Руководитель проекта должен:
- уметь производить перемены и поддерживать стабильность; - обладать качествами лидера; - поощрять отдельных людей, но делать упор на команду; - уметь жонглировать несколькими мячами одновременно, но знать, какой мяч можно уронить в случае необходимости; - уметь сохранять разум, объективность и нейтралитет; - уметь разговаривать с начальником и подчиненным и быть хорошим собеседником для обоих; - быть дотошным, настойчивым, эффективным и корректным; - обладать системным подходом, широким кругозором, целостностью мышления; - уметь мыслить комплексно; - обладать силой воли и уметь «держать удар»; - уметь при необходимости вмешиваться в проект, в остальных случаях оставаться наблюдателем; - уметь создавать единую команду; - быть предусмотрительным; - уметь слышать все и ничему не удивляться; - иметь возможность и желание посвящать большую часть своего времени планированию и контролю; - видеть перспективу во время работы; - уметь эффективно управлять временем; - быть эффективным политиком; - уметь управлять собой; - демонстрировать оптимизм, исполнительность и энергичность; - уметь проявлять осторожность в сложных ситуациях; - уметь выказывать благосклонность к людям, но никогда не играть с ними; - быть надежным, но независимым; - уметь снисходительно относиться к людским глупостям и в тоже время запоминать их; - быть человеком, заслуживающим доверия, но недоверчивым. Очевидно, что руководителей с набором таких качеств найти очень непросто. Отсутствие некоторых из перечисленных требований еще не означает, что руководитель проекта не способен эффективно управлять проектом. Тем не менее можно использовать приведенный перечень в качестве некоторого ориентира, к которому следует стремиться. Интересно, что основные требования к руководителю проекта не так уж сильно меняются со временем. В связи с этим интересно сравнить приведенный выше перечень с выпиской из правил поведения руководящих работников General Electric 1930-х гг. Рекомендуется всем начинающим руководителям проектов распечатать и читать ежедневно. - Твоя задача - проводить общую техническую политику и решать ежедневно возникающие затруднения. - Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно тебе ничего не дают. - Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно. - Имей бесконечное терпение. - Будь вежлив, никогда не раздражайся. - Будь кратким. - Не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица. - Будь справедлив, особенно в отношении с подчиненными. - Всегда благодари подчиненного за хорошую работу. - Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни. - Выбор и обучение способного подчиненного всегда более благодарная задача, чем выполнение работы самому. - Если то, что делают твои сотрудники, не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу действий. - Не спорь по мелочам. - Не бойся, если твои подчиненные способнее тебя, а гордись такими подчиненными. - Никогда не используй свою власть до тех пор, пока все остальные средства не использованы, но в последнем случае применяй ее в максимально возможной степени. - Если твое распоряжение оказалось ошибочным — признай ошибку. - Старайся во избежание недоразумений давать распоряжения в письменном виде. Важнейшими задачами руководителя проекта являются формирование дееспособной команды и эффективное управление ее действиями. Есть правила, выполнение которых повысит вероятность создания эффективной команды, обладающей синергизмом — взаимным усилением возможностей членов команды. Вот перечень характеристик, присущих эффективным командам с положительным синергизмом: - У каждого члена команды есть чувство общей цели, каждый член команды готов работать над достижением целей проекта. - Команда знает, у кого из ее членов какие способности и знания, и использует их для работы над проектом в соответствии с необходимостью. Команда с готовностью подчиняется тем, чьи знания и квалификация важны для выполнения непосредственной задачи, и признает их полномочия. - К членам команды отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние. - Энергия команды направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию. - Поощряются различные мнения и свободный обмен ими. - Для того чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания. - Члены команд лично для себя устанавливают высокие критерии работы и поощряют друг друга достигать цели проекта. - Члены команды считают ее неотъемлемой частью себя и важным источником как профессионального, так и персонального роста. Следует иметь в виду, что в каждом конкретном проекте могут быть отклонения от этих правил, обусловленные спецификой проекта. Для того чтобы руководитель проекта был в состоянии управлять командой, необходимо наличие у него прав и полномочий по распоряжению финансовыми и человеческими ресурсами, выделенными на реализацию проекта. Выделение ресурсов в распоряжение руководителя проекта фиксируется паспортом проекта, подписанным руководством. Используя переданные ему ресурсы и полномочия, руководитель проекта может формировать команду и управлять ее действиями, применяя мотивационные и административные рычаги. Стиль управления должен соответствовать характеру проекта, составу и квалификации команды. Конечно, хорошо, если руководитель проекта в определенной степени разбирается в предметной области проекта, но гораздо более важными компетенциями являются умение принимать управленческие решения, знание процедур управления проектами и умение применять их на практике, способность формировать команды и администрировать их деятельность. Для успешного использования рычагов управления руководитель проекта должен иметь возможность доступа к руководству компании или занимать достаточное высокое положение в организации, чтобы на равных общаться с руководителями функциональных подразделений. При разработке плана проекта необходимо назначить персонал на все работы проекта с указанием степени занятости персонала на каждой работе. При назначении персонала необходимо учесть следующее: - предшествующий опыт аналогичной работы; - личные интересы; - личные качества (способность работать в команде); - доступность в требуемое время. Доступность персонала — важная проблема во многих проектах. Доводилось видеть, как в хорошо, казалось бы, спланированном проекте менеджер забывал обеспечить доступность сотрудника в нужное время. В итоге, когда возникала необходимость привлечения сотрудника к работам проекта, он оказывался занят в других работах или у него начинался отпуск и т.п. В этих случаях помогают различные способы визуального отображения графика занятости сотрудника. При планировании персонала проекта нередко превалируют заблуждения, связанные с отличием условий реализации проектов в России от условий их реализации на Западе. Так, в литературе часто преувеличивается роль командообразования, предлагается строить команду проекта на основе матрицы распределения ролей, по Беллбину, и т.п. В реальном управлении руководитель проекта зачастую управляет командой, расположенной в различных географических точках, организациях. У него просто нет времени заниматься развитием команды, а персонал набирается по принципу наличия годного для конкретной работы сотрудника. Тем не менее в отдельных случаях, связанных с управлением инновационными проектами, направленными на создание совершенно нового продукта, могут потребоваться специфические приемы управления персоналом проекта. Руководители проектов формируют составы команд. Поскольку сотрудники, вовлеченные в проект, являются, как правило, сотрудниками функциональных подразделений и занимают соответствующие должности организационно-штатной структуры, возникает проблема двойного подчинения сотрудников: руководителю подразделения и руководителю проекта. Данная ситуация порождает неизбежные конфликты, которые наилучшим образом разрешаются путем закрепления задач, входящих в состав проекта, за руководителями функциональных подразделений или путем определения условий выделения специалистов на повременной основе. Состав команды определяется характером проекта и выполняемыми работами. Пример команды проекта может быть следующий: - руководитель проекта; - инженер; - административный руководитель; - контролер проекта; - бухгалтер проекта; - руководитель службы материально-технического обеспечения; - руководитель работ по проектированию; - руководитель строительства; - координатор работ по эксплуатации (промышленному производству); - административный помощник; - администратор проекта. При формировании команды проекта особое внимание следует уделить четкой формулировке обязанностей каждого участника проекта, особенно руководителя проекта. В литературе встречается перечисление того, что должен делать руководитель проекта для обеспечения его успешной реализации. Вот далеко не полный перечень этих обязанностей: - определение целей, задач и результатов проекта; - разработка плана по подготовке и внедрению нового проекта, определение контрольных точек; - определение состава работ, необходимых для проработки и внедрения проекта; - оценка продолжительности работ; - определение количества времени, необходимого для осуществления проекта; - определение количества ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта, и оценка их стоимости; - оценка стоимости и определение бюджета проекта; - выбор команды проекта; - определение профессиональных навыков, необходимых участникам команды проекта; - определение ответственных лиц, которые будут участвовать в процессах проработки и внедрения проекта; - организация взаимодействия между участниками команды проекта; - определение премии команды проекта или подготовка предложений о премировании; - организация собраний команды проекта; - участие в разработке детального плана проекта; - контроль подготовки необходимой документации для внедрения нового проекта; - обеспечение своевременного сбора, накопления, распространения, хранения и последующего использования информации проекта; - координация представления нужной информации в обусловленные сроки всем участникам проекта; - контроль мероприятий по проработке и внедрению процессов проектного управления; - контроль соблюдения сроков проекта; - контроль бюджета проекта; - мониторинг отклонений от плана, корректировка плана и согласование изменений со всеми участниками проекта; - анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом; - принятие решений по использованию выделенных финансовых, человеческих и материальных ресурсов. Естественно, в конкретном проекте на руководителя проекта возлагается лишь часть этих обязанностей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |