Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданский кодекс Наполеона (1804 года).



2019-11-21 391 Обсуждений (0)
Гражданский кодекс Наполеона (1804 года). 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех частях - лица, вещи и обязательства - Кодекс 1804 года регулировал имущественные отношения буржуазно Франции.

Первая книга ("О лицах") переводила такие общие принципы буржуаз­ного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданс­ко-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК "всякий француз пользуется граж­данским правом". Таким образом, принцип формальности равенства лиц в частноправовой сфере производился законодателем с наибольшей последо­вательностью, ибо это было условием функционирования самого капиталис­тического способа производства. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое определяется в конституционном законодательстве. Гражданские права, предусмотренные кодексом, не распространялись лишь на иностран­цев.

Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. тенденция к централизации производства и капитала еще не получила сво­его полного проявления, и буржуа выступал в имущественном (гражданс­ком) обороте, как правило, индивидуально. Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опаса­ясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. Эта позиция нашла свое отражение еще. в законе Ле Шапелье 1791 г. Делая шаг назад по сравнению с революционным законодательством, кодекс постановил "гражданскую смерть" (как меру уголовного наказания), в соот­ветствии с которой осужденный терял собственность на все имущество, "как если бы он умер естественной образом", устанавливал ряд ограниче­ний в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свиде­телями при составлении актов гражданского состояния.

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права, здесь кодекс открыто отказывался отряда завоеваний революцион­ного периода, когда были декларированы равенство личных и имуществен­ных прав женщин, ослаблена отцовская власть над детьми и т.д. Хотя в ГК Наполеона было немало морализующих положений, касающихся семьи (например: "супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке" -ст. 212 и др.), мужчина занимал в ней господствующее положение, опре­делял местожительство семьи и т.п. весьма характерны статьи кодекса касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 в случае прелюбодеяния жены муж не мог требовать развода. По ст. 230 иначе трактует о праве жены на развод в случае неверности мужа: "Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме". Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г.

Неравноправие женщины проявилось и в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом пол­ностью предоставлялось мужу, который ног действовать, без участия и согласия жены. Но кодекс предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности режим раздельного владения. Но и в этом случае жена, своим имуществом и доходами от него, не могла отчуж­дать без согласия мужа свою недвижимость.

Кодекс устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении де­тей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по су­ществу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший "серьезные пово­ды к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет", мог ли­шить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не могли вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями учитывалось мнение отца. Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства, чем практи­чески ухудшила положение детей, родившихся вне брака, даже по сравне­нию с дореволюционным законодательством.

Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положение Конституции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор, подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с. требованиями канонического права» Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях католической реакции развод был отме­чен и восстановлен лишь в 1884 г.

Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") посвящена регламентации вещных прав и также исходит, из класси­ческой римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. Центральное место в ней занимает институт собственности.

В трактовке права собственности по кодексу виден возврат от фео­дальных представлений об условности о родовом характере вещных прав к римскому понятию собственности как абстрактного и абсолютного права. Ст. 544 гласила: " Собственность есть право пользоваться и распоря­жаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентами". В этом определении законодатель подчеркивает некий универсальный абстрактно-индивидуалистический характер собственности. Развивая представления о "священности" и "неприкосновенности" права частной собственности ко­декс предусматривал , что собственник, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение":

Индивидуалистический подход к праву собственности в ГК Наполеона проявился также в исключительно широкой трактовке правомочий земельно­го собственника. Ст. 522 предусматривала: "Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то что находится снизу". Практически это означало, что собственник земли ста­новился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнару­женных на его участке, такая статья оказалась неудобной и невыгодной для промышленников, а также для буржуазного государства в целом, и уже в 1810 г. она была отмечена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предос­тавленной государством.

В третьей, наиболее значительной по объему книге ГК ("О различных способах, которыми приобретается собственность") указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследова­ния, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст. 711).

ГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену фео­дальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисхо­дящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й ступени родс­тва. Наследственные права внебрачных детей по кодексу был значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли насле­довать только имущество отца и матери, но не иных родственников.

Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко ис­пользовались для обхода законного порядка наследования. Однако фран­цузский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовал примеру английского права, признававшего полную свободу за­вещания. Дарение и завещание не могли превышать половины имущества, если лицо, совершавшее завещательное распоряжение, оставляет после смерти одного законного ребенка, 1/3 имущества - если оставалось двое детей, 1/4 - трое или более детей. При -таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества и в значи­тельной степени предопределили сохранение во Франции большой прослойки мелких и средних собственников.

Основное место в третьей книге законодатель отводил обязательствам, прежде всего договорным, отношениям. В точных и ясных положениях договорного права ГК можно видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских юристов. Так, договор рассматривался как соглашение, посредством, которого одно из нескольких лиц обязываются "дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо".

Французский законодатель позаимствовал из римского права и развил в кодексе идею о равенстве сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Согласие сторон является необходимым условием действи­тельности договора. По ст.1109 "нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было ис­торгнуто насилием или достигнуто обманом". Но законодатель не устанавливал каких-либо препятствий для принуждения экономического характера (богатого над бедным, капиталиста над рабочим и т.д.). Характерна в этом отношении ст. 1118, согласно которой по общему правилу убыточ­ность соглашения не может опорочить договор.. " Соглашений, законно заключенные, - гласила ст. 1134, - занимают место закона для тех, кто их заключили.

В случае невыполнения договора, в котором предусматривается обязательство должника предоставить вещь кредитору, последний может тре­бовать передачи ему этой вещи, а по ст. 1142 "всякое обязательство - сделать или не делать приводить к возмещения убытков в случае неисполне­ния со стороны должника". "Железная дисциплина" договора ударяла преж­де всего по малоимущим слоям населения, хотя могла привести к разоре­нию и неудачливого капиталиста.

В кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям зак­лючения и к содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены, най­ма, товарищества, займа и т.д. Но весьма характерно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими, хотя для капиталистического общества трудовой договор имел огромное значение. Сами предприниматели, считавшие в то время за норму самую хищническую эксплуатацию наемного труда, рассматривали государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное. Но и те от­дельные положения, которые имелись в кодексе по данному вопросу, свидетельствовали об открытой поддержке интересов хозяев. Так, в ст. 1781 (она была отменена при Наполеоне III в 1868 г.) говорилось: "Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате воз­награждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаг­раждения за текущий год".

При соблюдении указанных в ГК общих. условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, свобода выбора контраген­тов и определения содержания договоров. Кодекс, таким образом, юриди­чески закрепил присущую капитализму свободу предпринимательской дея­тельности. В период капитализма со "свободной конкуренцией" каждый буржуа стремился сохранить за собой максимальную свободу действовать по своему усмотрению, без мелочной государственной опеки и регламента­ции. Поэтому свобода договора находила свое выражение в это время не только в свободе волеизъявления сторон, но и в автономии личности, в государственном невмешательстве в договорные отношения, в политике так, называемого либерализма получившей свое отражение в знаменитой форму­ле: laissez faire, laissez passer.

Кодекс Наполеона не только оказал огромное воздействие на процесс становления буржуазного гражданского права во Франции, но и послужил в XIX в. образцом для проведения кодификации гражданского права в боль­шинстве государств Европейского и Американского континентов.

В некоторых странах (Гаити - 1825 г. Доминиканская Республика -1884 г. и др.) гражданские кодексы составлялись непосредственно по французскому образцу, воспроизводили текстуально основные его разделы. В ряде стран многие положения ГК Наполеона уже корректировались, а иногда и значительно дорабатывались. Так, например, в ГК Чили 1857 г., составленном видным юристом А. Бельо, в отличие от ГК Наполеона по су­ществу уже было введено понятие юридического лица, а иностранцы урав­нивали в гражданских правах с чилийскими гражданами.

В ряде стран (Италия, Германия) после крушения наполеоновской им­перии реставрированные монархии сознательно пытались изгнать "французский дух", отменяли действие ГК, составляли свое гражданское законода­тельство (например, в Пьемонтском королевстве), но оно все равно сле­довало ГК Наполеона. В 1865 г. после создания объединенного итальянс­кой королевства был принят единый ГК Италии, построенный на институци­онной основе по образцу ГК наполеона, хотя и с усилием исконных римс­ких элементов и с учетом некоторых новых явлений в развитии буржуазно­го общества (более полно разрабатывались сервитуты, право пользования, регулировался наем квартир, упоминались юридические лица и др.).

 



2019-11-21 391 Обсуждений (0)
Гражданский кодекс Наполеона (1804 года). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданский кодекс Наполеона (1804 года).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)