получившая название по имени (или фамилии) основателя. Рядом с русскими крестьянами селились чуваши, мордва. В процессе ассимиляции складывались новые традиции мордовского или чувашского населения, принимавшего православие[17],  а иногда и растворявшегося в русской среде[18]. 

Сегодня русские и татары, казахи и башкиры, украинцы и мордва, немцы и чуваши, могут проживать в рамках одного населенного пункта, а в современной городской культуре Оренбуржья поляки, евреи, таджики и армяне имеют возможность сохранять свою культуру и представлять собственную этническую традицию на этнокультурных праздниках, в школах с преподаванием родного языка.

Своеобразие современной оренбургской культуры[19] также задается  межконфессиональными контактами,  вариантами сочетания и взаимодействие исламской и христианской культур в которых русская культура с её историческим ядром – культурой оренбургского казачества является самой многочисленной (73,9 % от общего числа проживающих)[20]. Центрами казачьей культуры сегодня являются районы: Илекский, Оренбургский, Сакмарский, Кваркенский. В них исторически складывалось оренбургская и уральская казачьи традиции, но история указывает на присутствие на оренбургской земле донских казаков, а   в исследованиях А.И. Кривощекова отмечена культура запорожцев, сохраненная в украинских селах Оренбуржья.   

Украинцы занимают второе место (3,5 %)[21]. Белорусы – третье место среди славянских народов Оренбуржья (0,4 %). Современное татарское население – это 7,6 %; казахи на Оренбургской земле являются коренным населением и по численности занимают третье место – это 6,0 % . Башкиры – 2,3 % населения от общей численности; 1,9 % населения Оренбургской области – мордва.  

Доминирующей (по общей численности населения области), этнической культурой на территории Оренбуржья (от времени её образования по настоящее время) является русская культура. Русские народные традиционные формы культуры хранят архаические, соединенные с природностью образцы жизни. Русский фольклор это традиционность, синкретизм (слитность, нераздельность компонентов культуры), вариативность, импровизационность. Фольклорная культура является единой художественной системой, в которой сохраняется стиль жизни, каноничность, специфическая образность народного мировоззрения.

Предлагаемый сборник включает материал, собранный в фольклорно-этнографических экспедициях 1996-2016гг. Записи традиционного фольклора Оренбургской области включаю описание календарный и свадебных традиций; песенный материал; фольклорную лирику, военный фольклор и духовные стихи.



2019-11-20 3113 Обсуждений (0)
Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Особенность оренбургской региональной традиции, специфика русского фольклора Оренбуржья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)