Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционный календарь села



2019-11-20 542 Обсуждений (0)
Традиционный календарь села 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционный календарь – это ….. В русской земледельческой традиции обрядовая культура сохранена в образе традиционного календарного круга – от Рождества до Рождества.

Календарная традиция сохранена слабо.  Все, что касается общинных обрядов, долгое время жестко контролировалось государством и «высекалось» из общественной жизни. В семейной традиции сохранились колядки и весенние заклички, которые мать разучивала с детьми и которые исполнялись в рамках семьи и межсемейных связей – с родней, соседями, домочадцами.

В описании традиционных календарных праздников вспомнили колядки. С колядками ходили взрослые:

 «Коляда, коляда

Накануне Рождества

Мы ходили, мы искали…

Коляду

Давай хлеба-пирога

Не дашь хлеба-пирога

Мы корову за рога

Открывай сундучок

Доставай пятачок…»

Им самогонки нальют (за колядки). 

Младшие дети обходили дома родственников, пели кондак и тропарь: «Рождество Твое…» Родные  встречали внучат. Еще недавно молодые наряжалась в одежды старшего поколения, «в наши наряды», «платками покроются и пошли по деревне колядовать». В течение святок и молодые и старые собирались у кого-нибудь в доме: «Ну вот, тогда собирались, клуб-то был, а собирались по домам. Собирались девки, ребяты, карагоды[23] были, плясали, припевали, гармошка была, у нас ребята играли, две балалайки были…»

Взрослые в праздники отдыхали – играли в «свинухи». Играли все старшие: старики, отцы, матери. Свинухи – это липовые лутошки[24] (размером с палец). Для этой игры все рассаживались на полу и по очереди раскатывали свинухи по полу и смотрели, как они упали. Расклад в игре: встанет на торец (на «попа») – «поп»; два свинуха лягут друг на друга – «баня» - у кого выпала такая фигура – берет  свинуха (составившие фигуру лутошки) себе. Были и другие фигуры – про них не вспомнили…  У кого расклад выпал, тот берет выпавшие лутошки (свинухи) себе, а в конце игры считали –набрал больше всех свинухов – выиграл. Разницу тем, кто проиграл, добавляли щелбанами в лоб.

О весенне-летних календарных обрядах андреевские женщины рассказывают мало, работали много и обязательно вспоминают тяжелую работу, и радость от скудной еды: «Война была! Люди веселые были. Мама работала с темна до темна, бричка едет, все обсядут – едут с песнями».

«Христос[25] воскресе» играли на Пасху, первый день Пасхи не гуляли, а потом молодые и взрослые выходили на гулянье. Если Пасха сухая, земля подсохла, младшие дети и молодежь выходили с играми на улицу. Избу украшали к празднику – из газет вырезали шторы – на окна узорные, из газет. Цветы вырезали – умельцы были: «Вырежут узоры из газет, краску разведут, раскрасят, прикрепят к стене, изба украшена!!! Вся изба в цветах!!! Газет не хватало! Эх! Лучше жили! Весело!!!  Ни у кого ничего не было, а об денег (деньгах) разговору не было!»

Вспомнили про игры в Пасху: Для игр красили разным цветом яйца (красили покупной краской – и голубые и цветные, краску покупали специально к Пасхе): «У нас одна собирает в фартук яйца, раскладывает парами, и мяч шили тряпочный[26] – им выбивали яйца (разложенные парами)».

Рассказывают про качели, которые во многих Оренбургских селах мужчины строили к Пасхе: «Праздник подходит – рельи делали. Рельи[27] были – под Пасху построят, так до заговенья стоят, девушки качаются на качелях, а женщины – снохи и солдатки – играли песни».

После Пасхи начинаются работы в поле : «Ехали в поле в праздничном платке – приедут к месту – платок нарядный снимут, похуже оденут. Работают – поют». Для детей в поле полевые травы съедобные собирали. Называли их: ванюка, казели, сурепка. В поле мать брала с собой хлеб, а для детей хлеб был лакомством, маленьким кусочкам радовались: «Мать с полевой работы идет – мы навстречу. Мать нам: «На вот! Бабка полевая вам хлебушка прислала!» (Сама работала – не ела, детям хлеб берегла)».  На полевых работах много пели. 

Возрастные группы и в работе и в отдыхе четко соблюдались. Старшие женщины собирались своими компаниями, молодые – отдельно, девушки держались вместе. По традиции компания в своем поведении должна соблюдать обычай, для своего возраста принятый: «Мы на улице ходили карагодом (карагод это 8-11 подруг и ребята свои[28]). Если другие придут (захотят присоединиться к карагоду) – их гонят (камнями гонят ребята). Взрослых – (замужних и старших) в карагоде не было. Женщина у нас была одинокая (мать одной из наших подруг).   Мы у них собирались, а мать их уходила к женщинам своего возраста – взрослые женщины – они у нас собирались. Взрослые женщины свои разговоры вели».



2019-11-20 542 Обсуждений (0)
Традиционный календарь села 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционный календарь села

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)