Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционный календарь села



2019-11-20 456 Обсуждений (0)
Традиционный календарь села 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зимний период девушки и женщины собирались по домам на посиделки. Возрастные женские компании собирались у каждой подруги, по очереди[39]: «Один вечер собирались у Шаховой. На другой день все собирались в доме другой подруги. В отличие от традиционных женских посиделок, в которых мужчины участия не принимали, к взрослым женщинам на зимние сборища могли подойти мужчины».  

 

Женщины могли выставить на стол угощенье, и женская посиделка приобретала вид обычного застолья, в котором ритуальная практика утрачивалась. Когда-то в селе была Михайловская церковь, но современное село церкви не имеет и традиция гуляния на престольный праздник также была утрачена. 

На Рождество стряпали блины, обычными блюдами были щи и картошка.

В Рождество ребятишки ходили по домам, пели тропарь, славили Христа (славельщики).

 «Коляда, коляда, отворяйте ворота

Открывайте ворота, дайте нам пирога

Не дадите пирога уведем корову за рога

Не дадите пышку, свинью за лодыжку

Не дадите хлеба, уведем деда».

Татьяна Георгиевна: В Захаркино мы только славили. Наряжались как в клуб – так и в Рождество: когда вспоминают одежду, поясняют, что женская «парочка» была похожа на то, что мы видели в кино «Кубанские казаки». На голове женщины обязательно носили платки.

Рассказывая о том, как проводили зимние вечера, женщины поясняют, что на их памяти посиделками уже не собирались. (О посиделках надо у бабок спрашивать). Вечерами все собирались в читальном доме.

Татьяна Георгиевна: На масляную, когда Афоня скотником работал, мы гуляли, катались, горки строили.

На 40 мучеников выпекали жаворонков. Мать, из лепешечки – крылышки нарежет, носик, хвостик вылепит. Дети берут выпечку в руки, «залезают на лабаз, кричат»:

12.

«Сороки святые, жаворонки слепые

К нам прилетите, святу вёсну принесите

Нам зима надоела, весь хлеб поела

Сенцо-блинцо, красное яйцо».

 

Татьяна Георгиевна:  «Пасху в чувашском селе Захаркино, на русском конце, мы на гору ходили, яички катали и там пели:

13.

«Шоболь мой, шоболек

Черненький вороной

Где-ж ты был, побывал

Где-ж детей растерял

На море потонул

Шелковый поясок»

Пляшем и поем:

«Хорошая, пригожая

Возьму замуж за себя

Не заставлю тебя

Ни ткать, ни прясть

Ни моточки мотать

Только по воду ходить

Катеринку любить

Катеринкой звать

На перинке спать».

После Троицы, на Красную Горку (второе воскресенье), наряжали бабу – из корчажки делали голову, её цветами украшали, шли все вместе на гору. Там плясали и пели. Одна из девочек при этом голосила:

 14.

«Костромушка-Кострома, не болит ли голова

Болит сердце и живот, Кострома дома не живет»

В соседней деревне – Федоровке на заговенье когда весну провожали девчонки наряжались парнями, а парни девчатами.

В Аркаевке не помнят, как катали пасхальные яйца. Вспомнили. Что родители после Пасхи на кладбище ходили.

На масляную, когда катались на санях, пели:

15.

1.Молодка моя, молоденькая

Молоденькая, головка твоя 2 раза

2. Головка твоя победненькая    2раза и далее каждая строка 2 раза

3.Не с кем мне, молодке, ночку ночевать.

 

3.2  Традиционная свадьба села Аркаевка

Сваты несли хлеб, соль, самогонку – ставили на стол, когда за стол садились. Хлеб резали (а дома всегда ломали), молитву не читали. За столом договаривались на запой, и договаривались когда и сколько наварят самогону.

Вся родня, жениха и невесты собиралась на запой. Выпили и плясали и пели (без гармошки, под язык):

16.

1. Как у нас-ы за столом-ы   каждые две строки

Пироги-ды са тыварогом,        повторяются

2. Кабы была с кем,

Разломил-бы да съел,

3. Сваму миламу, да середычику,

Пастыламу – конец,

4. Я за то ему конец,

Разудалый молодец

5. Не ходи милый по сеенечкам

Не топай ногой

6. Ты не топай ногой

Не качай головой

7. Не качай головой

Мне не быть за тобой

8. Мне не быть за тобой.

Быть за Ванюшкой

9. Быть за Ванюшкой

За Иванушкой

10. У Ивана-Кудряша

Нету денег не гроша

11. Нету денег не гроша

Походочка хороша

Пели под пляску:

17.

1. Как на горе калина, как на горе калина

Ну-и что, кому дело калина

Ну кому какое дело калина

2. Там девчонка гуляла…

3. Калинушку ломала….

После запоя назначали день свадьбы («Веселую свадьбу»).

Перед свадьбой подруги невесты собирались «носить репей». «Репей» и узел с одеждой жениху (с Аркаевки девчата[40] шли в Новотройку, репей несли. Выходили из того дома, где репей рядили, и высокую песню, очень сильну запели:

«Ой, при лужке, при лужке, при широком поле.

На знакомом табуне конь гулял на воле».

: «Для того, чтобы сделать репей выбирали сухой куст репейника, красили бумагу, каждую веточку обматывали цветной бумагой, обвязывали нитками и привязывали цветочки (из бумаги) или цветные тряпочки. Такой красивый получался репей – высокий. Если ехали далеко – в чужую деревню, (если не шли пешком), его закрепляли на дуге лошади и привязывали колокольчик. На другую лошадь могли сделать маленький репей. Дугу еще могли обернуть полотенцем. Отнесут жениху узел и репей, подруг впускали в дом, усаживали за стол, подруги продавали репей, рядились, торговались, жених должен был дать денег, а мы говорили? «Мало! Нам девушкам на румяна-белила денег надо!» Выторгуем деньги, отдадим репей». Нам самогонки наливают огромны стакан, кто выпьет стакан – стакан прячет – мы друг-другу его передаем, жених ходит – стакан ищет. Целует девушек».

Пели на продажу репья:

18.

1. Уж ты, Ванюшка не чванься, ты не чванься

2. Дари девок не скупися, не скупися

3. Нам девушкам много надо, много надо

4. На белаю на белилу, на белилу

5. На красную на румяну, на румяну.

Свекровь дает нам наряженный лоскутками банный веник, с ним девушки возвращались к невесте. Что в доме невесты девушки делали с банным веником – женщины не вспомнили – обряд утрачен.

Про то, как и кто будил невесту – не вспомнили: «Все работали. Невеста сама вставала и одевалась». Девчонки собирались утром невесту проводить.

Вспомнили, что раньше косу заплетали. Платье невесте шили из штапеля. Розовый штапель на платье невесте и жениху – розовая рубаха.

В Захаркино пели:

19.

Как при вечере было вечере

При-и вечере была зоренька

При и вечере была зоренька

Са-га-биралися там-ы девушки.

 

Корилка, когда жених подъехал:

20.

Нам сказали про Ивана – он грозён

Он грозён, грозён немистливый

Часто ездит мимо тестева двора

Мимо тестя мимо тещеныва

Не заедет к тестю в гости никогда

Объезжает новы-чаны ворота

Уж ты спишьли, спишь ты душенька моя

Если спишь то с упокоем душа спи

А не спишь то востречай радость меня.

 

Когда жених входит в дом, девушки уходят, жених садится за стол. Сватов усаживают за стол, угощают. Девушки и родня невесты стоят. Угощают гостей.

Поют величания гостям.

21.

1. А кто у нас умен, кто у нас разумен

Розан мой розан, виноград зеленый

2. Иван у нас умен, Сергеич разумен

Розан мой розан, виноград зеленый

3. По горенке ходит сапог не ломает

Розан мой розан, виноград зеленый

4. Сапог не ломая носок не марая

Розан мой розан, виноград зеленый

5. В зеркало глядится сам себе дивится

Розан мой розан, виноград зеленый

6. Что я за молодчик, что я за удалый

Розан мой розан, виноград зеленый

7. Волосом кудрявый сам собой румяный

Розан мой розан, виноград зеленый.

(Поем жениху, а нам в стакан кладут деньги)

22.

1.Как на ком, на ком, кудри русые

Ой, люли, люли кудри русые

2. По плечам лежат ровно жар горят

Ой, люли, люли, ровно жар горят

3.Ровно жар горят. Разгораются

Ой, люли, люли, разгораются

4.Никто к кудрюшкам не приступится

Ой, люли, люли, не приступится

5.Приступалыся родна мамушка

Ой, люли, люли, родна мамушка

6.Родна мамушка, свет Мариюшка

Ой, люли, люли, свет Мариюшка

7.Узяла кудри на белы ручки

Ой, люли, люли, на белы ручки

8.На белы ручки на златы кольца

Ой, люли, люли, на златы кольца

(пели матери):

С песенкой!

Все гости пели за столом «Шумел камыш».

 

В Захаркино величали:

23.

1.Как во саду было в садику

Па зелену виноградику

Ой-ли, ой-ли, ой-люли добавляется после

Па зелену виноградику каждого куплета

2.Наклонялися две веточки во двор

Закатилися два яблычка на стол

3.По тарелычкам катаются

Ровно сахар рассыпаются

3.Ровно сахар рассыпаются

Виноградом называются

4.Как и первый в саду яблычек

Свет Мария Николаевна

5.А второй да в саду яблычек

Свет Иван да Сергеевич

(В Захаркино это пели на запое жениху)

На второй день свадьбы наряжалась (молодежь) – шли ярку искать. Женщины мужские штаны надевали, шубу выворачивали и надевали, волосы растрепят – шли искать невесту.

4  Традиционная казачья культура, традиционая культура оренбургских «уральцев» Сакмарского района

Оренбургские «уральцы» это уральские казаки, селившиеся вдали от основных территорий уральского казачьего войска и присоединившиеся к Оренбургскому войску в момент его организации. Формирование Оренбургского казачьего войска было обусловлено необходимостью контроля над обширными территориями между Волгой и Уралом, Камой и Тоболом. Среди первых названий, которые упоминает Ф.М. Стариков[41] в своей работе, названы современные населенные пункты Оренбуржья, когда-то крепости Бузулуцкая, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Татищевская, Чернореченская, Красногрская, Озерная и другие. Исторически, внутренний уклад в казачьих поселениях был организован «словесным судом», как и было принято в традиционной русской деревне. Все содержание казака в период службы лежало на нем самом. Он должен был иметь двух строевых лошадей, вооружение, обмундирование – одежду, которая должна быть «по казачьему обычаю, не ветхая[42]». Служба была тяжелой, предполагала выезды вглубь степи, конвоирование почты, тяжелые работы внутри крепости, предполагавшие перевоз грузов на своих лошадях и сопровождение арестованных. Вольница Дона и Днепра оренбургскому казаку была неведома. Состав оренбургского войска также отличался от состава на Дону и Кубани. В Оренбургское войско направляли казаков «сосланных за бунт», например, за отказ переселиться на Кавказ – так случилось с «донцами» из станицы Верхнеозерной, Оренбургского казачьего войска. Тяготы казачьей службы обусловили особую ментальность, строгость, суровость оренбургского казака. Балетмейстер Оренбургского государственного русского хора А. Копылов записывающий танцы оренбургских казаков в станицах и селах Оренбуржья рассказывал, что оренбургский казак «злой» – «кипящий самовар на лоб ставит и пляшет». Оренбургское казачье войско интегрировало донское, самарское, уральское казачество прибывшее в регион.

В своих работах Ф.М. Стариков упоминает сакмарских казаков, рассказывая об организации Оренбургского казачьего войска в 1735 году. «Оренбургские уральцы» отличались своей приверженностью к старообрядчеству, особым говором, своим укладом, костюмом. В наших записях рассказывается о свадебных традициях сакмарских казаков проживающих с селах  Беловка, Архиповка и Донское Сакмарского района современной территории Оренбургской области.

Оренбургские «уральцы» выделялись среди казаков своей верой – приверженностью старому обряду, особым бытовым укладом, одеждой, говором и песенной традицией. Границы войсковой территории уральцев и оренбуржцев соединялись степным массивом, который уральцы использовали для выпаса скота. Современные крестьяне, проживающие в Ташлинском р-не[43] (пограничном с бывшей территорией Уральского казачьего войска) работали со стадами уральцев. Они помнят свою принадлежность уральскому казачьему войску, сегодня самоопределяются как «уральские казаки», хранят предметы быта, но принадлежат православию.

4.1  Традиционный свадебный обряд казачьих сел Сакмарского района Оренбургской области [44]

О традиционном свадебном обряде записи сделаны в процессе экспедиций 1996-2016гг. в селах где исторически проживали «оренбургские уральцы».

Наиболее полным был рассказ записанный от нескольких информаторов из сел Беловка, Архиповка, Донское Сакмарского р-на в 1996г. Ход свадебного обряда в этих селах схож и поэтому мы сочли возможным использовать весь материал.

В Беловке о свадьбе рассказала  Старцева Е. И. , дополнили рассказ: Можарцева М. С., Плотникова М. Д.  На святки две недели девушки сидели поседками. Старцева Е. И. : «Сымали на всю зиму». Собирались у одинокой женщины, платили ей за это по пуду картови (картошки), «карасин», воду носили и полы мыли. Посиделка это до 15-ти девушек. В селе было много молодежи и ребят (парней) приходивших к девушкам на посиделки. На поседке плясали пели, если приходил гармонист. То под нармошку, если гармониста не было, то по традиции, без гармошки. Родители заходили на посиделку (поседку) чтобы высмотреть невесту. Высматривали на поседках, с крещения шли сватать.  Сватать шли родители, а невеста могла и не знать, что её просватали: «Так, я на посидке, а меня сватали» – рассказывала Можарцева М.С.

Сваты стучались, входили в избу, молились.  Мать невесты ставила чай. За столом договаривались, когда будет запой и свадьба. Можарцева М.С. рассказывает про свадьбу: «Меня просватали – а я на поседках сижу (не знаю про это) – а народ бегает то под окном: «Сватья сидят у них! Сватья сидят!» Во время сватовства моя мать сказала свекру, что приданного мало, свекр свой сундук положил: две подушки, зеркало, от нас тоже было две подушки и другое было…Сватали меня родители и крестная. Когда сваты в избу входили, молились – это называлось «начало положат». Войдя в дом, спрашивали разрешения: «Можно войти?» Им отвечали: «Можно!»  Сваты проходили в дом, садились под матку, начинали разговор. Нас в семье двое – две дочери.  Мать спрашивает сватов: «Какую?  Старшую?», а они: «Нет. Младшую.»  Мать: «Ой, да она в девках-то не была!» Тогда сваты старшую спросили, согласна ли она отдать младшую вперед старшей. Она: «Сватайте! Что ж! Может, я век в девках сидеть буду!» – она  два года после меня просидела, да и вышла тоже».

В с. Архиповка о молодежной традиции рассказал Сотников Петр Васильевич, уроженец с. Санково: «В Санкове собирались у «тетков», называли «поседки». Парней было две группы – помоложе нас, и мы. Если приходят к девушка две группы, то одни остаются на поседках, а другие уходят. Собирались с 8 вечера (как с работы придешь), летом собирались у ворот – у дворов.  Девок собиралось по восемь – девять, те, что помоложе – собирались отдельно. Постарше – отдельно. Мой возраст – это только с гармошкой. Когда мы приходили, девки уже сидят. Собрались, танцевали тамти, краковяк, златые горы, вальс. Припевали «уличные», «шарлатанские»[45], цыганку, барыню припевки и частушки».

Продолжили рассказ[46] Плотникова (Донскова) М. Ф., Портнова Л. И., Санькова М. И., Пегова Е. К.: «Когда невеста высмотрена. Приходили мать с отцом, крестная. Жених с невестой ждали за дверью. Сваты садились под матку, вели разговор, договаривались о запое. Вначале садятся за стол, чай выпьют – это называли «рукобитье». На другой день – запой. На запое людей немного, невеста и жених за стол не садились – ждали в сенях».

В Беловке на запое теща зятя рубашкой накрывает – это подарок жениху. Невеста свекра и свекровь накрывает шелковой полушалкой. Невеста одевалась в традиционную одежду: сарафан, или сарафанку, рубашка с галунцами, на голове была «подвязка» – картонка  а сверху полушалка сзади завязанная лентой, концы которой свисали на грудь. Верхняя одежда –  кофта, обшивалась шелком и отделывалась мехом.  Зимнюю кофту называли крутка её отделывали беличьим мехом. Зимней одеждой был тулупчик (воротник-стоечка у тулупчика отделывался беличьим мехом).

Добавляет Вороньжева Т.П.: «Ширинка которой накрывалась картонка была из  «бурсовой», шумучей – из  прозрачной блестящей ткани, однотонной, отделанной кружевом.  Бусы были «круглы, янтарны, и еще были колесиком»»..

До свадьбы девушки собирались на девишники, к ним приходил жених –одна из подруг самовар ставила, жениха потчевали. После девишника одна-две подруги оставались у невесты ночевать – спали все вместе с невестой.

В приданное невесте надо было приготовить четыре подушки, койку, сундук, полотенца. В Беловке за день до свадьбы девушки с наряженным лентами веником шли к жениху. Веник[47] надевали на палку. (Веником чертей выметали с того места, где будут жить молодые). За день до свадьбы девушки ходили к жениху с веником. Ленточки подруги навяжут на веник,  на палку насадят, и идут к жениху. Жениха об этом заранее предупреждали. С веником девушки входили в дом. Среди них – двое ряженых женихом и невестой (это молодые, замужние женщины, Можацева поясняет: «Вот и мы были с Нюрой! Мы говорим, но голос меняем, чтобы не узнали: «Невеста завшивела, надо баню топить!» – да  царапамся сидим!»

Девушек встречают, сажают за стол. В доме жениха родня собиралась, угадывали. Кто женихом и невестой нарядился. Ряженые (жених и невеста) не признавались – лица у нас были  платками закрыты (занавешены). Родня у детей спрашивает – кто наряжен? Дети, если сумели подглядеть, говорят. Девушкам чай подносят. Ряженым – вина. При этом девушки  пели две песни «Взял её за рученьку» и «Нас по морю». Родня жениха тоже вручает девушкам веник, мыло. Веник насаживали на палку, украшали лентами, которые девушки принесли с собой.  Для невесты передают мыло, девушки со стола сдобу сгребали в сумку. Шли обратно, пели веселые песни, плясали. Принесенную от жениха сдобу и мыло передавали невесте, и себе брали, после чего расходились по домам. Последняя вечерка не отличалась от других.

Рано утром невеста собиралась к венцу (не плакала, не причитала – плакать и причитать начинала когда её вели на посад – за стол,  и когда расчесывали и переплетали косу в доме жениха). Невесту усаживали за стол, подруги рядом. Подруги запевали «По морю», свахи стояли сзади. Мать причитала: «А, размиленькая, ты моя, а доченька…/ А, как будешь привыкать ты в чужой семье,/ А, как ты будешь вставать,/ а, как ты будешь называть батюшку с матушкой../ и как ты будешь жить, и я не буду знать ничево, и ты мне видь ни скажешь  ни словечка…» – ну, девка то ревет: «А миленьки мое, а мое падуженьки…/ раздушечки красны деушки…./ А ходили та мы милаи падруженьки /А па зеленаму лужечку…./ А рвали та мы, милаи падруженьки…./ А разавеньки цветочки[48]…»

Подъезжал свадебный поезд. Родные жениха с собой несли на выкуп сладкий пирог, (чтобы поставить его на стол), деньги, полулитровую бутылку вина. Вино, когда входили в дом, отдавали мужчинам, которые стояли в дверях. Когда родные жениха входят в дом, все, сидящие за столом с невестой кричат: «За мою сестрицу, за русу косицу, дайте – подайте золоту полтину!» Сваха, или кто другой из семьи жениха, кому поручат, подходит к столу, и кладет сладкий пирог, деньги. Невесту, сидящую за столом, накрывают приготовленной женихом в подарок невесте шубой, (шалью, полушалком – тем что обещано по кладке).

Дружка водит за полотенце жениха и невесту три раза вокруг стола.  Народу на свадьбе бывало так много, что торг затягивался. Песню (Лебедушку) три раза иногда пропоют – шумят, торгуются, выкупают. 

В церкви поп[49] (не священник!), благословляет иконой (на голове вертит), венцов не держат. Иконы молодые забирают с собой, (они остаются до конца жизни). Из церкви жених и невеста ехали в одном возке. В этом же возке сидела подруга жениха и его товарищ. В тридцатые годы в церковь не возили. Благословляли в доме жениха, нарядят, на стол соберут, посадят молодых.

В доме невесты четыре свахи (в веночках) собирают узел одежи для невесты и едут к жениху. Там невеста уже привезена, плачет.  Свахи её умывают, переодевают.

Полдружка катает свах, с гармонью, песнями, приглашают всех на свадьбу. Они несколько раз проезжают по улице с шутками и прибаутками. Пляшут свахи прямо на санях, вино выпивают. Всех зовут на свадьбу. Дружка в это время – с молодыми.

В доме жениха молодых встречает мать с хлебом – солью. К крыльцу молодые подходят вместе, мать выносит хлеб на вышитом полотенце, сверху ставили соль.

Потом привозят на лошадях приданное, а двор забит родными – выкупают, полдружка приглашает родню, за всеми заезжает и привозит на лошадях. Молодые выходили встречать приданное к ступенькам.

 Гости сходятся, рассаживаются за стол. Крестного сажают в передний угол. Близкие родные около невесты – по старинке, а у порога родню посадят – обида! Всю жизнь могут поминать! В переднем углу – родители жениха и крестные.

Дружка всех приглашал в дом: «Уважаемые гости, пожалуйте в дом!» Гости заходят в дом. Полдружка говорит: «Жгу, сватья любезная!» На подносе стоит много рюмок – когда все рюмки разберут. Полдружка подносом бьёт в потолок:

 


[1] Там присутствуют её ресторанные, профессионально адаптированные, концертные репрезентанты в вариантах заданных ансамблем Н. Бабкиной или Н. Кадышевой.

[2] Традиционная одежда русских регионов России не становится основой для презентации региона на различных этнокультурных и национальных площадках ( в отличие от других этнокультурных регионов, в которых в традиционной одежде на официальную трибуну выходят представители власти).

[3] Во всех главных её составляющих (великой русской литературе, архитектуре, музыки, системе властных отношений и православных духовных традиций на основе которых складывалась система нравственных отношений и взаимодействия народов имперской, советской или постсоветской России)

[4] Работы С. Адоньевой, И. Веселовой, др., исследования в рамках проекта PRAGMEMA. URL:

[5]  Там же.

[6] Стариков, Ф.М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска
[с прил. ст. "Современный быт Оренбургских казаков" и карт.] / Ф.М. Стариков. - Оренбург : Тип. Б.А. Бреслина, 1890. - 181 с.; Стариков, Ф.М. Откуда взялись казаки: [исторический очерк]
/ Ф.М. Стариков; составил войсковой старшина Ф.М. Стариков. - 2-е изд., доп.
Оренбург : Типо-литография Ив.Ив. Евфимирского-Мировицкого, 1884. - 324 с.

[7] Мякутин, А.И. Песни оренбургских казаков

1 : Песни исторические. / А.И. Мякутин; собрал сотник А.И. Мякутин. - Оренбург : Изд. Оренб. Казачьего войска, 1904. - 294 с.

2 : Песни былевые. / А.И. Мякутин; собрал сотник А.И. Мякутин. - Оренбург : Изд. Оренб. Казачьего войска, 1905. - 162 с.
3 : Песни бытовые / А.И. Мякутин; собрал подъесаул А.И. Мякутин. Изд. Оренб. Казачьего войска. - Оренбург :Типо-литография Б. Бреслина, 1906. - 314 с.

Т. 4 : Песни обрядовые. Духовные стихи. Апокрифы. Заговоры. Очерки обрядов. Царь Максимилиан. Добавления
/А.И. Мякутин; собрал А.И. Мякутин. Изд. Оренб. Казачьего войска. - Оренбург : Типо-литография К. Биркенфельда, 1910. - 352 с.

[8] Кривощеков А.А. Обычаи и обряды оренбургских казаков/ А.А. Кривощеков //Вестник Оренбургского учебного округа № 1,2.3.4,5,6.7.-.1915.

[9] Савельева Н.М. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н.М. Савельева //Оренбургский край: история, традиции, культура. – Оренбург, 2009. – с. 13-25

[10] См. сборники……..

[11] Галь Г.В. Традиции оренбургского казачества, багренье / Г.В. Галь//Традиционная казачья культура: исторический опыт и пути развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург. «ООО»Агентство «Пресса»». – 2014.- с.102-108.

[12] Федорова А.В. Обрядовая роль полотенец в народном быту / А.В.Федорова // Традиционная казачья культура: исторический опыт и пути развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ.- 2009. – с. 35-38.

[13] Савельева Н. М. Автор свыше 30 научных трудов, посвященных проблемам специфики региональной стилей в русском народном творчестве (западнорусский; казачьи – Оренбургский и Уральский; музыкальные традиции переселенцев в республиках Поволжья, в Приуралье, Забайкалье; старообрядческие традиции в Молдавии, Украине, Румынии, Польше; духовная музыкальная культура русских молокан в Закавказье, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Омской, Амурской областей, в Ставрополье и др.). Одна из научных тем – формообразование в народной песне.

[14] Гладышева М.А. История заселения, быт, обычаи и обряды украинских переселенцев на оренбургской земле / М.А. Гладышева. Т.Ю. Скопинцева // Оренбургский край: история, традиции .культура: Оренбург.-ГУК Областной методический центр народного творчества.-2009. - с. 211-222.

[15] Рукавицына О.И. Фольклорные экспедиции о песенном творчестве семьи Кутыревых с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области / О.И. Рукавицына // Оренбургский край: история, традиции .культура: Оренбург: ГУК Областной методический Центр народного творчества.-2009. - с. 47-49.

[16] Плотникова С.Б. Традиционная культура сакмарских казаков / Плотникова С.Б. // Оренбургский край: история, традиции .культура: Оренбург: ГУК Областной методический Центр народного творчества.-2009. - с. 103-108.

[17] Такая культура складывалась, например, в с. Шахматовка. Бузулукского района, или с. Рыбкино, Переволоцкого р-на, где внутри мордовской песенной традиции сохранен русский фольклор времени переселения их предков, а русские песни органично вошли в комплекс современного мордовского фольклора этих сел.

[18] Так произошло, например, в с. Бухарча, Кувандывского р-на, или в с. Нижняя Павловка Оренбургского р-на (Верхнепавловский конец села), где рассказчицы называют свои корни, но многочисленные межэтнические браки сделали русскую культуру родной.

[19] Скопинцева Т.Ю. Этнологическая фольклорная практика: учебное пособие / .Ю. Скопинцева, Оренбургский государственный университет. – Оренбург: ОГУ, 2015. – С. 35-40.

[20] Согласно последней переписи в 1184 населенных пунктах по численности населения преобладающим населением являются русские.

[21] Основной состав украинского населения проживает на юге области в целинных районах: Акбулакском (15,6 %), Ясненском (8,2 %), Беляевском (7,8 %); а также с численностью от 26 до 80 % от общего состава населения украинцы проживают в восемнадцати селах области (в Красногвардейском, Сакмарском, Тюльганском, Шарлыкском и др. районах области).

[22] Медиация национальной и этнической культур, активное взаимодействие с массовой и популярной культурой.

[23] Карагод- это группа молодежи собравшаяся для песен и плясок

[24] Вырезанные из липы толстенькие деревянные палочки размером с палец

[25] Пели молитвы «Христос воскресе из мертвых…»

[26] Размер мяча – 20 см. в диаметре – так играли взрослые (дети не играли).

[27] Качели

[28] Посиделка - это группа девушек с юношами, которые на эту посиделку приходили.

[29] Из песен исполняемых при шествии с узлом одежды для жениха женщины вспомнили еще один текст:

1. Шли девчоночки, шли красыные гурьбою

Эх-ы ды лё-о-ли-да мы-ли ой лёли гурьбою

2. Звали падружоньку с собою

Эх-э ды лё- от, ды-вы- лёли ой лёли с собою

3. Ты айда-ка падруженька с нами в ряд

Эх- и ды…

4. Вы идите падруженьки без меня

Эх- и…

5. Вы поймайте серыва голубя для миня

Эх- и…

 

[30] Нас па садику-садику

Па зелену виноградику

Тут покаталися два ябылычика

Два яблычка два садовыя…

[31] Подобное величание записано нами в селе Нижняя Павловка. Где один из концов села – Тамбова. Был образован тамбовскими переселенцами.

[32] Самогонку, приготовленную для свадьбы, разливали «в четверть» - большую бутыль, из которой отец разливал самогон по стаканам, держа бутыль под мышкой.

[33] Показывает дно стакана.

[34] «Из под бани-бани веники летят

Из-под бани-бани веники летят

Дурак пляшет ума нет

Перестанешь али нет

«И Без гармони без дуды

Ноги ходят не туды»

[35] «Славик Нинкин брат женился, мы рядились в роженицу – «роды принимаем – в беременную рядимся! Овчины были – надевали, бабы рядились в мужские штаны, сапоги, шинель старую. В старое корыто было – садились, гребут по грязи! Шапку резиновую одевали… Клуб-то был, мы наряжались нас никто не узнавал, только по голосу узнавали».

[36] «Отводы» - гуляние в домах родни после небольшого перерыва. Каждый день на «отводах» вся компания обходила 1-2 дома. «Отводы» могли тянуться до месяца.

[37] Запись сделана 6 октября 2016 года

[38] На фото по списку, слева-направо: Иванова Е.И.,русская,1939г.р.; Марышева К.С.,русская,1935г.р.; Гаврикова В.С., русская, 1937 г.р.; Марышевой Т.Г., чувашка, 1939г.р.; Марышева С. Ф., татарка. Татьяна Григорьевна и Сайма Файзулловна вышли замуж в село Аркаевку и остоянно проживают в селе.

[39] Основной комментарий и большую часть пояснений дает Татьяна Георгиевна Марышева.

[40] С девушками шли молодые женщины скорее всего ин и доставалась самогонка.

[41] Стариков, Ф.М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска
[с прил. ст. "Современный быт Оренбургских казаков" и карт.] / Ф.М. Стариков. - Оренбург : Тип. Б.А. Бреслина, 1890. - 181 с.; Стариков, Ф.М. Откуда взялись казаки: [исторический очерк]
/ Ф.М. Стариков; составил войсковой старшина Ф.М. Стариков. - 2-е изд., доп.
Оренбург : Типо-литография Ив.Ив. Евфимирского-Мировицкого, 1884. - 324 с.

[42] Там же

[43] Крестьяне работали в казачьих хозяйствах, занимались выпасом скота, домашними работами.

[44] Выезд в с. Донское. Архиповка04.02.96 ; в с. Беловка, 02.02.96 (Позднеев В.А.,Скопинцева Т.Ю.), 10.10 2016 (Посадская И. . Скопинцева Т.Ю.). 9.07.96 (Савельева Н.М.,  Скопинцева Т.Ю.) от :

1. Великановой Анастасии Григорьевны, 1911г. (уроженка селаАрхиповка)

2. Санковой Марии Ивановны,1927г. (уроженка села Архиповка)

3. Анисимовой Евдокии Константиновны, 1940г. (уроженка села Архиповка)

4. Чеботарева Федора Ивановича 1929г.р. (урож. села Донское);

5. Чеботаревой Анастасии Васильевны, 1929г. (уроженка села Донское)

6. Вороньжевой Татьяны Петровны 1941г.р. (уроженка села Донское);

7. Вороньжева Ивана Константиновича, 1930 г.р. (уроженка села Донское);

8. Сотникова Петра Васильевича, уроженца с. Санково)

9. Плотниковой (Донсковой) Марии Филипповны, 1938 г.р., уроженка с. Архиповка

10. Портновой Лидии Ивановны. 1931 г.р. уроженка с. Архиповка,

11. Санковой Марии Ивановны,1927 г.р. уроженка с. Архиповка,

12. Пеговой Евдокии Константиновны.1940 г.р. уроженка с. Архиповка

13. Можарцевой Марии Степановны, 1916 г.р. уроженка с. Беловка;

14. Плотниковой Марии Даниловны (дев. Вороньжевой), мать Старцевой,

15. Старцевой Екатерины Ивановны, 1941г.р. уроженка с. Беловка

 

[45]«Уличные», «шарлатанские» - так в сакмарских селах называли частушки.

[46] В Архиповке: Плотникова (Донскова) Мария Филипповнв, 1938 г.р., Портнова Лидия Ивановна, 1931 г.р., Санькова Мария Ивановна,1927 г.р., Пегова Евдокия Константиновна,1940 г.р.: В Беловке:.Можарцева Мария Степановна, 1916 г.р.; Плотникова Мария Даниловна (дев. Вороньжева), мать Старцевой; Старцева Екатерина Ивановна, 1941г.р.

 

 

[47] Старцева Е.И. рассказала, что они наряжали чележный (без листьев) веник; Можарцева М.С. говорила, что веник был банный, листовой.

[48] Можарцева М.С.

[49] Не священник, а поп!



2019-11-20 456 Обсуждений (0)
Традиционный календарь села 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционный календарь села

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)