Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.



2019-11-21 261 Обсуждений (0)
Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко. 0.00 из 5.00 0 оценок




Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:

1. общество в целом – интеграция познания;

2. отдельные социальные институты и группы – пропаганда, агитация, организация;

3. личность – ориентация, морально-психологическое удовлетворение;

4. профессиональное сообщество журналистов – служебно-профессиональная, творческая. Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

Отдельные произведения с функциональной точки зрения, т.е. по реализованным в них функциям, могут носить самый разный характер. Текст может быть монофункциональным, даже если в нем (пусть слабо) бу­дет представлено несколько функций. Есть тексты с доминирующей функци­ей, когда превалирует главная функция, но различимы и другие. Третий тип составляют полифункциональные тексты, в которых более или менее равно­правно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.

Как видим, в любом тексте так или иначе представлено несколько функций, и в этом проявляется определенная закономерность: поли­функциональная по своей природе журналистская деятельность в разно­образных формах реализуется не только в совокупности произведений, но и в отдельном журналистском тексте. И хотя отдать предпочтение ка­кому-то одному типу текстов трудно, следует отметить, что наибольшее внимание привлекает именно полифункциональный текст. Это происхо­дит в силу и объективных жизненных связей, и аудиторного предпочтения богатых по функциональному наполнению произведений как наиболее привлекательных и интересных и по форме, и по содержанию.

Функции журналистики - общие для всех СМИ основы деятельности. Однако реализуются они своеобразно по содержанию - в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентации.

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы формирование общественного мнения.

2. Массовое сознание и массовая культура.

3.Система функций журналистики.

4.Монофункциональный, полифункциональный, текст с доминирующей функцией.

Методические рекомендации:

1.Проанализируйте журналистский текст с точки зрения реализации в нем системы функций журналистики.

2.Приведите примеры монофункциональных, полифункциональных текстов и текстов с доминирующей функцией. Обоснуйте свой выбор.

 

 

Литература

Основная:

Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).

 

Дополнительная:

Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).

Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение : учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М. : Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики : учебник / Е.П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).

Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).

Интернет-ресурсы:

http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».

http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

http://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Практическое занятие 3

Тема: Социальная позиция журналиста

Цель занятия: сформировать представление о социальной позиции журналиста

Формируемые компетенции: ОПК-2

Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов

Теоретическая часть:

В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со­здает предпосылки для формирования, выражения и отстаивания самых разных социальных позиций в журналистике.

Однако если каждый журналист выступает за «истину, добро и спра­ведливость» (предположить иное - значит допустить, возможность субъ­ективистского произвола, неприемлемого для честного журналиста, а о бесчестных нечего и говорить), то, следовательно, в результате обсужде­ний, споров, дискуссий по какому-либо конкретному поводу каждый раз можно прийти лишь к единому взгляду, к одному-единственному выводу. Ведь истина только одна, хотя путь к ней долог. Но вывод о единой исти­не (и стремлении к ней) правомерен, если имеется в виду лишь познава­тельный, гносеологический аспект проблемы. В чисто гносеологическом аспекте действительно должно существовать единственно верное сужде­ние, к которому необходимо стремиться.

Совсем иначе должна решаться проблема о существовании единой по­зиции в социальном аспекте. Ведь в спорах между различными социаль­ными силами (классами, слоями, нациями, конфессиями, регионами, на­родами, странами и т.д.) очень часто такого единого, вполне устраивающего всех решения нет в силу именно социальных различий в объективном положении, а затем - в подходах, взглядах, стремлениях, от­ражающих реальное положение и интересы каждой социальной силы, ус­траивающее одних может оказаться не вполне приемлемым для других и совсем неприемлемым для третьих (это касается и принципов приватиза­ции, и достижения справедливости в пенсионном обеспечении, и реше­ния территориальных вопросов и т.д. и т.п.). Значит, для каждого журна­листа возникает принципиально важная проблема: какую позицию по социальным вопросам занять, на чьей стороне выступать и как действо­вать, чтобы если не абсолютно, то, по крайней мере, в наибольшей мере его оценки и предложения отвечали бы действительно требованиям «до­бра, истины и справедливости».

Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти» и чем выше ее активность в обществе, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Разумеется, нередки и претензии к выступлениям журналистов, и обвинения в недостаточном знании ими фактов, в необъективной трактовке событий, в пристрастном, одностороннем подходе в защиту неверной позиции и т.д. Такого рода нарекания часты в условиях свободы действия различных социальных сил, тем более в периоды острых споров между ними, резкого столкнове­ния идей и стремлений.

Если подобные претензии к журналисту, изданию или программе дей­ствительно обоснованы (недостаточное владение фактическим материа­лом, неполное или извращенное представление взглядов тех или иных сил, недостатки гносеологического, познавательного характера, неточ­ность, ошибочность в изложении фактов и пр.), то единственно честная реакция журналиста (издания, программы) на критику – согласие с заме­чаниями и внесение поправок в последующие публикации (передачи).

Иное дело, когда упреки идут по линии несогласия с принятой жур­налистом (изданием или программой) позицией. Разумеется, позиция может быть последовательно разработанной, всесторонней, системно охватывающей всю совокупность общественных вопросов или, наобо­рот, расплывчатой, частично обоснованной, непоследовательной, слабо выраженной. Она может проявляться в текстах открыто, когда журна­лист определенно и резко выступает в защиту тех или иных социальных слоев и поддерживающих их партий, или быть скрытой, выступать в не­явно выраженной форме и соответственно декларироваться как «сле­дование фактам», «здравому смыслу», от имени «независимой» от ка­ких-либо сил, группировок, партий позиции. Но в любом случае позиция как выражение, представление и отстаивание интересов опре­деленных общественных сил (объективно – классовых, национальных, региональных и других групп общества; субъективно – партий, союзов, блоков) определяет подход журналистов к явлениям жизни, их понима­ние и оценку, характер предлагаемых решений в экономической, поли­тической, правовой сферах (как уже отмечалось, в иного типа програм­мах и изданиях - музыкальных, спортивных, образовательных, домоводческих, рекламных и т.д. - также «работает» позиция, хотя, ра­зумеется, она носит соответствующий содержательный характер).

Свою позицию в политических вопросах или по проблемам спорта надлежит отстаивать, а в необходимых случаях - уточнять, корректиро­вать, развивать. Однако недостаточно адекватным будет любой из пере­численных ниже вариантов реакции на возражения «несогласных».

Первый - не обращая внимания на возражения и обвинения, кажущи­еся несправедливыми, продолжать «настаивать на своем», лишь расши­ряя, дополняя и усиливая аргументацию. Ведь если они, будучи верными с позиции, принятой журналистом, не принимаются «несогласными», зна­чит, несогласие лежит не в гносеологической, а в социальной плоскости. Поэтому, «настаивая на своем», можно только вызвать еще более ожесто­ченные возражения, что приведет к усилению разногласий.

Второй - в ответ на возражения и аргументы «несогласных», исходя­щие из их представлений о «добре, истине и справедливости», смягчать, сглаживать острые углы, убирать резкие аргументы, чтобы скрыть расхож­дения. В крайнем выражении - это стремление к устранению из своих произведений оценочных суждений и выводов. Часто думают, что «чис­тая информационность» - это только сообщение фактов, предоставление возможности свидетельствовать очевидцам событий, исключая выраже­ние собственных взглядов. Однако в скрытом виде позиция все равно бу­дет проглядывать - в подборе собеседников и авторов, в отборе матери­ала, в построении текстов, даже в используемом словаре. «Чистая информационность» - иллюзия, притом часто вредная, если затрудняет выработку верных представлений в аудитории.

Третий вариант - предложить аудитории все разнообразие подходов, суждений, взглядов, давая тем самым «сбалансированную» информа­цию, представляя все точки зрения, но не излагая своей. Журналист, ра­зумеется, просто обязан сообщить все разнообразие фактов, взглядов, суждений, чтобы аудитория была знакома со всем спектром представле­ний, выработанных в разных слоях общества. Иначе неизбежна односто­ронность, однобокость, затрудняющая поиск приемлемых решений. Но разве может журналист ограничиться ролью пассивного «оповестителя» о совокупности воззрений без активного заявления и утверждения сво­ей точки зрения?

В каждой из форм проявления журналистской позиции имеется «своя правда». В первом случае - это прямота и отстаивание своих взглядов; во втором - стремление к компромиссу, уважение инакомыслия; в третьем -забота о беспристрастном представлении всех суждений. Как частный случай выявления (или сокрытия) позиции в отдельном произведении возможна и реально проявляется любая из этих форм. Однако абсолюти­зация, следование им постоянно оказываются ущербными для журналис­тики, так как не позволяют в полной мере проявиться ее подлинной сущ­ности как фактора всесторонней социальной ориентации и достижения информированности.

Следовательно, в качестве принципиально важной основы для любого СМИ требуется какая-то иная, «четвертая» форма проявления социальной позиции, хотя и включающая в качестве составных частей названные три. Ее сущность, по-видимому, диалектична, поскольку требует сочетания твердости в представлении и аргументировании своей позиции и одно­временно толерантного отношения к иным общественным силам и их представлениям о должном, что необходимо проявляется в искреннем стремлении понять и учесть действительные нужды «инакомыслящих». Поэтому главное в «четвертой» (в наше время - единственно верной) форме проявления социальной позиции - поиск на основе консенсуса (лат. consensus «согласие, сочувствование») общего подхода к решению вызывающего разногласия общественно значимого вопроса или хотя бы компромисса на базе взаимных уступок.

Общим знаменателем решения всех общественных проблем в совре­менном, сложно организованном, состоящем из множества самых разнооб­разных групп обществе оказываются, бесспорно, общечеловеческие гума­нистические ценности, выработанные в процессе развития человечества, объединяющие всех людей и создающие фон поведения каждого в самых разных сферах бытия: в политике и экономике, в жизни государства и ча­стной жизни, в отношениях между странами и отдельными людьми и т.д. Общечеловеческие гуманистические ценности при обретают для журналис­тики особо важное значение в современных условиях формирования еди­ного взаимосвязанного мирового сообщества, движущегося к новой циви­лизации, когда конфронтация и стремление вести борьбу «до победы» различными силами угрожает самому существованию человечества.

«Набор» общечеловеческих ценностей очень широк. Сюда входят и библейские заповеди («не убий», «не укради», «блюди праведность», «прощай согрешения», «не противься злому» и т.д.), и общезначимые идеи и требования других религий, и гуманистические лозунги Француз­ской революции («свобода, равенство, братство»), и вечные идеи служе­ния «добру, истине и справедливости». Среди этих «наработок» челове­чества - ценности самого разного уровня - от глобальных (мирное сотрудничество, добрососедство, терпимость, господство права и ненаси­лия в отношении людей, народов, этносов, стран и пр.) до частнобытовых (честность, товарищество, доброта, благородство, порядочность, забота о слабых и т.д. и т.п.). Общечеловеческие ценности как бы лежат в основе жизни человека как представителя рода человеческого, причем по мере движения к новой мировой цивилизации XXI века их диапазон становит­ся все более широким, а роль все более значимой, захватывая в поле сво­его влияния все больше сфер общественной жизни.

Разумеется, и для журналистики общечеловеческие ценности состав­ляют основу ее социальной позиции. Однако безоговорочное следование всем общечеловеческим ценностям в ходе осознания, оценки, вынесения приговоров явлениям жизни наталкивается на ряд трудностей.

Во-первых, их «действие» в рамках социальной позиции журналиста Должно быть конкретным и опираться на конкретные характеристики ситу­аций, к которым они «прикладываются». Библейские заповеди «не убий» или «прощай согрешения» вряд ли во всех случаях жизни применимы впол­не и безоговорочно. Необходима также четкая конкретизация и «вечных» требований свободы и справедливости, по-разному понимаемых людьми. Во-вторых, и это не менее важно, этими общечеловеческими ценностями пользуется не абстрактный человек, да и применяются они не к «челове­ку вообще». Каждый конкретный индивидуум включен в человечество как v носитель определенных групповых черт. Не существует «человека вообще»,

есть личность (журналиста, или того, о ком он пишет, или того, к кому обра­щается), объективно включенная в большую совокупность групп. Каждый человек относится к определенному классу, нации, региону, стране; ему свойственны возрастные, половые, профессиональные, образовательные и другие признаки. А у каждой группы в связи с местом, какое она занимает в жизни общества, и характером отношений с другими группами формируют­ся свои, групповые интересы и ценности, а потому и своеобразные интер­претации общепринятых, казалось бы, идей («справедливости», «равенст­ва», «добра» и проч.).

Журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятель­ность как носитель черт определенных социальных групп и в соответствии с этим выступает представителем, выразителем, защитником интересов и ценностей тех или иных групп.

Но в целом существование альтернативы «или общее - или частное» иллюзорно, поскольку общечеловеческое и частногрупповое внутренне взаимосвязаны, взаимодополнительны. Вот почему чрезвычайно важно для каждого журналиста понять соотношение личного, социально-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях (объективных и субъ­ективных) в реальном проявлении в жизни. Личность невозможна вне обще­ства, причем в человечество она включается не непосредственно, а через принадлежность ко множеству групп одновременно (каждый журналист, на­пример, относится к возрастной, половой, национальной, образовательной, социальной, профессиональной, региональной и многим другим группам). При этом (если не рассматривать конкретно-исторические формы отноше­ний между различными группами, особенно классовыми) компромисс или даже консенсус между группами на базе общечеловеческих гуманистических ценностей можно найти, только «отсекая» узкоэгоистические претензии и поползновения групп. При формировании своей социальной позиции журналист должен учитывать по меньшей мере два исторических фактора..

Первый: в мире, где действовали (по всеобщему признанию) три силы: мировой империализм («запад», «свободный мир»), страны социалистиче­ского содружества («мир тоталитаризма», «империя зла», «советский блок») и третий мир, в котором активно заявило себя движение неприсо­единения, возникли так называемым «глобальные проблемы». Их военный аспект - это угроза физического уничтожения всего живого в результате атомного пожара. Экономический - угроза мировых финансовых потрясе­ний в силу неравномерности развития Севера и Юга, финансовых трудно­стей многих стран, вызванных огромной внешней задолженностью. Эколо­гический аспект связан с нерациональным использованием природных ресурсов, их исчерпанием, критическим загрязнением природной сферы, вызывающим необратимые изменения в мире обитания человека.

Эти и другие «глобальные проблемы» (информационные, гуманитар­ные, демографические, продовольственные, медицинские и др.) оказыва­ются неразрешимыми в рамках отдельного государства или блока стран и требуют согласованных усилий всего мира. Отсюда необходимость пере­хода от конфронтации к сотрудничеству ради выживания человечества даже при сохранении разногласий, противоречий и соперничества, кото­рые необходимо «снимать» на путях диалога и соглашений.

В этих условиях социальные позиции журналистов формируются на основе идеи «деидеологизации международных отношений», т.е. они обязаны сделать акцент на общечеловеческих интересах, приглушая частногрупповой (национальный, региональный, блоковый и т.д.). Важно во­просы, касающиеся интересов страны (региональных союзов, континен­тов), видеть на фоне интересов всего мира и учиться находить те или иные формы согласования общечеловеческого и частного. Может быть множество оттенков и нюансов во взглядах и подходах к социальным яв­лениям, возможны даже серьезные столкновения, и тем не менее журна­листы «обречены» на поиск сближения подходов, оценок и решений.

Второй фактор, способствующий формированию новой позиции жур­налиста, связан с тем, что серьезные изменения претерпевают сами осно­вы (экономические, политические, социальные) жизни современного об­щества. В историческом соревновании капитализма и социализма в реальных условиях XX века, особенно с развитием научно-технической революции во второй его половине, страны капитала сумели не только приспособиться к реалиям жизни, но и, «оседлав» научно-технический прогресс, резко уйти вперед в экономическом развитии, серьезно улуч­шить положение трудящихся и дать им ряд гарантий в экономической сфере, развить демократические институты правового государства и се­рьезно изменить дело с охраной прав человека. Мир социализма не вы­держал напряжения исторического соревнования, не сумел вовремя и в полном объеме ответить на «вызовы времени» под грузом непомерных военных расходов, при неадекватной экономической и социальной поли­тике, в условиях диктата моноидеологии, не дававшей возможности вер­но понять реалии жизни, нарушения, часто преступного, прав человека. В результате ситуация в мире выглядит так, что социализм потерпел пора­жение, а капитализм выиграл историческую битву, доказав свои преиму­щества, смягчив, а то и вовсе устранив свои негативные черты.

На основании осмысления этих реальностей в журналистских кругах возникло несколько вариантов позиций: одни, считая идею социализма ложной, целиком становятся на позиции буржуазного мышления, призы­вая вернуться на «нормальный путь развития», «возвратиться в цивили­зованное общество»; другие признают необходимой конвергенцию двух систем (создание капиталистического социализма или социалистическо­го капитализма); третьи выступают за новую модель социализма и призы­вают бороться за ее реализацию; четвертые, признавая серьезные изменения в мире капитала под влиянием идей социализма, под прессингом. Движения трудящихся и под воздействием освоения достижений НТР и ее социальных последствий, считают, что возникает новое, постиндустри­альное общество, что наступил технотронный век, пришла информацион­ная цивилизация, в рамках которой необходимо и во все большей мере реализуются гуманистические ценности.

Эта точка зрения и соответственно социальная позиция журналиста, формируемая на ее основе, представляется наиболее перспективной, так как кажется устремленной в будущее. Это будущее все чаще называют но­вым типом цивилизации. Первая цивилизация - архаическая, при ней ис­точником общественного богатства является преимущественно природа; вторая - экономическая, связанная с трудом как главным источником бо­гатства; а третья - постиндустриальная, или информационная, для кото­рой характерно господство творческой деятельности и разума на основе глубокого познания законов мира, владения информацией и информаци­онными технологиями и всестороннего использования достижений науки на благо человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Формирование социальной позиции

2.Социальная позиция и принципы

3.Система принципов

4.Политическая культура журналиста

 

Литература

Основная:

Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).

 

Дополнительная:

Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).

Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение : учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М. : Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики : учебник / Е.П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).

Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).

Интернет-ресурсы:

http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».

http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

http://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики



2019-11-21 261 Обсуждений (0)
Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)