Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»



2019-11-21 224 Обсуждений (0)
О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 0.00 из 5.00 0 оценок




 Кривошеева Е.С.

(статья опубликована в Вестнике КрасГАУ. № 3. 2007. С.272-275)

 

Глобальная культура – это общечеловеческая культура, реализуется она сегодня в наибольшей мере в экологической культуре. На это есть целый ряд своих причин, к числу которых относятся: 

– отход от традиционных классовых и других содержательных форм общественной организации и формирование современного индивидуализированного общества, основанного на поисках собственной идентичности;

– осознание пагубности для человека противостояния природы и общества;

– превращение проблем природы в проблему человека, индивида.

Экологическая культура как социально-духовный феномен – сложное явление, отражающее в себе глобализацию культуры, детерминантом которой являются цивилизационные процессы общества и духовное сознание личности. Говоря об отечественной экологической культуре, необходимо отметить, что ни историческая, ни идеологическая социокультурная парадигма экологии долгое время в полной мере не вписывалась в нормативный менталитет российского общества, с середины 80-х. ХХ в. начинается резкое усиление внимания к экологическим проблемам, что объясняется рядом общецивилизационных причин: во-первых, ценностным конфликтом и социально-культурным шоком, вызванным последствиями атомных и техногенных аварий, а также варварским отношением к природе, породившими тотальное загрязнение окружающей среды, нарушившими сбалансированное развитие и биоритмы человеческого бытия; во-вторых, глобальной модернизацией производства, способствующей отчуждению людей друг от друга и одновременно усиливающей влечение человека к природе. Эти два существенных обстоятельства нашей жизни в новейшей истории позволяют говорить о том, что осознание экологических проблем постепенно становится нормой культурной и социальной жизни российского общества.

Применительно к экологии возникают три комплекса проблем: место человека в мире природы, наличие объективных пределов воздействия на нее со стороны человека, экологизация сознания человека средствами культуры.

Экологический пессимизм пронизывает сегодня многочисленные духовные, экономические, социальные и политические прогнозы. Порождает его непрерывный рост негативных явлений в экосоциальных системах, которыми мы сегодня не умеем управлять. Ни сегодняшние научные изыскания, ни практические внедрения не осознали планетарной ситуации во всем ее многообразии. Поэтому справедливо говорить о том, что экологический кризис – это кризис мировоззрения, культуры: этот кризис будет преодолен тогда, тогда описания экосистем освободятся от локальности, мистической зависимости, природных факторов и поднимутся на новый уровень научного и общественно о сознания экологических проблем общества. На смену теории катастроф закономерно приходит концепция гармонии природы и общества, их сбалансированного развития. Кризис мировоззрения связан с понятием «экологическая опасность» и выход из него предполагает всеобщее осознание необходимости борьбы за экологическую безопасность не только в материальной, но, прежде всего, в духовной сфере. Экологические вопросы не разрешить, если во время не осознается их глобальный характер.

На всех этапах своего становления общество в той или иной форме разрешает основной вопрос культуры – проблему взаимоотношений человека с природой в поле ценностей и ценностных ориентаций. Можно отметить, что природа является самым ранним объектом культурообразующего воздействия на ценности человека.

Выход на понятие «экологическая культура» связан с изучением закономерностей развития экологической деятельности общества, форм экологического сознания, методов распространения экологических идей, а также эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок и образов поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек–природа». В этой связи существенными проблемами являются проблемы жизненной среды человека. Однако экология сознания, духовности, культуры, процессы деэкологизации этих сфер, носящие не менее глобальный и губительный для человека и природы характер и являющиеся первичным по отношению к материальным проявлениям и последствиям, практически не исследуются и не регулируются. 

Городская материальная и духовная экосреда характеризуется не только новыми условиями ускорения социальных и технологических изменений, но и негативными воздействиями на духовную, культурную, сферу городского социума. В условиях потребительского общества средства массовой информации, литература, театр, музыка зачастую несут отрицательный духовный заряд. Современная массовая культура не способна к воспитанию гармонически развитой личности, осознающей свое единение с окружающим миром. Культивирование гипертрофированного индивидуализма, вседозволенности в отношениях между людьми, приоритеты по отношению к обществу и природе ведут к деэкологизации сознания и соответствующим моделям поведения. 

А.Л. Маршак [2] рассмотрел экологическую культуру как своеобразный социальный феномен, выделил в процессе становления экологической культуры два ее вида: 

1. Общечеловеческая экологическая культура; она присуща обществам с долгой исторической традицией. 

2. Функционально-потребительская экологическая культура, отражающая систему недавно сложившихся государств. 

Первый вид характеризуется целостным подходом к экосистеме общества и отражает общецивилизационную идентификацию.

Второй вид отражает роль экокультуры в процессе становления этнокультурной и социокультурной маргинальности и гибели цивилизации.

Формирование экологической культуры – объективный процесс, его нельзя отождествлять с какой-либо одной цивилизацией или культурной традицией. Глобальная экологическая культура и национальная экология – суть двух сторон единого процесса. Их соединение позволяет выстроить модель экологической культуры, которая носит многополярный и интеграционный характер.  

Еще Д.С. Лихачев подчеркивал, что «отношение природы и человека – это отношение двух культур, каждая из которых по своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения» [1]. Их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а (человеческая) не может».

Необходим диалог двух различных культур – человека и природы, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким и очень осторожным собеседником.  

Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания. Понятие «экологическое сознание» тесно связано и достаточно часто смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и «экологическое поведение» человека. Приведем определения в том виде, как это сделано В.А. Ясвиным [6].

«Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредовано связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранительных представлений, мировоззренческих позиций и отношений к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

В своих работах по экологическому сознанию С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин показывают, что осознание необходимости перехода к новому типу человеческого сознания имеет свои философские и естественнонаучные истоки. Носителями этих идей были выдающиеся мыслители И. Киреевский, В. Соловьев, Н.Федоров и другие. Их центральной идеей было утверждение о том, что человек – составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого, Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, то есть экологическая мораль.

Применительно к сфере экологических проблем, мораль – это, в первую очередь, осознание людьми общественно необходимого типа поведения по отношению к природе и его реализация в свободных действиях личности с опорой на ее убеждения и общественное мнение.

Экологическая мораль (как и мораль вообще) – это историческое явление, она эволюционирует, существует в виде развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, в составе которых, в первую очередь, следует выделить:

– моральные нормы и оценки; 

– поступки как ситуационное воплощение экологической морали во внешней активности людей, приводящей к антропогенным воздействиям на природу;

– моральные качества личности в совокупности, образующие ее моральный склад; 

– нравственные чувства, эмоции, переживания как восприятие людьми нравственной стороны жизни, отличные от рациональной реакции.

Обращение к моральным феноменам в связи с социально-экологическими проблемами неизбежно. В результате многовековой практики «покорения природы» выявило, что «в обществе, за некоторым исключением, нет единой стабильной системы ценностей, в которой оценивалась бы возможность приложения категорий морали к окружающей среде».

Можно предположить, что возможность пренебрегать экологическими последствиями ради экономических и иных выгод постоянно создавала ситуацию, при которой «моральное» поведение по отношению к природе наказывалось (в первую очередь, удорожанием продукции, падением ее конкурентоспособности, со всеми вытекающими последствиями), а «аморальное», напротив, поощрялось. Таким образом, можно говорить о необходимости «пробуждения» латентной экологической морали в той или иной форме, присущей современному обществу.

В заключение можно отметить, что понятие экологическая культура в своей простанственно-временной содержательности, а если быть точнее, в социокультурной, позволяет видеть глобальную экологию планеты как мозаичную множественность различных форм жизнедеятельности социокультурных систем. Эти системы не однозначны в своих технических возможностях, ценностных ориентациях, идеологии, политики и т.д. 

 

 




2019-11-21 224 Обсуждений (0)
О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)