Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие 5



2019-11-21 208 Обсуждений (0)
Практическое занятие 5 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Журналистика в системе социальных институтов

Цель занятия: сформировать представление о журналистике в системе социальных институтов Формируемые компетенции: ОПК-2

Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов

Теоретическая часть:

Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе.

В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц.института «властных полномочиях».

Власть – доминирование в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, организовывать, подчинять, контролировать. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.

Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения.

Власть негосударственных институтов более широкая, менее формализованная сфера контроля, имеет ограниченную область действия, и она слабее – требует подкрепления убеждением, анализом, авторитетом. Неинституциональная власть – власть общественного мнения, внутриличностная власть. Таким образом, властей оказывается больше, чем 3 или 4.

Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития.

СМИ не обладают силой госуд. принуждения и экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в духовно – идеологической сфере. Эта власть неофициальна, поэтому она осуществляет проникающее давление на все области жизни, причем не менее сильное, чем полит. и эконом. власть.

Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод.

Характеристика СМИ как 4-й власти:

• Не обладают такой же легитимностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории.

• Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей.

• Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину.

• Выступают в роли общественного эксперта

• Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания.

• СМИ – организаторы социального диалога

• Оказывают информационное воздействие на граждан.

• Являются социальным контролером деятельности социальных институтов.

• СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса.

 

Государственную политику в области СМИ вырабатывает и реализует целая система учреждений.

В сфере законодательства – парламентские и президентские структуры, в сфере управления – Министерство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.

В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности. По характеристике Закона «Об информации, информатизации и защите информации» гос. политика в сфере СМИ определяется как создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и эконом. развития РФ.

Основа государственной политики – законодательство и др. нормативные акты. Основы государственная политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме Конституции РФ. В ней закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной. Также гарантируется свобода мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом гарантируется свобода СМИ. Цензура запрещается.

Также может осуществляться поддержка СМИ в экономической сфере (облегчение налогового, таможенного, валютного или иных финансовых требований)

Государственная политика может проявляться и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют спец.положения законодательства.

Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура.

Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений бывает предварительной и последующей.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Предварительная цензура – осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь уставами и др. нормативными актами, имели право запретить публикацию или потребовать сделать поправки. Без разрешения цензуры ничего не публиковалось.

Последующая(карательная) цензура осуществляется за опубликованными произведениями. В соответствии с полномочиями цензура могла делать замечания, требовать изъятия тиража, запрещать газеты и журналы.

В РФ цензура не допускается, только в особенных случаях(в соотв. с Законом о ЧП). В России есть учреждения, которые можно назвать консультативной цензурой, например, Служба информационной безопасности – рекомендации по доработке или исправлению текстов.

Деятельность редактора цензурой не является. Попытки лиц и организаций, не уполномоченных на то государством, повлиять на принятие решений журналистами о публикации произведений, затрагивающих интересы этих лиц и организаций, квалифицируются как косвенная цензура.

Журналистское самосознание – самоцензура.

 

Важнейшим аспектом информационной безопасности является обеспечение объективности и достоверности информации, получаемой населением посредством информационных передач, передаваемых теле- и радиовещательными организациями. Недостаток информации создает благоприятные условия для манипуляций, поэтому Европейская конвенция по трансграничному телевидению устанавливает, что телевещатель должен обеспечивать условия для того, чтобы в новостях факты и события представлялись справедливо и поощрялось свободное формирование мнений. Для соблюдения этого требования к содержанию программ в законодательстве ряда европейских стран вводятся соответствующие нормы. Так в Великобритании действует норма, требующая от частных телерадиокомпаний обеспечения беспристрастности информационного вещания. Беспристрастность программ содержательно интерпретируется как запрет на комментарии в обзорах свежих новостей и документальных передачах, а также обеспечение плюрализма и сбалансированности в освещении жизненно важных событий политического, экономического и социального характера. Тенденциозный комментарий, представленный в авторской программе, должен быть сбалансирован освещением др. существующих в обществе точек зрения по спорному вопросу путем показа др. авторской программы, круглого стола, дискуссионной программы в разумный период времени. Подобные требования к подаче информации в СМИ в той или иной форме установлены во всех демократических государствах Запада. Французское законодательство о телерадиовещании требует соблюдения правила «трех третей», согласно которому при освещении актуальных событий треть выделенного для этого времени предоставляется для выражения своей позиции парламентскому большинству, треть - оппозиции и треть - правительству Французской республики. На выступления президента Франции это правило не распространяется. Американские журналисты при освещении текущих событий строго придерживаются правила отделения факта от комментария. В современной России остро стоит вопрос о правовом обеспечении информационной безопасности в СМИ. Следующие мероприятия и положения могут стать основой этого обеспечения. Обязательными для всех вещателей должны стать положения о необходимости информационной защиты территориальной целостности России в радио- и телепередачах. Законодательством о лицензировании телевещания, радиовещания и вещания дополнительной информации должны устанавливаться ограничения на предоставление лицензии на вещание с территории РФ нерезидентам, доля которых в уставном капитале крупных СМИ не более 20 процентов; предусматриваться способы минимизации возможностей их влияния на рос. общество. В целях защиты национальных интересов России необходимо ввести обязательные квоты национальной медиапродукции в эфире российских телерадиовещателей. Установление квот и др. подобных правил, разработанных в целях защиты национального языка и культуры - важный элемент в законодательстве многих стран.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Безопасность информации (данных) — состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Информационная безопасность - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.

С точки зрения Доктрины информационной безопасности, чрезвычайно важно сохранять и развивать информационное пространство России в целях обеспечения единства нашей страны. А то сегодня это пространство, как мы видим, распадается и дробится. Местная пресса занята исключительно местными интересами, на нее большое влияние оказывают местные власти. Поэтому сейчас, когда восстанавливается вертикаль власти, следует подумать о воссоздании вертикали прессы (речь, конечно же, идет не о той модели управления СМИ, которая существовала в советские времена). Доктрина указывает реальные пути к тому, как преодолеть информационный раскол и обеспечить доступ к информации техническими, структурными и другими средствами. Информационное единство – первый важный момент информационной безопасности с точки зрения средств массовой информации.

Второй состоит в том, что в последние десять лет в обществе существует известная конфронтационная стилистика – противопоставление точек зрения разных групп. С одной стороны, для демократического государства это естественно. Но, с другой стороны, во многих случаях отсутствует желательный консенсус, а средства массовой информации порой азартно нагнетают этот конфронтационный стиль. Справедливо подчеркивается, что печать, радио и телевидение в своей политической деятельности являются оппонентом власти, они контролируют власть, от имени общества указывая на ее недостатки, помогают гражданам корректировать действия властных структур. Это все верно, но нужно помнить и о конечной цели – выработке консенсуса для решения обществом общих задач. Наши средства массовой информации мало делают для создания обстановки терпимости, толерантности, часто воспитывают конфронтационный дух, который ведет к развитию в массовом сознании негативных стереотипов, когда самые невинные шаги власти воспринимаются как заговоры против народа.

Особо следует обратить внимание на проблему телевидения. Сегодня эта публичная сфера занята во многом именно телевидением, которое, как уже было отмечено выше, подвергается серьезной опасности – вместо объективной информации и разных мнений оно предлагает зрителю спектакли, которые, к сожалению, часто действуют на сознание сильнее, чем логика и доводы рассудка. Речь идет о манипулировании сознанием. Для противодействия этому необходимо иметь, наряду с коммерческим телевидением, телевидение и радио, которые подставляли бы общественные интересы.

И в России государственные телевидение и радио тоже могут стать общественно-правовыми. Вспомним, что на определенном этапе Российская телерадиокомпания (ВГТРК или второй канал) уже выполняла реальные функции этого самого общественно-правового телевидения. Конечно, государственные телевидение и радио не могут быть свободны от государства, но ведь многое зависит от того, как понимать государство. Государство представляет интересы всех граждан. Если исходить из этой концепции, то государственное телевидение должно быть телевидением не правительственным, президентским, министерским, оно должно быть общенародным, принадлежать всем.

Любой материал оказывает большее или меньшее влияние на аудиторию. Прогнозирование результатов своего выступления — обязательная фаза творческого процесса в журналистике. Это слож­нейшая интеллектуальная работа, сопряженная с высокой граж­данской и этической ответственностью. И практики, и исследова­тели прессы обязаны видеть как ближайшие, так и перспективные результаты деятельности СМИ, соотносить их с интересами об­щества и отдельного человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Журналистика как «четвертая власть»

2.Социальные типы демократической журналистики

3.Государственная политика в области СМИ

4.Информационная безопасность в сфере СМИ

 

Литература

Основная:

Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).

 

Дополнительная:

Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).

Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение : учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М. : Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики : учебник / Е.П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).

Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).

Интернет-ресурсы:

http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».

http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

http://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики



2019-11-21 208 Обсуждений (0)
Практическое занятие 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)