Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ



2019-11-21 228 Обсуждений (0)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




И. А. Воедилова

(Астраханский вестник экологического образования. № 1 (19). 2012. С.90-92)

В настоящее время существует много вариантов определения сущности «экологической культуры личности». «Если в целом культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс, то экологическая культура – обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой. Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путем его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как ее жизнепригодность). Экологическая культура включает в себя экологическое знание, безопасные или даже благоприятные природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей. Уровень развития экологической культуры становится в современных условиях одним из важнейших показателей зрелости и прогрессивности общественной системы» [4, с.7].

Применим метод обобщения, опирающийся на специальный МРТ (метод работы с текстом) [1], в основе которого лежат технологические идеи схематизации и логики «восхождения». Приведем сначала материалы определений, выделяя ключевые слова на части материала:

Мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления (Глазачев С.Н., 1998);

Норма и идеал, ставящий целесообразные ограничения эгоизма (Бганба В.Р., 2005);

Форма взаимоотношений человека со средой, коэволюция человека, социума и биосферы (Лось В.А., 2003);

Этап развития культуры при важности экологических проблем (Ошмарин А.П., 1998);

Составная часть этики и морали в отношениях общества и среды (Яницкий О.Н., 2001);

Культура системной организации действительности на пути формирования мировоззрения, новое качество культуры (Мазурин И.И., Козлова О.Н., 2001);

Повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками экосообразного поведения, в которое внесено экоцентрическое мировоззрение, сознание мышление, идеи ценности, идеалы, убеждения, принципы и т.п. (Глазачев С.Н., Игнатов С.Б., 2008);

Ее значение в том, что под ее влиянием произошла смена мировоззренческих парадигм, смещение в тезис «природа – покровитель человека» (Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., 2004);

Предполагает способ жизнеобеспечения, где общество духовных ценностей при реализации не создает угрозы жизни на земле (Глазачев С.Н., 1998);

Культура взаимодействия: обменность, диалог равных, взаимная поддержка, сотрудничество, исключение избыточного всех типов (Глазачев С.Н., 1998);

Интегративное качество личности, готовность ответственно относиться к среде (Легостаев И.И., 2006);

Внутренняя детерминанта деятельности, гармонизирующая отношения  человека и природы (Глазачев С.Н., 2006).

При сравнении основных характеристик и попытке выделить ключевые слова важно ввести принцип объектности выражаемого содержания. Он позволяет постепенно приходить к той стадии усложнения объекта, на которой легко обнаружить свойства, подчеркиваемые теми или иными авторами. Затем можно сравнивать акценты и давать их оценку при выработке обобщающего, замещающего воззрения.

Таким образом, экологическая культура личности – это понятие, пока не имеющее четкой формулировки и общепризнанного значения. Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:

1. Уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);

2. Уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);

3. Запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент). Именно сочетание этих трех компонентов – деятельностного, ценностного и интеллектуального – должно определить формирование экологической культуры [10, с. 59].

В январе 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования, посвященного оценке реализуемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ экологических мероприятий, работы общественных экологических организациях, а также тому, какой является сегодня экологическая культура населения. Данное исследование позволило выявить два типа экологической культуры (т.е. совокупности норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе):

1) воспроизводящий – направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры; 

2) развивающий – направленный на развитие экологической культуры [13]. Преобладающим в данный момент является именно воспроизводящий тип экологической культуры. Данный тип проявляется, прежде всего, в приспособлении экологического поведения к современным условиям жизни, без их значимой коррекции. В ходе качественных исследований были выявлены следующие особенности воспроизводящего типа: окружающая среда воспринимается населением не как самостоятельная ценность, а как условие для определенного образа жизни; состояние окружающей среды тесно увязывается с состоянием здоровья; требования к внешней среде исходят из личных интересов человека; природное многообразие не воспринимается как обязательный фактор повседневной жизни; восприятие экологии имеет схематический характер.

Развивающий тип экологической культуры характерен для небольшой части населения (не более 2%). Для данного типа экологической культуры свойственна способность человека осмыслить и отрефлексировать поступающую экологическую информацию, выработать набор поведенческих стандартов.

По результатам исследования становится ясно, что для нашего общества характерен такой тип экологической культуры, при котором окружающая среда воспринимается не как самостоятельная ценность, а лишь как условие комфортного образа жизни.

Таким образом, экологическую культуру личности следует рассматривать как новое качество культуры взаимодействия человека с природой, которое требует более высокого уровня компетентности.

Следовательно, по нашему мнению, необходимо со всей ответственностью относиться к системе экологического воспитания и образования, направленного на формирование развивающего типа экологической культуры личности. 

 



2019-11-21 228 Обсуждений (0)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)