Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



2019-11-21 213 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ильиных И.А.

Экологическая культура

Учебное пособие


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 6

ТЕМА 2. ИДЕАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 29

ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.. 45

ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.. 46

ТЕМА 5. НА ПУТИ К НОВОМУ ТИПУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.. 54

ТЕМА 6. РОЛЬ ЧУВСТВ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ТИПА ОТНОШЕНИЙ С ПРИРОДОЙ 86

ТЕМА 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СОЗНАНИЯ 121

ТЕМА 8. ПРАКТИКА ОСОЗНАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. 130

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 151

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие……………………………………………………….  
Тема 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ……………………  
Практическая работа 1 .  
Информация для размышления  
Культура  
Марков Ю. Г. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ  
Воедилова И. А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ    
Кривошеева Е.С. О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»    
ТЕМА 2. ИДЕАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ……………………  
Практическая работа 2.  
Информация для размышления  
Ильиных И.А.Понятие идеала в экологической этике  
Ильиных И.А.Экологическое осмысление духовно-философских и духовно-нравственных категорий  
Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек-природа»  
ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА  
Практическая работа 3  
ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ  
Практическая работа 4  
Информация для размышления  
Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению  
Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения  
ТЕМА 5. НА ПУТИ К НОВОМУ ТИПУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ  
Практическая работа 5  
Информация для размышления  
Ильиных И.А. СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЧУВСТВ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Я - ЭТО ТЫ»  
Ильиных И.А. НА ПУТИ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ  
Ильиных И.А. ПОПЫТКА ПОИСКА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ  
ДЕРЯБО С.Д. ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ  
ТЕМА 6. РОЛЬ ЧУВСТВ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ТИПА ОТНОШЕНИЙ С ПРИРОДОЙ  
Практическая работа 6,7  
Информация для размышления  
ЛЮБОВЬ  
Кэрролл ЛиЧЕТЫРЕ ПРИЗНАКА ЧИСТОЙ ЛЮБВИ  
Лосский Н. О. УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА  
РамтаБЕЛАЯ КНИГА  
СалараКАК ЖИТЬ БОЛЬШОЙ ЖИЗНЬЮ НА МАЛЕНЬКОЙ ПЛАНЕТЕ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕЗРИМОМУ  
Ильиных И. А.ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ  
Ильиных И.А. РОЛЬ ЧУВСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕЛОВЕКА  
Ильиных И.А РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ МЫСЛЕННО-ЧУВСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУЩЕСТВАМИ МИРА ПРИРОДЫ.  
ТЕМА 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СОЗНАНИЯ  
Информация для размышления  
Ильиных И.А. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – СОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ  
Ильиных И.А. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  
ТЕМА 8. ПРАКТИКА ОСОЗНАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.  
Экопсихологический тренинг «Я и мое тело»  
Экопсихологический тренинг «Я и моя душа»  
Экопсихологический тренинг «Я и другое живое существо»  
Информация для размышления  
Ильиных И.А ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И АПРОБАЦИЯ  
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пособие представляет собой подробную разработку занятий по предмету «Экологическая культура» для студентов-магистров, обучающихся по направлению «Экология и природопользование».

Методологическим основанием данного курса является гуманно-личностный подход в обучении, на который нанизаны идеи педагогических технологий активного обучения: проблемного обучения, развития критического мышления. Занятия разработаны с привлечением методов как коллективной, так и индивидуальной работы: эвристическое мышление, «цепочка причинно-следственных связей», мозговой штурм, метод ассоциаций, «кейс-метод», эссе и др. Материал, собранный в пособии первоначально подбирался таким образом, чтобы можно было организовать работу с помощью «портфолио».

Освоение темы занятия осуществляется в три этапа:

ü Первый этап, его можно назвать вводным, заключается в активации сознания, т.е. осуществляется первичная настройка сознания на работу по теме занятия. Первые два или три задания выполняются, основываясь на знаниях, которые уже есть у студента. В процессе выполнения заданий подготовительного этапа должны появиться вопросы и желание получить ответы на них.

ü Второй этап, и его можно назвать основным, посвящен корректировке знаний, которые были проявлены на подготовительном этапе, и знакомством с новым материалом. Вероятно, в процессе погружения в новый материал появятся ответы на возникшие ранее вопросы.

ü Третий этап, который можно назвать заключительным, содержит задания, ориентированные на соединение первоначальных знаний с теми знаниями, которые появились в ходе изучения нового материала.

Если работа осуществляется с помощью портфолио, то все задания выполняются письменно на листах А4 и помещаются в папку с мультифорами (или скрепляются скоросшивателем). Тексты нового материала распечатываются и помещаются вместе с выполненными заданиями. Они могут быть (даже желательно, чтобы так было) проработаны автором с использованием различного рода пометок: выделений, замечаний, вопросов…, которые, свидетельствуют о вдумчивой работе автора портфолио. В окончательном виде первая страница портфолио является титульной, где содержится информация о названии изучаемого предмета, авторе портфолио и преподавателе.

Чем привлекателен «портфолио» как метод организации работы в рамках учебного предмета? Самое главное заключается в возможности отвлечься от стереотипного восприятия рабочего пространства – тетради – где каждая тема следует друг за другом, листы жестко скреплены, и невозможно изменить их последовательность. В портфолио появляется свобода в организации рабочего пространства: листы легко отделяются друг от друга и это создает впечатление, что автор портфолио может управлять на этом уровне своей работой. Есть еще один немаловажный аспект, который относится также к творческому способу заполнения самого листа. Чистый белый лист можно использовать как хочется. Он играет роль поля для создания в нем образов. Образы – это слова и предложения, которые перемешиваются с рисунками, и автор сам выбирает, где и как их разместить.

Автор данного пособия выражает благодарность студентам Горно-Алтайского университета, которые активно делились своими знаниями и опытом, проявляя живой интерес к формам педагогической работы и содержанию предмета. А всем тем, кто будет изучать предмет экологической культуры, используя материалы данного пособия – радостного познания нового!

 

С уважением к Вам,

Ирина Алексеевна Ильиных

кандидат биологических наук,

доцент кафедры географии и природопользования

Горно-Алтайского государственного университета


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Практическая работа 1. «Понятие экологической культуры и структура его содержания».

Задание 1. Выпишите все слова, ассоциативно возникающие при упоминании словосочетания «экологическая культура».

 

Задание 2. Напишите определение понятия «экологическая культура», опираясь на слова, ассоциативно возникшие в сознании (см. задание 1). Выделите ключевые слова.

 

Задание 3. Выпишите определения понятия «экологическая культура», проанализированные и обобщенные в статье И.А.Воедиловой «Экологическая культура как новое качество культуры» (см. в разделе «информация для размышления»).

 

Задание 4. Сравните свое определение понятия «экологическая культура» с определениями других авторов.

 

Задание 5. Используя статьи И.А.Воедиловой «Экологическая культура как новое качество культуры» и Е.С.Кривошеевой «О структурном содержании понятия «экологическая культура» (см. в разделе «информация для размышления») составьте схему структурного содержания основных компонентов понятия «экологическая культура».

 

Задание 6. Дополните схему, новыми структурными элементами, используя свое понимание экологической культуры.

Задание 7. Выявите связь понятий «экологическая культура и «культура». В каких отношениях они находятся? Выявите реальный и идеальный уровни данных понятий. В чем заключаются противоречия, сопровождающие понимание их смысла?



2019-11-21 213 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)