Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная русская свадьба села



2019-11-20 503 Обсуждений (0)
Традиционная русская свадьба села 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее полным был рассказ об андреевской свадьбе: «Сватать шли хрестные – отец не ходил. (Сваты) приходят, за матку заходят, сели за матку, начинают говорить, коровку там, ищем, о стороны невесты выставляется угощенье. Раньше калым был (за невесту) – сватья усватали, договаривались на 60-70рублей. В наше время если согласны, то на второй день запой делали».

Перед свадьбой в доме невесты собирались подруги для того, чтобы готовить приданое невесте. Подарки делали родне жениха, «золовкам, деверьям».

На девишниках девушки пели:

«Па-аливая наша ягодыка

Дарагая наша гостюшка

Погастюй у нас манехонько

На д-ы-варе у нас светедёхонько

Нет ни ветра-ветра буйныва

Нет ни дождика сыльныва

Вдруг поднялись ветры буйные

Закачались все деревьюшки

Вдруг наехали-ды разлучники

Разлучники добры молодцы

Разлучили с отцом-матерью

Да с любезнами падружками

Вы любезнаи подружки маи

Вы сложите стену каменну

Чтоб разлучникам ни проехать ни прайти»

В доме жениха (перед свадьбой) наряжали лошадей, и накануне свадьбы, вечером и летом и зимой родня по деревне разъезжала на украшенных повозках .

За день до свадьбы подруги невесты собирали «узел» – рубаху и подарки жениху и через всю деревню с песнями несли её жениху[29].

Вся деревня смотрела на это нарядное, красочное шествие. В доме жениха подруг принимали родные жениха, они все принесенное выкладывали на стол – рубашечки, чулочки, и каждую вещь подруги продавали, крестная вела торг, а женихова родня должна была все выкупить. Как только все принесенное продано, подруг сажали за стол, угощали. Вернувшись в дом невесты, подруги оставались ночевать в доме невесты.

Утром невеста вставала и собиралась «к венцу». Рассказчицы уже не вспомнили поездку в церковь, не смогли описать обряд сборов невесты. Иногда поясняли, что невеста сама одевалась. Помогать ей могла крестная, а для подруг закладывали сани и они катались по селу, распевая песни. На вопрос, какие песни пели девушки, когда катались по селу, наши рассказчицы отвечали, что это были самые разные песни, не относящиеся напрямую к свадебному циклу.

Собранная к венцу невеста на шубе, перед иконой просила благословения: «Благословите родимая мамушка ва чужие люди добрые. Благослови кормилец-батюшка, желанная маменька ва чужие люди добрые». Крестная и родители благословляли невесту.

Получив благословение, невеста крестится, опускается на колени и кланяется «головой до шубы». «Мать  при этом держит хлеб,  хрестная икону – благословляют невесту, затем крестная и мать меняются хлебом и иконой и еще раз благословляют.  После этого они невесту целовали и сажали за стол, а мать начинала голосить (причитать)».

Приезжал жених с родней выкупать невесту. Подруги невесты в это время катались по селу распевая песни. В дом невесты подруги возвращались после выкупа, когда жених и невеста уже сидят за столом и пели величальные песни, величали невесту и жениха[30] (см. №___):

Вся родня жениха в доме невесты участвовала в выкупе, после выкупа усаживалась за стол. Важная часть свадебного действа в обряде тамбовских переселенцев  – величание родни жениха в застолье после выкупе. Этот элемент свадебного обряда сохранялся в свадебной традиции до 80-х годов прошлого века[31]. (Родня невесты при этом ухаживала за новыми родственниками, за стол родные невесты не садилась, подавали угощение). 

Каждого гостя девушки, подруги невесты величали. Для этого, возле того, для кого пелось величание, девушки  «ставили кружку». За спетую для него песню гость должен был положить в кружку деньги – обычно, мелкую монету. Песню могли выбирать сами девушки, но иногда им заказывали песню: «Вот эту спойте!».

(неженатому пели)

1.А кто у нас ходит холост

А кто у нас не женат

Ой, лели-лешенькит не женат

Ой, лели-лешенькит не женат

2.Ево девушки любили

Ево красные любили

Ой, лели-лешенькит любили

Ой, лели-лешенькит любили

3.На высок терем ходили

На высок терем ходили

Ой, лели-лешенькит ходили

Ой, лели-лешенькит ходили.

 

Семейной паре пели:

«1.На жердочке тонка жердочка лижала

Эх-и-лёли, вы-ли лё-лёли-ды лижала

2.По жердочке свети Марьюшка ходила (стояла)

Эх-илёли, вылилё-лёли ходила

3.Тонки-белы рубашоночки полоскала

Эх-и лёли, вы-лилё-лёли полоскала

4.Там-и ехал Иван-сударь гуляя

Эх-и-лёли, вылилё-лёли гуляя

5.На свет Марьюшку взирая

Эх-и-лёли…

6.А уж больно ли Марьюшка хороша

Эх-и-лёли…

7.Расхорошу тебя маменька родила

Эх-и-лёли…

8.За хороша Славик-сударя отдала

Эх-и-лёли…»

Все собранные деньги подруги тратили коллективно.

Подруги ходили петь нат выкуп и после замужества: «Ой, ой, у меня уже Лёнька народился, я ходила величать – с нянькой оставляла и шла петь…».  Жених и невеста в это время сидели за столом – на правой руке у жениха и у невесты было накинуто полотенце (жених пришел с полотенцем на правой руке, невесте подали полотенце и она накидывала полотенце на правую руку. Для этого невеста полотнище складывала в несколько раз вдоль,  и накидывали на средней и перстневой пальцы повернутой ладонью вниз кисти правой руки –а указательным пальцем и мизинцем придерживала концы полотенца свисающего вниз (См. фото №__).

Жених и невеста выходят из за стола и по улице идут с перекинутыми через ладонь полотенцами и снимают полотенца только когда входят в дом жениха.

Жениха и невесту усаживают за стол. В доме жениха за свадебным столом поет вся родня ( девушки после величания гостей на выкупе, в свадебном застолье в доме жениха не участвуют). За столом пели и балагурили те, «кто веселей». Родня жениха за стол, как правило, не садилась – все рассаживались по старшинству.  Отец и мать обходили гостей – разливали вино. Отец жениха из «четверти»[32], которую он держал под мышкой, разливал самогон,  мать жениха ему помогала а кто-то из родни жениха подавал стакан. За столом сидят крестные. Всех гостей отец и мать жениха обходят дважды (по кругу). 

После двух выпитых стаканов, которые разливал отец жениха, а кто-то из родни подавал стакан (подносил его гостям). Три стакана гости выпивали, сват «задницу стакану показывает, перевертывает ево[33]» – и вся компания встает из-за стола. Все застолье, все гости пели, плясали «под язык»[34]: «Возьмем заслонку, заслонку стучим в неё и пляшем».

Женщины вспоминают: «Сидим – две балалайки (играют) – ох! А я любила две балалайки!» По домам с таких посиделок все расходились с песнями. Во время свадьбы (и в праздники) песни не прерывались.

На второй день[35] свадебное гулянье продолжалось в доме невесты. Там родня невесты подавала угощенье. Родня жениха рассаживалась за столом, родные невесты за ними ухаживали: «Весело, дочка, было! Шли в дом невесты с песнями (какая на ум пойдет). В доме невесты блины, пироги, бобышки – по 17-18 листов пекли. На столе первое блюдо – щи. На свадебный стол и у жениха и у невесты щи подавали. Свекольный самогон делали. Пироги пекли с морковкой, свеклой, капустой: «У нас мода такая была – щи! Щи нахлебаешься – с бараниной, она вкусная, и картошка жиденькая,  пожиже с маслом выпариваецца».

В доме невесты также – 2-3 стакана и все поднимаются – идут к жениху, откуда расходились по домам. Через 2-3 дня берут «отводы»[36].

3 Традиционная русская народная культура села Аркаевка Абдулинского р-на Оренбургской области[37]

Корни села утрачены, вспомнить откуда были первые переселенца рассказчицы не смогли. Запись сделана от[38]: Ивановой Елены Ивановны, Марышевой Клавдии Семеновны, Гавриковой Валентины Семеновны, Марышевой Татьяны Георгиевны, Марышевой Саймы Файзулловны. Татьяна Георгиевна Марышева, уроженка села Захаркино, чувашка, вышедшая замуж в Аркаевку, знаток народных традиций с. Аркаевка и соседних сел.  Культуру русских она узнавала от односельчан – детей и взрослых с раннего детства: в родном чувашском селе Захаркино была русская улица в 20 домов и   девочкой она вместе с другими детьми села принимала участие во всех русских обрядовых действиях.



2019-11-20 503 Обсуждений (0)
Традиционная русская свадьба села 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционная русская свадьба села

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)