Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы неорганической химии



2019-11-21 431 Обсуждений (0)
Теоретические основы неорганической химии 0.00 из 5.00 0 оценок




Е.И. Цыганова, Е.А. Гущина,

В.В. Медведева, В.Е. Лелеков

 

                                                  Х И М И Я

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ

 

Учебное пособие

для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения

 

Нижний Новгород

2018

 

УДК 541.(0.76.2)

Рецензент:

Зорин А.Д., доктор химических наук, профессор кафедры аналитической химии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

 

Цыганова, Е.И. и др.

Химия неорганическая и аналитическая: учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения/ Е.И. Цыганова, Е.А. Гущина, В.В. Медведева, В.Е. Лелеков. ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА – Н. Новгород, 2018. - 146 с.

 

    Учебное пособие «Химия неорганическая и аналитическая» представлено лабораторно-практическими работами, полностью соответствующими задаче – научить студентов заочной формы обучения естественно - биологического сельскохозяйственного вуза навыкам и приемам химического эксперимента. В пособие включены задания для самостоятельной работы, уровни требований к знаниям студентов, а также формы контроля успеваемости.

 

       Пособие предназначено для студентов - бакалавров заочной формы обучения агрономического, зооинженерного, ветеринарного факультетов (направление подготовки ветеринарно-санитарная дисциплина); факультета перерабатывающих технологий; почвоведения, агрохимии и агропочвоведения, факультета лесного хозяйства, а также студентов-специалистов ветеринарного факультета (квалификация - ветеринарный врач) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.

 

 

 © ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА

© Цыганова Е. И., Гущина Е.А., Медведева В.В., Лелеков В.Е.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ………………………………………………………………………………….. 5                                                                                                             Варианты контрольных заданий…………………………. …………………………….8

 1. Теоретические основы неорганической химии………………………………………13

1.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение вещества. …………………………………………………..13

1.1.1. Контрольные задания 1-10 , 11-20 ……………………………………………….20

1 .2. Количественные расчеты в химии…………………………………………………21

1.2.1. Контрольные задания 21-30…………………………………………………………23

1.3. Классы и номенклатура неорганических соединений………………………………23

1.3.1. Методические указания и уровень требований к знаниям студентов  по теме…. 28

1.3.2. Контрольные задания 31-40………………………………………………………….28

1.4. Равновесия в растворах электролитов………………………………………………...29

1.4.1. Способы выражения концентрации растворов……………………………………..30

1.4.2. Контрольные задания 41-50…………………………………………………………..34

1.4.3. Контрольные задания 51-60…………………………………………………………..35

1.4.4. Лабораторная работа №1. Приготовление растворов заданной концентрации

 из более концентрированного путем разбавления ……………………………………...36

1.4.5. Равновесия в растворах электролитов. Электролитическая диссоциация………..38

1.4.6. Электролитическая диссоциация воды. Водородный показатель………………….43

1.4.7. Кислотно-основное равновесие в биосистемах. Буферные растворы.…………….46

1.4.8. Контрольные  задание 61-70, 71-80…………………………………………………..50

1.4.9. Лабораторная работа №2. Свойства буферных растворов……………….................51

1.4.10. Гидролиз солей……………………………………………………………………… 53

1.4.11. Контрольные задания 81-90………………………………………………………... 58

1.5. Окислительно-восстановительные процессы (редокс-процесы)………………….....60

1.5.1. Методические указания по теме……………………………………………………...64

1.5.2. Контрольные задания 91-100……………………………………………………….....65

1.5.3. Лабораторная работа №3. «Окислительно-восстановительные процессы»............ 65

2. Химия биогенных элементов и их соединений……………………………………….... 68

2.1. Методические указания по теме………………………………………………………..68

2.2. Водород, кислород и их соединения. Контрольные задания 101-110………………..68

2.3. Азот и его соединения. Контрольные задания 111-120…………………………….....70

2.4. Фосфор и его соединения. Контрольные задания 121-130…………………………....73

2.5. Сера и ее соединения. Контрольные задания 131-140………………………………...77

2.6. Металлы – макроэлементы и их соединения. Контрольные задания 141-150……….79

2.7. Металлы-микроэлементы, тяжелые металлы и их соединения.

Контрольные задания 151-160…………………………………………………………………82

3. Аналитическая химия ……………………………………………………………………….85 

3.1. Количественный анализ…………………………………………………………………...85      

3.2.Титриметрический анализ………………………………………………………………….86   

3.2.1. Расчеты в титриметрическом анализе…………………………………..........................86

3.3. Метод нейтрализации……………………………………………………………………...90

3.3.1. Примеры решения задач по теме «Метод нейтрализации»…………………………....94

3.3.2. Лабораторная работа «Стандартизация раствора кислоты по тетраборату натрия»... 96

3.3.3. Лабораторная работа «Определение содержания щелочи в растворе»……………….99

3.3.4. Лабораторная работа «Определение кислотности квашеных овощей………………..99

3.3.5. Уровень требований по теме  «Метод нейтрализации»……………………………....100

3.3.6. Контрольные задания 161-170 (метод нейтрализации)………….................................101

3.4.  Методы окислительно-восстановительного титрования  (редоксметрия)……………103

3.4.1. Перманганатометрия ……………………………………………………………………104

3.4.2. Примеры решения задач по теме «Перманганатометрия»……………………………106

3.4.3. Лабораторная работа «Стандартизация раствора перманганата калия»……………..108

3.4.4. Лабораторная работа «Определение содержания железа в растворе»……………….109      

3.4.5. Уровень требований по теме «Перманганатометрия»……………………………….. 109

3.4.6. Иодометрия……………………………………………………………………………….110

3.4.7. Примеры решения задач по теме «Иодометрия»………………………………………113

3.4.8. Уровень требований по теме «Иодометрия»…………………………………………...115

3.4.9. Контрольные задания 171-180 (метод редоксметрии)………………………………....115

3.5.    Комплексонометрия …………………………………………………………………….118

3.5.1. Примеры решения задач по теме «Комплексонометрия»……………………………..123

3.5.2. Лабораторная работа «Определение общей жесткости воды»………………………..125

3.5.3. Лабораторная работа «Определение содержания цинка в растворе»………………...127  

3.5.4. Уровень требований по теме «Комплексонометрия»………………………………….127                                                                     

3.5.5. Контрольные задания 181-190 (комплексонометрия) …………………………………128

3.6. Гравиметрический  анализ………………………………………………………………...130

3.6.1. Примеры решения задач по теме «Гравиметрический анализ»……………………….133

3.6.2. Контрольные задания 191-200 (гравиметрический анализ)…………………………...134

Литература……………………………………………………………………………………….137

Приложения……………………………………………………………………………………...138

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Химия неорганическая и аналитическая» занимает основополагающее место в ряду фундаментальных химических дисциплин для подготовки специалистов высшего образования студентов естественно - биологического сельскохозяйственного вуза.

 Курс профилирован -  наибольшее внимание уделено изучению разделов, знание которых необходимо студентам - бакалаврам и специалистам заочной формы  обучения  ветеринарного,  агрономического, зооинженерного  факультетов, студентам факультета перерабатывающих технологий, почвоведения, агрохимии и агроэкологии,  а также  факультета лесного хозяйства,  объектом профессиональной деятельности которых являются почвенные, агрохимические, агроэкологические исследования и разработки, направленные на рациональное использование и сохранение  агроландшафтов при производстве продукции растениеводства и животноводства; контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; агроэкологическая оценка земель сельскохозяйственного назначения и обоснование методов их рационального использования; разработка экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и животноводства, воспроизводства плодородия  почв, а также сельскохозяйственные,  домашние, лабораторные, дикие и промысловые животные, птицы, пчелы, рыбы, гидробионты и другие объекты морского и речного промысла, клеточные культуры, микробиологические и вирусные штаммы, сырье и готовая продукция животного и растительного происхождения, корма и кормовые добавки, места их заготовки и хранения.

Предметом блока «Химия неорганическая и аналитическая» являются теоретические представления, составляющие фундамент химических знаний о свойствах биологически важных элементов и их соединений применительно к практическим задачам специалистов вышеперечисленных специальностей. Данное методическое пособие включает лабораторно-практические занятия, уровни требований к знаниям студентов заочной формы обучения, задания для самостоятельной работы, а также формы контроля успеваемости.

Цель дисциплины «Химия неорганическая и аналитическая» в подготовке студентов-бакалавров и специалистов заочной формы обучения состоит в том, чтобы дать им теоретические, методологические и практические знания, формирующие современную химическую основу для изучения профилирующих учебных дисциплин и выполнения в будущем основных профессиональных задач в соответствии с квалификацией.

 Задачи дисциплины:

дать выпускникам заочной формы обучения вышеперечисленных факультетов определенный объем знаний по неорганической и аналитической химии для успешного усвоения последующих химических, общебиологических и специальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по выбранной специальности;

показать связь химических наук с другими дисциплинами; показать роль неорганической  и аналитической химии в развитии современного естествознания, ее значение для профессиональной деятельности специалиста;

привить студентам  заочной формы обучения практические навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности в подготовке, организации, выполнении  химического лабораторного эксперимента,  включая использование современных приборов и оборудования, а также навыки грамотного и рационального оформления выполненных экспериментальных работ, обработки результатов эксперимента; навыки работы с учебной, монографической, справочной химической литературой.

Процесс изучения дисциплины «Химия неорганическая и аналитическая»  направлен на формирование компетенцийв соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по направлениям подготовки бакалавров:

35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение  (Приказ Минобрнауки РФ № 1160 от 20.10.2015 г.);

38.03.07 Товароведение  (Приказ Минобрнауки РФ № 1429 от 04.12.2015 г.);

35.03.04 Агрономия (Приказ Минобрнауки  РФ № 1434 от 04.12.2015 г.);

35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции  (Приказ  Минобрнауки  РФ № 1330 от 04.12.2015 г.);

35.03.08 Водные биоресурсы  и  аквакультура  (Приказ Минобрнауки  РФ  № 1411 от 03.12.2015 г.);

36.03.02 Зоотехния (Приказ Минобрнауки  РФ № 73 от 25.01.10 г.);

36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза  (Приказ  Минобрнауки  РФ № 1516 от 01.12.2016 г.);

35.03.01 Лесное дело (Приказ   Минобрнауки  РФ № 1082 от 01.10.2015 г.),     и направлению подготовки специалистов:

36.05.01 Ветеринария (Приказ Минобрнауки  РФ № 962 от 03.09. 2015 г.).

  

Варианты контрольных заданий

Каждый студент выполняет контрольную работу в соответствии с вариантом задания, определяемого по двум последним цифрам шифра зачетной книжки студента, из таблицы. Например, шифр 353, последние цифры 53. Следовательно, студент в соответствии с цифрой 53 в левой колонке таблицы должен выполнить задания под следующими номерами: 3,13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93,103, 113, 123, 133, 143, 153, 163, 173, 183, 193.

При изучении первой части курса «Химия неорганическая и аналитическая» студент выполняет десять заданий, выбирая их из первого и второго блоков – «Теоретические основы неорганической химии» и «Химия биогенных элементов и их соединений». Выполняются контрольные задания из блока номеров 1-160.

При изучении второй части курса «Аналитическая химия биогенных элементов и их соединений» выполняются задания из номеров 161-200.

Доработка контрольной после проверки преподавателем является составной частью изучения материала. При дора­ботке нет необходимости переписывать заново условия за­даний и правильное решение других заданий. Вы должны выслать на рецензию ту же контрольную работу, в конце которой делаете дополнения в соответствии с замечаниями рецензента.                               

 

 

Варианты контрольных заданий


Последние цифры шифра Номера задач для контрольных работ
1 2
00 1.11,21,31,41,51,61,71,81,91,101,111,121,131,141, 151,161,171.181,191
01 2,12,22,32,42,52,62,72,82.92,102,112,122,132,142,152,162,172,182,192
02 3,13,23,33,43,53,63,73.83,93,103,113,123,133,143,153,163,173,183,193
03 4,14,24,34,44,54,64,74,84,94,104,114,124,134,144,154,164,174,184,194
04 5,15,25,35,45,55,65,75,85,95,105,115,125,135,145,155,165,175,185,195
05 6,16,26,36,46,56,66,76,86,96,106,116,126,186,146, 156.166,176,186,196
06 7,17,27,37,47,57,67,77,87,97,107,117,127,137,147, 157,167,177,187,197
07 8,18,28,38,48,58,68,78,88,98,108,118,128,188,148,158,168,178,188,198
08 9,19,29,39,49,59,69,79,89,99,109,119,129,139,149,159,169,179,189,199
09 10,20,80,40,50,60,70,80,90,100,110,120,130,140,150,160,170,180,190,200
10 1,11,22,32,43,53,64,74,85,95,106,116,127,137,148,158,169,179,190,191
11 2,12,23,33,44,54,65,75,86,96,107,117,128,138,149,159,170,180,161,200
12 3,13,24,34,45,55,66,76,87,97,108,118,129,139,150,160,171,181,162,199
13 4,14,25,35,46,56,67,77,88,98,109,119,121,132,141,151,161,172,183,198

 

1 2
14 5,15,26,36,47,57,68,78,89,99,110,120,122,132,142,152,162,173,184,197
15 6,16,27,37,48,58,69,79,90,100,101,111,123,133,143,153,163,174,185,196
16 7,17,28,38,49,59,70,80,91,101,112,122,81,134,144,154,164,175,186,195
17 8,18,29,39,41,51,62,72,81,92,103,113,123,135,144,155,165,176,187,194
18 9,19,30,40,42,53,63,73,82,93,103,114,124,136,145,156,166,177,188,193
19 10,20,21,31,43,54,64,74,83,94,104,115,125,137,146,157,167,178,189,192
20 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100,106,117,129,131,142,153,164,175,186,191
21 2,13,24,35,46,57,68,79,90,95,107,118,121,132,143,154,165,176,187,192
22 3,14,25,36,47,58,69,80,85,96,108,119,122,133,144,155,166,177,188,193
23 4,15,26,37,48,59,70,74,86,97,109,120,123,134,145,156,167,172,189,194
24 5,16,27,38,49,60,66,75,87,98,110,119,124,135,146,157,168,173,190,195
25 6,17,28,39,50,51,61,76,88,99,101,111,125,136,147,158,169,174,181,191
26 7,18,29,40,41,52,62,77,89,100,91,101,111,125,136,147,158,169,175,182, 192
27 8,19,30,31,42,53,63,78,90,92,102,112,126,137,148,159,161,176,183,193
28 9,20,21,32,43,54,64,79,81,93,103,113,127,138,149,160,162,177,184,194
29 10,11,22,33,44,55,65,80,82,94,104,114,128,139,150,151,163,178,184,195
30 9,12,21,39,49,51,69,71,85,99,101,119,121,139,141,160,161,179,181,196
31 8,13,22,38,48,52,68,72,84,98,102,118,122,138,142,158,162,178,182,197
32 7,14,23,37,47,53,67,73,83,97,103,117,123,137,143,157,163,177,183,198
33 6,15,24,36,46,54,66,74,82,96,104,116,124,136,144,156,164,176,184,199
34 5,16,25,35,45,55,65,75,81,91,105,115,125,135,145,155,165,175,185,200
35 4,17,26,34,50,56,64,76,89,92,106,114,126,134,146,154,166,174,190,196
36 3,18,27,33,43,57,63,77,88,93,107,113,127,133,147,153,167,173,186,197
37 2,19,28,32,42,58,62,78,87,94,108,112,130,132,148,152,168,172,187,198
38 1,20,29,31,41,59,61,79,86,95,110,111,128,131,149,151,169,171,188,199
39 6,18,30,32,44,51,68,73,82,91,106,113,130,131,142,153,164,175,186,200
40 7,19,21,33,49,52,67,74,81,92,107,112,128,131,143,154,165,176,187,199
41 8,20,22,39,48,53,66,75,89,93,108,111,130,131,144,155,166,177,188,198
42 9,11,21,38,47,54,65,76,88,94,110,113,128,139,145,156,167,178,189,197
43 10,12,22,37,46,55,64,77,87,95,106,112,129,140,146,157,168,179,190,196
44 9,13,23,36,45,56,63,78,86,91,107,111,127,131,147,158,169,180,181,195
45 8,14,24,35,50,57,62,79,82,92,108,113,129,132,148,159,170,179,182,194
46 7,15,25,34,43,58,61,73,81,93,110,114,130,133,149,160,169,178,183,193
47 6,16,26,33,42,59,68,74,90,94,106,115,121,134,150,151,170,179,184,192
48 5,17,27,32,41,51,67,75,88,95,107,116,122,135,141,152,161,180,185,193
49 4,18,28,33,42,52,68,76,89,96,108,117, 123,136,142,153,162,180,196
50 3,19,29,34,49,53,65,77,86,97,109,118,124,137,143,151,161,171,181,191
51 1,11,21,31,41,51,61,71,81,91,101,111,121,131,141,151,161,171,181,191
52 2,12,22,32,42,52,62,72,82,92,102,112,122,132,142,152,162,172,182,192
53 3,13,23,33,43,53,63,73,83,93,103,113,123,133,143,153,163,173,183,193
54 4,14,24,34,44,54,64,74,84,94,104,114,124,134,144,154,164,174,184,194
55 5,15,25,35,45,55,65,75,85,95,105,115,125,135,145,155,165,175,185,195
56 6,16,26,36,46,56,66,76,86,96,106,116,126,136,146,156,166,176,186,196
57 7,17,27,37,47,57,67,77,87,97,107,117,127,137,147,157,167,177,187,197
58 8,18,28,38,48,58,68,78,88,98,108,118,128,138,148,158,168,178,188,198
59 9,19,29,39,49,59,69,79,89,99,109,119,129,139,149,159,169,179,189,199
60 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100,110,120,130,140,150,160,170,180,190, 200
61 1,11,22,32,43,53,64,74,85,95,106,116,127,137,148,158,169,179,190,199
62 2,12,23,33,44,54,65,75,86,96,107,117,128,138,149,159,170,180,181,198
63 3,13,24,34,45,55,66,76,87,97,108,118,129,139,150,160,171,181,162,197
64 4,14,25,35,46,56,67,77,88,98,109,119,121,132,141,151,161,172,183,196
65 5,15,26,36,47,57,68,78,89,99,110,120,122,132,142,152,162,173,184,197
66 6,16,27,37,48,58,69,79,90,100,101,111,123,133,143,153,163,174,185,191
67 7,17,28,38,49,59,70,80,91,101,112,122,81,134,144,154,164,175,186,192
68 8,18,29,39,41,51,62,72,81,92,103,113,123,135,144,155,165,176,187,193
69 9,19,30,40,42,53,63,73,82,93,103,114,124,136,145,156,166,177,188,194
70 10,20,21,31,43,54,64,74,83,94,104,115,125,137,146,157,167,178,189,195
71 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100,106,117,129,131,142,153,164,175,186,196
72 2,13,24,35,46,57,68,79,90,95,107,118,121,132,143,154,165,176,187,197
73 3,14,25,36,47,58,69,80,85,96,108,119,122,133,144,155,166,177,188,198
74 4,15,26,37,48,59,70,74,86,97,109,120,123,134,145,156,167,172,189,199
75 5,16,27,38,49,60,66,75,87,98,110,119,124,135,146,157,168,173,190,200
76 6,17,28,39,50,51,61,76,88,99,101,111,125,136,147,58,169,174,181,191
77 7,18,29,40,41,52,62,77,89,100,91,101,111,125,136,147,158,169,175,182, 192
78 8,19,30,31,42,53,63,78,90,92,102,112,126,137,148,159,161,176,183,193
79 9,20,21,32,43,54,64,79,81,93,103,113,127,138,149,160,162,177,184,194
80 10,11,22,33,44,55,65,80,82,94,104,114,128,139,150,151,163,178,184,195
81 9,12,21,39,49,51,69,71,85,99,101,119,121,139,141,60,161,179,181,196
82 8,13,22,38,48,52,68,72,84,98,102,118,122,138,142,158,162,178,182,197
83 7,14,23,37,47,53,67,73,83,97,103,117,123,137,143,57,163,177,183,198
84 6,15,24,36,46,54,66,74,82,96,104,116,124,136,144,156,164,176,184,199
85 5,16,25,35,45,55,65,75,81,91,105,115,125,135,145,155,165,175,185,200
86 4,17,26,34,50,56,64,76,89,92,106,114,126,134,146,154,166,174,190,199
87 3,18,27,33,43,57,63,77,88,107,113,127,133,147,153,167,173,186,198
88 2,19,28,32,42,58,62,78,87,94,108,112,130,132,148,152,168,172,187,197
89 1,20,29,31,41,59,61,79,86,95,110,111,128,131,149,151,169,171,188,196
90 6,18,30,32,44,51,68,73,82,91,106,113,130,131,142,153,164,175,186,195
91 7,19,21,33,49,52,67,74,81,92,107,112,128,131,143,154,165,176,187,194
92 8,20,22,39,48,53,66,75,89,93,108,111,130,131,144,155,166,177,188,193
93 9,11,21,38,47,54,65,76,88,94,110,113,128,139,145,156,167,178,189,192
94 10,12,22,37,46,55,64,77,87,95,106,112,129,140,146,157,168,179,190,191
95 9,13,23,36,45,56,63,78,86,91,107,111,127,131,147,158,169,180,181,192
96 8,14,24,35,50,67,62,79,82,92,108,113,129,132,148,159,170,179,182,193
97 7,15,25,34,43,58,61,73,81,93,110,114,130,133,149,160,169,178,183,194
98 6,16,26,33,42,59,68,74,90,94,106,115,121,134,150,151,170,179,184,195
99 5,17,27,32,41,51,67,75,88,95,107,116,122,135,141,152,161,180,185,196

 

 

Теоретические основы неорганической химии

1.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.  Строение вещества

Периодический закон – это основной закон современной химии. В истории открытия и развития периодического закона можно выделить три основных этапа:

1) Первый этап: XIX век.  Растет количество открытых химических элементов, определяются их атомные массы. К этому времени были известны 63 элемента, введено понятие  валентность, изучены формы и свойства соединений элементов. Систематизация растущего фактического материала становилась актуальной задачей. В 1869 г. русский  химик  Д.И. Менделеев сформулировал открытый им закон следующим образом: «Свойства элементов, а так же форма и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомной массы элементов».

2) Второй этап:  НачалоXX века – революция в области физики.

 В 1896 г. А. Беккерель обнаруживает явление радиоактивности у соединений урана. Мария и Пьер Склодовские-Кюри обнаружили радиоактивность и у соединений тория, а в 1898 г. они открыли в составе урановых руд присутствие двух новых радиоактивных элементов – полония и радия. 1897 г. Томпсон открывает электрон и в 1903 г. создает первую модель атома «сливовый пудинг». Развивая эти представления, Э. Резерфорд в 1911г. предложил ядерную модель строения атома. В 1913 г. Мозли, изучая спектры атомов, установил, что положительный заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1923 г. Д. Иваненко и В. Гейзенберг предложили протонно-нейтронную теорию строение ядер атома. Атом любого элемента состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, в целом же атом – система электронейтральная. Атомное ядро состоит из нуклонов: протонов (заряд +1, массовое число 1) и нейтронов (заряд 0, массовое число 1). Заряд ядра, равный порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева, совпадает с числом протонов; массовое число ядра равно суммарному количеству протонов и нейтронов. У одного элемента возможно существование атомов с различным массовым числом ядер – изотопов, т.е. атомов с различным числом нейтронов и одинаковым числом протонов. Наличие изотопов позволило объяснить порядок расположения в таблице некоторых элементов:      Ar – K; Te – I; Ca-Ni.

Современная формулировка периодического закона – свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома или порядкового номера элемента.

3) 3 этап:  20-е годы XX века – Развитие квантовой механики и квантовой физики. Основоположники:  Макс Планк, В. Гейзенберг, Нильс Бор, Де Броль. Еще в 1900 г. М. Планк предположил, что лучистая энергия испускается и поглощается телами не непрерывно, а дискретно. При этом, он определил энергию каждой такой порции как  Е=h∙n (уравнение Планка), где n – частота излучения;                  h = 6,626∙10-34 Дж∙с – постоянная Планка.

Де Броль показал, что электрон обладает корпускулярно-волновой  двойственностью. В одних опытах он  ведет себя как частица (корпускула) – имеет массу и заряд. В других – движущийся электрон проявляет волновые свойства, он способен к  дифракции и интерференции. Был сформулирован принцип неопределенности Гейзенберга – невозможно одновременно точно указать местоположение и скорость движения электрона, если мы знаем, где он находится, то не знаем, с какой скоростью он движется, и наоборот. Электрон не имеет определенной траектории движения. Можно говорить только о вероятности нахождения электрона в разных точках пространства. Было введено понятие атомной орбитали. Атомная орбиталь – это часть атомного пространства, в которой вероятность нахождения данного электрона наибольшая (≈ 90%).

Квантовые числа

Для характеристики орбиталей  используют квантовые числа: n, ℓ, m, s.

1) n – главное квантовое число, характеризующее энергию и размер орбиталей. Оно определяет число электронов на уровне N = 2n2. Принимает значения n=1,2,3,4……. ∞ – все целые числа от 1 до бесконечности. Совокупность орбиталей с одинаковым значением n – энергетический уровень, n равно номеру периода.

2) ℓ – побочное (орбитальное) квантовое число. Характеризует форму облаков и орбиталей. Принимает значения от 0 до n-1.

1) = 0. Орбиталь имеет имеет форму шара. Это s-орбиталь. Имеется на всех энергетических уровнях.

2)   = 1. Орбиталь имеет имеет форму гантели.. Это p-орбиталь. Имеется на всех энергетических уровнях, кроме первого.

3) = 2. Это d - орбиталь. Появляется на третьем энергетическом уровне.

4) = 3. Это f-орбиталь. Появляется на четвертом энергетическом уровне.

 

Энергетические уровни состоят из подуровней, число подуровней равно главному квантовому числу.

 

Рис. 1. Энергетическая диаграмма распределение электронов по уровням и подуровням.

По величине энергии электронные уровни и подуровни располагаются в следующий ряд: 1s<2s<2p<3s<3p<4s≈3d<4p<5s<4d<5p<6s≈5d≈4f<6p<7s≈6d≈4f.

3) m – магнитное квантовое число. Характеризует направление орбиталей  в пространстве и число орбиталей  на подуровнях. Принимает значения от – ℓ до + ℓ (одно значение – одна квантовая ячейка.)

s: ℓ =0, m=0 [_]

p: ℓ =1, m= -1, 0, +1 [_|_|_]

d: ℓ =2, m= -2, -1, 0, +1, +2 [_|_|_|_|_]

f: ℓ =3 , m= -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3 [_|_|_|_|_|_|_]

4) S – спиновое квантовое число. Характеризует вращение электрона вокруг своей оси. Принимает 2 значения +1/2 (электрон вращается влево) и -1/2 (электрон вращается вправо). Обозначается: S=+1/2(↑), S=-1/2(↓).       

Правила заполнения орбиталей:

1) Принцип запрета Паули – в атоме не может быть двух  электронов, у которых все 4 квантовых числа одинаковы. Поэтому на каждой орбитали может быть не более 2-х электронов с антипараллельными спинами.

2) Правило Хунда – в основном состоянии атом должен иметь максимально возможное число неспаренных электронов в пределах одного подуровня.

3) Принцип наименьшей энергии - в основном состоянии атома каждый электрон располагается так, чтобы его энергия была минимальной, поэтому электроны заполняют уровни в порядке возрастания их энергии

4) Правило Клечковского – прежде  всего заполняются орбитали с меньшим значением суммы n + ℓ .

Объяснение, почему 4s заполняется раньше, чем 3d:

4s: n=4; ℓ =0 n + ℓ = 4

3d: n =3; ℓ =2  n + ℓ = 5

Поэтому первым заполняется 4s уровень.

Примеры заполнения уровней:

1) Рассмотрим заполнение уровней у элементов одной группы:

 



2019-11-21 431 Обсуждений (0)
Теоретические основы неорганической химии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы неорганической химии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)