Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторное занятие 1



2019-11-21 427 Обсуждений (0)
Лабораторное занятие 1 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Цель занятия: сформировать представление о массовой информации как центральной категории теории журналистики, рассмотреть ее виды и типы в зависимости от усвоения текста аудиторией

Формируемые компетенции: ОПК-2

Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов

Теоретическая часть:

По определению Закона РФ "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин­формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику:

- содержание (как данная информация отображает общественные процессы);

- субъект использования и созидания (как данная массовая информация используется людьми в каких-либо интересах);

- специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Функциональность процессов циркуляции массовой информации в обществе ставит вопрос о ее цели, ценности, количественной и качественной характеристиках.

Цели массовой информации определяются :

- через субъекта, использующего данную информацию (социальное положение вида или социальной группы, их личностные особенности влияние на целевое использование доступной для них информации);

через призму самой массовой информации;

- через задачи, которые полагается решить с ее помощью.

В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет при или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты, также от индивидуальных особенностей реальных потребителей. В определенных случаях количественная характеристика массовой информации может отражать существующий в обществе «дефицит информации», обусловленный такими причинами, как наличие цензуры, отсутствие или слабое развитие СМК, их неэффективной работы. В современном мире «дефицит информации» представляет угрозу для экономического, культурного и политического развития общества.

Составляющими качественной характеристики мас­совой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой ин­формации определяется ее адресатом. Количествен­ная и качественная характеристики массовой информации опреде­ляют ее ценность.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах :

- диалектическое единство ее количественных и качественных ха­рактеристик;

- органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

- постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

наличие объективной стороны при оценке массовой информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

- наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

В эпоху научно-технического прогресса науку, духовную культуру и образование можно рассматривать как процесс, направленный на удовлетворение потребности в социальной информации. Таким об­разом, удовлетворение всех возможных потребностей современно­го человека лежит в сфере удовлетворения потребностей в соци­альной информации, поэтому в нынешних условиях создание и пре­образование социальной информации становится основополагаю­щими факторами существования и развития социальных систем.

под аудиторией понимают большую группу лиц, выступающих в качестве получателя информации. Обычно термин «аудитория» используется для обозначения адресатов в групповой и массовой коммуникации.

Типы аудитории. Существует несколько типологий аудитории. Мы рассмотрим те из них, которые наиболее часто используются в коммуникативистике. Помимо них существуют также типологии, принятые в маркетологии, социологии, искусствоведении и т.д.

По степени устойчивости информационных предпочтений (выбора источника, типа и качества информации) выделяют устойчивые и неустойчивые аудитории.

Устойчивая аудитория не меняет своих предпочтений (совершает один и тот же выбор) на протяжении долгого времени. Устойчивой аудиторией анимационного кино являются дети, журналов о моде — женщины, корпоративной газеты — сотрудники организации.

Неустойчивая аудитория не обладает постоянными предпочтениями и привычками в отношении источника, типа и качества информации. Это те, кто в некоторый момент времени может отказаться от получения определенной информации или получения информации от определенного адресанта в силу каких-либо обстоятельств. К неустойчивым аудиториям можно отнести, например, аудиторию рекламных сообщений о туристических услугах, родителей студентов как аудиторию корпоративной университетской газеты, слушателей многих FM-станций, аудиторию биллбордов, размещенных вдоль дорог.

В зависимости от ориентации коммуникативных действий адресанта выделяют целевую, условную и нецелевую аудитории.

Целевая аудитория — это адресаты, на внимание к полученной информации и обратную реакцию которых в первую очередь рассчитывает адресант. Целевая аудитория пресс-службы университета — реальные и потенциальные студенты, инвесторы и партнеры; целевая аудитория научных журналов — ученые, специализирующиеся в определенной области знания; целевая аудитория школьных учебников — учащиеся средних учебных заведений и т.д.

Условная аудитория — все те, чье внимание к информации и чья обратная реакция могут интересовать адресанта, но кто все же не входит в зону первоочередного влияния коммуникатора. Это, например, органы власти и родители абитуриентов для пресс-службы университета; представители бизнеса, заинтересованные в коммерциализации научных достижений, — для редакции научного издания; родители школьников и авторы учебников — для издателей школьных учебников.

Нецелевая аудитория представляет собой совокупность адресатов, на которых не рассчитаны коммуникативные действия адресанта, но которые в силу каких-либо причин могут попасть в зону его информационного воздействия. Нецелевую аудиторию могут составлять: сотрудники производственных организаций, не заинтересованных в сотрудничестве с вузом, — для пресс-службы университета;дети — для редакции научного журнала; студенты — для издателей школьных учебников.

По степени регулярности обращения к определенному источнику информации обычно выделяют регулярные и нерегулярные аудитории.

Регулярная аудитория — все адресаты, которые с определенной периодичностью обращаются к конкретному источнику или типу информации. Это могут быть, например, все те, кто покупает каждый номер какого-либо журнала, каждый вечер смотрит выпуск новостей на определенном канале, каждый месяц обновляет программное обеспечение конкретного производителя и т.д.

Нерегулярная аудитория — это те, кто обращается к определенному источнику или типу информации нерегулярно, в зависимости от интереса, случайно, по мере возможности. Нерегулярную аудиторию могут составить те, кто купил конкретный номер журнала только для того, чтобы прочитать интересующий материал; те, кто случайно пришел на сеанс фильма в кинотеатр; случайные зрители спортивного матча в баре.

В зависимости от возможности доступа к источнику или типу информации выделяют реальную и потенциальную аудитории.

Реальная аудитория — все те, кто имеет доступ к источнику информации и действительно является ее реципиентом. Например, это те, кто имеет возможность просматривать дома спутниковые каналы и действительно смотрит их.

Потенциальная аудитория — адресаты, которые имеют доступ к источнику информации, но не являются ее реципиентами, или не имеют доступа вообще, но в перспективе могут его приобрести. Это, например, те, кто проживает в зоне покрытия мобильной связи конкретного оператора, но еще не стал его действительным клиентом, или те, кто имеет дома компьютер и Интернет, но не пользуется ими.

Помимо этих характеристик важными являются также социально-демографические параметры аудитории — пол, возраст, социально-экономический статус, уровень образования, место жительства, семейное положение, вид деятельности и т.д. При обращении аудитории к конкретному источнику и типу информации важны также субъективные (интерес, фоновые знания, внимание, когнитивные особенности) и ситуативные факторы.

Особым типом аудитории является массовая аудитория, характерные черты которой существенно отличаются от таковых аудитории в групповой коммуникации.

Массовая аудитория. Основные черты массовой аудитории следующие.

Во-первых, одной из существенных особенностей массовой аудитории является то, что массовые сообщения достигают миллионов людей одновременно или в течение недолгого времени. Массовое оповещение, мобилизация, стимулирование определенных действий, сбор массовой информации — задачи, которые достигаются за счет этой особенности массовой аудитории, но также они способствуют реализации задачи социальной интеграции. В условиях одновременного получения информации аудитория становится единым целым, что особенно важно в контексте решения, например, государственных, макроэкономических, политических и образовательных задач.

Во-вторых, массовые сообщения адресуются аудитории как массе, т.е. как совокупности людей, объединенных на основе какого- либо одного или нескольких признаков (например, возраст, место проживания, пол и т.д.), а не разнородной группе. Это означает, что содержание сообщений для массовой аудитории редко характеризуется семантической сложностью, специфичностью, а чаще, напротив, — простотой, ясностью, доступностью, актуальностью и универсальностью.

В-третьих, массовая аудитория существует как таковая лишь в момент взаимодействия с источником массовой информации. В этом проявляется парадоксальный характер массовой аудитории — она существует до тех пор, пока «активен» источник информации или пока адресаты не потеряют интерес к транслируемой информации. Важно понимать также, что массовая аудитория — очень динамичная, мобильная аудитория. Конкретные зрители передачи или читатели журнала могут сменять друг друга, но их аудитория при этом остается более или менее постоянной, поскольку ее составляют все те, кто обладает важным для коммуникатора признаком (например, все автомобилисты, все женщины или все москвичи).

Реакция аудитории. Является основным показателем эффективности коммуникации. По ней коммуникатор может понять, достигло ли сообщение адресата, насколько адекватно восприняли и интерпретировали адресаты действия коммуникатора, как аудитория оценивает ход коммуникации, и главное — реакция аудитории свидетельствует о ее интересах, потребностях и предпочтениях.

Выделим следующие основные типы реакций на массовую информацию в зависимости от типа изменений в структуре аудитории:

1) когнитивные реакции: изменение степени информированности, появление нового или коррекция уже существующего знания, стимуляция познавательной активности, появление или изменение интереса к информации, формирование или изменение картины мира, общественного мнения, общественной идеологии и мифологии и т.д.

 

Когда аудитория получает из выпуска новостей новую для себя информацию о событиях в мире, меняет свою оценку участвующих в праймериз кандидатов, формирует собственное представление о товаре исходя из рекламных сообщений — в этих случаях мы имеем дело с когнитивными реакциями на сообщения;

2) поведенческие: совершение конкретных действий под влиянием сообщений, формирование новых или изменение уже существующих моделей поведения, развитие определенных видов деятельности. К этому типу реакций относятся, например, высокая активность избирателей на выборах под влиянием электоральной агитации, отказ от курения под воздействием антитабачной пропаганды, повышение спроса на товар под влиянием рекламы, следование модным тенденциям в одежде, путешествия по известным туристическим местам;

3) «тонизирующие»: изменение или поддержание психоэмоционального состояния аудитории под воздействием сообщений. Это может быть, например, развитие чувства гордости за достижения компании как следствие внедрения корпоративной культуры, поддержание праздничного настроения с помощью развлекательных телепередач, распространение СМИ массовых страхов и тревоги или, наоборот, оптимизма и спокойствия;

4) коммуникативные реакции: распространение информации, обсуждение массовых сообщений и массового продукта, установление обратной связи. К этому типу реакций можно отнести распространение слухов, смс- и интернет-голосование, письма в редакцию, обсуждение фильмов и т.д.

Помимо этой классификации, существуют и другие. По признаку доступности внешнему наблюдению выделяют явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся) реакции. Поведенческие и коммуникативные реакции, как правило, относятся к явным, в то время как когнитивные и «тонизирующие» — к скрытым.

 

Специфичность содержания термина «информация» легко почувствовать эмпирически, опираясь на повседневный опыт. Когда прочитана большая статья или прослушана длинная передача, из которой аудитория ничего существенного не вынесла, часто говорят: «произведение бедно информацией» или «в статье нет информации». Эти суждения кажутся парадоксальными. В самом деле, если в тексте были зафиксированы какие-то сведения, то почему же читатель или зритель не обнаружил информации?

Этот вопрос и ответ на него имеют принципиально важное значение для журналистской деятельности как деятельности информационной. Но найти правильный ответ, обсуждая характер текста как совокупность сведений (о Д, собранной и скомпонованной Ж в Т) в отрыве от его «потребителя», кому он направлен, от принимающей или отвергающей его аудитории, не удается - рассматривать текст (статьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналист - аудитория». Текст (в теории информации принят термин message - «сообщение») лишь «посредник» в процессе деятельности журналиста.

Следует иметь в виду, что это упрощенная (в интересах акцентированного анализа понятия «информация») исходная схема функционирования СМИ.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный вместе с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст в системе может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

 

В самом деле, если текст произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, то «неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы 1.gif. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в информационном процессе или о его прерывании. Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Не случайно в научном знании об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение - это еще не информация (или только потенциальная информация), поскольку еще неизвестно, «дойдет» ли оно до аудитории. Ведь только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация. Информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией. Во взаимодействии текста с аудиторией) объективно выделяются два акта. Первый - отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее - отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, - это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).

Второй акт - это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не количественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроенные» элементы в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация. Итог - «что и как» аудитория «взяла» из текста.

В силу превращений текста на его пути в аудиторию принципиально важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из состояния сознания аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем и реальной.

Так становится очевидной не только проблема адекватности познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Возникает две проблемы. Одна - проблема информационной насыщенности текста, т.е. наличия в нем такой потенциальной информации, которая подготовлена в расчете на высокую эффективность. Другая - проблема высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации его потенций при «столкновении» с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. От уровня информационной насыщенности текста зависит его действительная информативность - степень перехода потенциальной информации в принятую и далее переработка ее в реальную информацию.

 

Информативность текста - это степень его смысловой и содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и в авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли».

Н.С. Валгина говорит о том, что «поверхностная структура высказывания (количество языковых знаков, присутствующих в нем) и глубинная структура (количество информации, заключенной в нем) не совпадают попросту - слов меньше, чем выражаемых смыслов». Таким образом, понимаем, что при укрупении/уменьшении одной из структур возникают явления семантической экономии или избыточности. Первая создает условия для повышения информационной насыщенности текста при минимальной затрате речевых средств. Вторая же может быть прямо противоположной. При этом ее можно рассматривать или как недостаток текста - и тогда избыточность подлежит удалению, или как определенный стилистический прием.

В связи с возможностью разного способа представления информации в тексте - экономного и избыточного - существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. различной оказывается «глубина прочтения» текста. Тут авторам и редакторам следует помнить, что для разных читателей критерий «экономности-избыточности» окажется разным. Избыточной информации не должно быть слишком много, иначе текст будет труден для прочтения, но все-таки она должна быть, иначе текст будет труден для восприятия.

«Понятия избыточной информации и свернутой информации обычно рассматриваются на уровне целого текста. Однако эти качества избыточности и свернутости применимы и к отдельным высказываниям, и к фрагментам текста, в которые включаются эти высказывания, т.е. на уровне минимальных единиц. Как правило, наиболее естественным при создании текста оказывается стремление сократить словесную представленность смысловых компонентов. Поэтому сжатие двух-трех сообщений в одно простое предложение с сохранением объема информации - это закономерное явление…».

Также Н.С. Валгина отмечает, что «при построении текста с учетом его информационно-прагматических установок эти качества языковых единиц учитываются. Словесно избыточные фразы - это грамматически и логически развернутые структуры, претендующие на предельную точность передаваемого смысла. Такие фразы предпочтительнее в текстах официальных, научных, учебных. Свернутые структуры могут привести к двусмысленности, неопределенности, нечеткости в выражении мысли, к логическим смещениям. При необходимости свернутые структуры больше используются в текстах художественных, иносказательных, афористичных. Текст соответственно своим запрограммированным качествам ориентируется на эти особенности языкового знака и устанавливает определенную меру в этом взаимоотношении знака и смысла».

Кроме понятий «семантическая экономия» и «семантическая избыточность» следует помнить о связанных с ними качествах «напряженности/ненапряженности» текста. Вот как об этом пишется в учебнике: «Информационная насыщенность текста может быть рассмотрена не только с точки зрения полезности/неполезности информации для данной категории читателя, но и с точки зрения строения составляющих текст речевых единиц. Эксплицитные и имплицитные формы выражения мысли (содержания) приводят к появлению таких качеств текста, как напряженность и ненапряженность. <…> Напряженность текста можно повысить или снизить, исходя из назначения самого текста. Сама степень напряженности/ненапряженности изложения может быть стилеобразующим фактором. Например, в текстах научных, особенно - научно-учебных, желательно словесное заполнение смысловых пустот, так как слишком напряженный текст может привести к неопределенности восприятия. Ненапряженный текст - логически развернутый текст, без пропуска смысловых звеньев, без скачков в тема-рематических последовательностях. Однако всегда есть стремление в разумных пределах сократить изложение без потери смысла, т.е. желание повысить в той или иной мере напряженность текста (независимо от его вида)». И далее: «Возьмем пример: Я вошел в комнату. Через большое окно был виден угол противоположного дома. В таком контексте нарушена тема-рематическая последовательность. Восстановим это пропущенное звено, т.е. представим тему «окна» во втором предложении: Я вошел в комнату. В ней было большое окно. Через него был виден угол противоположного дома. Вряд ли такой вариант кого-либо устроит, так как он в информационном плане избыточен. Но это бытовой текст, а если взять научный, учебный текст, где информационно важные части сообщения содержат термины? Такие пропуски могут привести к смещению понятий и, следовательно, в информационном отношении текст окажется неполноценным. Информационная наполненность не обязательно связана с пропуском терминов-понятий; затруднения могут возникнуть и при недостаточной логической развернутости высказываний.

Включение новой информации в тему, минуя одну из ступеней в нарастании информации, способствует «сгущению» смысла: пропущенные звенья содержания представляются имплицитно».

Таком образом, видим, что с понятием информативности текста тесно связаны понятия семантической экономии/избыточности, а также напряженности/ненапряженности текста.

Вопросы для изучения:

1.Массовая информация как ключевое понятие теории коммуникативистики. Виды информации.

2.Информация и аудитория. Типы информации в зависимости от освоения текста аудиторией.

3.Информационная насыщенность и информативность текста (семантическая, синтактическая, прагматическая адекватность текста).

а) семантический аспект массово-информационной деятельности: дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная типы информации.

б) синтактический аспект массово-информационной деятельности: набор, интенсивность, порядок элементов текста.

в) прагматический аспект массово-информационной деятельности: небанальность, декодируемость, релевантность.

4. Проблема дезинформации как одного из типов информации.

Задания:

1. Составьте словарик понятий, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, сославшись на компетентные источники. Сравните количество понятий, выделенных вами в отечественной журналистике, с понятиями в зарубежных теориях журналистики, для этого предварительно изучив их (на выбор).

2. Анализ текста, предложенного преподавателем, с точки зрения изучаемого теоретического материала.

Литература

Основная:

Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692  

Дополнительная:

Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884

Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение : учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М. : Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (  

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики : учебник / Е.П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059

Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221 

Интернет-ресурсы:

http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».

http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

http://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

 



2019-11-21 427 Обсуждений (0)
Лабораторное занятие 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторное занятие 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)