Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НА ПУТИ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ



2019-11-21 253 Обсуждений (0)
НА ПУТИ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




И.А.Ильиных

 

В современной экологии есть области, где происходит переосмысление существующего отношения к миру как к совокупности объектов. Предлагаются новые формы взаимодействия с другими существами на основе субъект-субъектных отношений. Ученые Дерябо С.Д., Ясвин В.А [1, 2] полагают, что такая форма взаимодействия строится между другими живыми существами и человеком на основе способности последнего субъектифицировать природные объекты, т.е. наделять их присущими субъекту качествами, которыми в реальности они не обладают, для того, чтобы иметь возможность общаться, на уровне душевных, и может быть даже и духовных, человеческих чувств.

Истинные субъект-субъектные экологические отношения отличаются очень сильно от субъектифицированния. Попробуем поразмышлять о смысле субъектности и возможности реального проявления ее в существах мира природы. Слово «субъект» («subjectum») происходит из латинского языка и означает «подлежащее». А подлежащее в свою очередь имеет смысл самодостаточного источника проявления активности. Поэтому можно полагать, что субъектом можно считать существо (человеческое или любо другое), которое способно сознательно действовать, опираясь на внутреннее знание и понимание смысла своей активности. Обычно субъектность по умолчанию воспринимается как особое проявление человеческой природы. В отношении других существ (с которыми нас разводят разные стили коммуникации, разные способы чувственного переживания и ощущений и, вероятно, разные формы проявления сознания) трудно найти основания для восприятия их как субъектов взаимодействия. Единственное, что можно однозначно утверждать как очевидное это проявление активности, и у многих живых существ она внутренне детерминирована. Если активность можно в какой-то мере считать проявлением субъектности, то тогда появляется шанс для осознания ее внутренних истоков и оснований. А для того, чтобы появилась возможность такого проникновения человека в суть другого живого существа самому человеку необходимо развить свое сознание до такой степени, чтобы можно было понимать другое живое существо даже в условиях различных стратегий проявления жизни.

Но на наш взгляд, эволюция развития отношений человека с природой идет в сторону восприятия других живых существ как сообщество субъектов и в соответствии с этим появляется возможность выстраивать принципиально новые формы отношений человека и природы. Возможны личные отношения человека как с каждым отдельным живым существом, так и с природой как коллективным субъектом – Ойкосом (Калмыков В.А.) [3]. Отношения с таким коллективным субъектом могут быть различными: как подчиненными или конкурентными, так и партнерскими.

Для того чтобы субъект-субъектные отношения, на каком бы уровне они не проявлялись (индивидуальном или коллективном), стали возможными, человеку нужно соблюсти несколько положительных условий такого взаимодействия:

· По отношению к себе (или к своему «Я») быть искренним, открытым, любящим, добрым; быть готовым поверить себе и принять все, что появится в сознании и в чувствах, в какой бы форме это ни произошло, например, в форме цвета, запаха, вибрации, ощущения и т.п.

· По отношению к другому существу внутрипсихического мира (или «Я» другого существа из мира природы): проявление себя как открытого, любящего, доброго существа; нахождение себя в состоянии абсолютного доверия себе и той сущности, с которой будет происходить взаимодействие.

· Вступая в диалог (с собой или с другим существом) нужно войти в состояние активного ожидания, т.е. такого ожидания, которое не сомневается в том, что ответ обязательно придет и вся душа ждет этого ответа внимательно, терпеливо и спокойно.

· Придать статус субъекта тому существу, с которым будет происходить взаимодействие [4].

Но стоит заметить, что субъект-субъектные отношения возникают, когда существует определенная внутренняя психологическая дистанция между взаимодействующими сторонами. Более высокий, можно сказать, духовный уровень взаимодействий возникает, когда снимаются какие бы то ни было разделения и ограничения, дистанция исчезает, и взаимодействующие стороны сближаются и сливаются, превращаясь в одно, и возникает форма отношений, которую можно назвать «я – это ты». О такой форме отношений говорится в различных философских и религиозных трактатах. Например, в индийском эпосе «Рамаяна» есть такие строки: «Когда я не знаю кто я – я служу тебе, когда я знаю кто я – я это ты» [5].

С позиций мировоззрения «я – это ты» не существует границ, разделяющих взаимодействующие стороны, а другой изначально принимается как часть себя. Центр сознания человека с таким мировоззрением оказывается за пределами любых ограничений, разделений, сравнений и тому подобных категорий, созданных из понимания о разделенности всего сущего. Мир такого человека трансцендентен двойственности. Реальность его мира едина и нераздельна. Каждое существо является продолжением другого. Понятия «мое» и «твое» не существуют. Все мое: грусть другого, радость другого, ощущение счастья другого, ощущение горя другого, и я не могу отделить себя от всего, что имеют другие, и что переживают они, и это переживание становится доминирующим и наполняющим смыслом и блаженством меня, чувством сопричастности всем и всему [6].

В заключение хотелась бы остановиться на ключевых идеях, являющихся фундаментальными для осознания возможности субъект-субъектных экологических отношений: во-первых, все живые существа обладают внутренними основаниями для проявления субъектности в отношениях с миром; во-вторых, человеку необходимо приобрести психологические качества, которые бы способствовали восприятию другого живого существа как субъекта взаимодействия; в-третьих, субъект-субъектные экологические отношения возможны при осознании смысла и цели таких отношений.

 

Список использованной литературы:

1. Дерябо, С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов [Текст] // Вопросы психологии. – № 4. – 2002. – С.45-59.

2. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

3. Калмыков, А.А. Введение в экологическую психологию [Текст] / А.А. Калмыков. – М.: МНЭПУ, 1999. – 128 с.

4. Ильиных, И.А. Экопсихологический тренинг по извлечению бессознательного экологического знания: сущность и апробация [Текст] / И.А.Ильиных // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. – № 11. – 2016. – С. 103-111.

5. Рамаяна [Текст] // Махабхарата. Рамаяна. Библиотека Всемирной литературы. Серия первая. Том 2. – М. 1974.

6. Ильиных, И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты» [Текст] / И.А. Ильиных // Геоэкология Алтае-Саянской горной страны. Ежегодный Международный сборник научных статей. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. – Вып. 4. – С. 332 – 335.

 



2019-11-21 253 Обсуждений (0)
НА ПУТИ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НА ПУТИ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)