Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОПЫТКА ПОИСКА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ



2019-11-21 198 Обсуждений (0)
ПОПЫТКА ПОИСКА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ильиных И.А.

Экологические взаимодействия человека сегодня являются потребительскими по сути. Даже, если и появляется новый мотив для бережного отношения к природе, он часто не выходит за границы антропоцентрического взгляда на мир, с точки зрения которого природа существует исключительно для удовлетворения потребностей человека, свернувшись до восприятия ее лишь в качестве ресурсов и условий. Люди, в большинстве своем, слишком заняты собой и своими притязаниями на мир и поэтому нет у них ни желания, ни времени, ни сил рассматривать природу как-то иначе – пусть все идет как идет. Мы (человечество) становимся равнодушнее к природе, внутренне отдаляемся, теряем тонкие духовные ниточки, соединяющие нас (а свою чувствительность к жизни природы редуцируем до нескольких потребностей), в результате оказываемся и биологически и психологически изолированными от мира природы, ограничившись только миром человека и тем, что он создает. Осознавая, однако, что любая ограниченность рано или поздно приводит к возникновению кризисов, что сейчас мы и наблюдаем. Поэтому целью настоящего исследования является поиск философских оснований для возможности проявления субъект-субъектных экологических взаимодействий как пути выхода из комплекса кризисов.

Раскрывая смысл вышеназванных отношений, обратимся к определению понятия «субъект». В русский язык оно вошло из латинского, где слово «subjectum» означает «подлежащее». В современном научном лексиконе оно понимается как «индивид (или группа), являющийся источником познания и преобразования действительности; носителем активности, осуществляющим изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо» [1].

Если мы говорим о человеке, то практически всегда он является субъектом по праву принадлежности к роду человеческому, за исключением случаев нарушения или слабого проявления каких-либо психических функций, являющихся характерными для субъектной активности. А как же быть с другими существами мира природы? Можем ли мы их понимать и воспринимать в качестве субъекта? Попробуем найти основания для того чтобы утвердительно ответить на подобные вопросы.

Существом мы называем организм в прямом смысле этого слова, как самоорганизующуюся единицу жизни, относительно обособленную и самодостаточную на определенном уровне проявления. В каждом есть духовный центр, который содержит в себе сознание и опирается на него, является источником цели и смысла, силы и энергии для своего существования. Одни организмы, кроме духовных, имеют материальные проявления (массу, протяженность, локализацию в пространстве и т.п.), другие не принимают материальный облик, а существуют лишь в духовной форме. И являются они в разных видах, в разных условиях, в разных пространствах…. Мир состоит из таких сущностей и обитаемых ими миров, имеющих определенные границы, определенные параметры и условия. Миры вложены один в другой, существуют одновременно, иерархически зависимы друг от друга и для каждого определена мера свободы проявления. Например, элементарные частицы обитают в условиях ядерного пространства, а ядра обитают в молекулах, молекулы в клетках (если это биологические организмы), клетки в биологическом теле (например, человека), биологические тела в экосистеме и так далее, входя составной частью во все более крупное образование (сущность). Каждое существо вступает во взаимоотношения и взаимодействие с другими существами и с их мирами. Глубина отношений, степень взаимного проникновения и их взаимной активности зависит от множества параметров и условий: начиная от особенностей внутренней организации существ до особенностей организации окружающей их среды. Любые отношения любой сущности друг с другом и с окружающей средой можно с полным правом назвать экологическими, имея в виду фундаментальный смысл экологического подхода в познании, где организм воспринимается в единстве с окружающим его миром.

Когда мы говорили о существах мира природы, то имели в виду всех существ, которых принято относить к живым и обособлять от человека. Но теперь, опираясь на вышеизложенное размышление мы можем опустить прилагательное «живой» и сказать, что всех существ мы воспринимаем живыми: и элементарные частицы, и атомы, и молекулы, и камни, и реки, и озера, и горы, и животные, и растения… Все, все, все в этом мире и в других мирах, все видимое и невидимое, все материальное и духовное… все является живым. Каковы же тогда критерии, благодаря которым можно так воспринимать миры и их обитателей? Элементарная частица и бактерия могут ли считаться равноценными с позиций проявления жизни? Как понять, что они живут? Элементарная частица живет, когда проявляет себя как активное существо, а активная она, в свою очередь, потому что имеет способности двигаться, в какой-то мере меняться за счет своей внутренней организации и благодаря взаимодействию с окружающей средой, являющейся для нее естественной и органически адекватно подходящей ей. Только живет она в мельчайших масштабах эталонного времени. Восприятие человека даже не способно уловить мгновение жизни элементарной частицы, чтобы быть с ней в материальных отношениях. Но возможность быть в духовных отношениях есть, т.к. для таких отношений ограничений, свойственных материи не существует. 

Прежде чем говорить о возможности духовных экологических взаимодействий человека с другими существами необходимо определиться, что мы будем понимать под феноменами дух, духовность, духовный мир. В рамках нашего размышления нас интересует их проявление в разных формах и на разных уровнях бытия: во-первых, проявление в индивидуальном существе; во-вторых, проявление в коллективном существе; в-третьих, проявление в процессе взаимодействия различных существ.

В современном научном мире нет единого мнения о том, что же такое дух и связанные с ним явления. Кто-то к сфере духовного относит все явления нематериальной природы – психику и все, что в ней рождается и существует благодаря ее организации, ее специфическим условиям и ресурсам; а кто-то духом считает особые психические функции, которые можно отнести к высшим способностям, «позволяющим стать источникомсмыслополагания, самоопределения, осмысленного преображения действительности», отводя духу «роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души» [2]. Индийский мудрец Шри Ауробиндо Гхош определяет дух как «самосущее Бытие, обладающее бесконечной силой Сознания и безусловным безграничным Блаженством» [3]. Приведенные здесь определения дополняют друг друга и являются ценными для нашего размышления.

Если мы остановимся на понимании духа, как нематериального психического компонента всех существ, то духовным будет любое нематериальное проявление – мысль, чувство, переживание… (хотя живя в материальном мире, невозможно избавиться от влияния материи – тела, процессы, явления могут стать опосредованной причиной возникновения нематериального явления. Например, феномен мысли можно считать чисто духовным явлением, но мысли могут возникать и возникают от встречи с материально существующим явлением, например, столом или стулом). Духовность же во втором значении, это особое состояние, размышляя над пониманием которого Шри Ауробиндо пишет, что это «пробуждение к восприятию внутренней реальности нашего существа, к духу, к душе, отличной от разума, жизни и тела, это устремленность к знанию, ощущению, контакту и соединению с великой запредельной Реальностью, пронизывающей вселенную и человека, а следующая за этим трансформация, направленная на преобразование всего нашего существа,— это рождение на новом уровне бытия и становления, обретение нового «я» и новой природы [3]. Следовательно, духовным можно считать существо, которое уже проявляет активность – живет и осознает это – в измерении высших духовных проявлений, когда в его существе дух проявляется как высшая психическая способность.

Понимание феномена духа и, связанной с ним духовности перекликается с пониманием феномена души и душевности. Обычно душа человека определяется как «начало, обусловливающее жизнь организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли» [4], «нематериальная сущность» [5]. Франк С.Л. [6]. разработал учение, согласно которому «Душа это центр формирующий действенное единство душевной жизни… Душа не есть какая-либо особая вещь или субстанция и не есть даже реально обособленный центр сил, извне действующий на стихию душевной жизни: это есть целестремительная формирующая энергия самой душевной жизни… Душа – самостоятельная конкретная реальность». Шри Ауробиндо определяет душу как искру божественного огня: «Душа есть частица Божественного, снизошедшая на уровень эволюции как божественная Основа, поддерживающая процесс развития личности от Неведения к Свету» [3].

Душевность в этом ключе может пониматься как способность чувствовать, осознавать божественный огонь, как центр и энергетический источник внутренней жизни существа и способность прилагать волевое усилие к трансформации стихийных компонентов душевной жизни для гармоничного их объединения на основе души. Такие проявления душевности соответствуют делению души (по Франку С.Л.) на три формирующих единство силы: чувственно-эмоциональную, сверхчувственно-волевую и идеально-разумную или духовную. Обычно, говоря о душе, человек имеет в виду первую – чувственно-эмоциональную компоненту ее проявления. Причем Франк С.Л. не однократно дает понять, что душа и душевная жизнь (а следовательно и душевность) это целостное и самодостаточное образование. (Для экологии этот аспект является существенным, потому что идея единства является ключевой для экологического взгляда на мир).

Соединив понимание сущности двух миров: духа и души, можно сделать предположение о том, что душа утончаясь переходит на уровень духа, а дух уплотняясь переходит на уровень души, но по сути они представляют собой разные проявления одной и той же сущности, в таком переходе нет границ. Границы появляются вследствие особенностей восприятия человека, когда ему не хватает личных знаний и опыта наблюдения за душевными и духовными переживаниями и способности их осознавать. Здесь главную роль начинает играть сознание. А что это – сознание? Ранее мы уже говорили о том, что сознание, является очень важной частью духа. Обратим более пристальное внимание на него.

Если поразмышлять над смыслом, вложенным в само слово «сознание», то откроется самый глубокий сокровенный смысл этого понятия. В слове «сознание» заключен смысл, сам себя раскрывающий и помогающий определить это понятие. Приставка «со-» означает сопричастность к чему-либо, можно сравнить, например, с такими словами как со-страдание, со-звучие, со-участие. Присоединение к какому-либо действию или состоянию другого существа и совместное переживание. Со-знание можно рассматривать в таком же контексте понимания – совместное существование со знанием. Сознание умеет находить знание, подходить к нему, соединяться с ним, отождествляться с ним, усваивать его, преобразовывать для себя, согласовывать с целью познания и, наконец, встраивать в собственный опыт. Сознание имеет все необходимое для того, чтобы выполнять такую работу. Следовательно, оно является активным самодостаточным компонентом любой сущности, задачей, которого является выполнение работы, связанной со знанием. Сознание присутствует в любой душевной и духовной сущности и работает в условиях соответствующего внутреннего мира. Если говорить о сознании человека, то у нас даже не возникает сомнения о его присутствии и активном проявлении в человеческом существе. О том, что у человека есть сознание мы обычно понимаем из слов, которые он произносит или записывает; из жестов и мимики, которыми он сообщает свои мысли и чувства. Все эти проявления являются опосредованными свидетельствами работы сознания. Прямо сознание себя никак не проявляет. А как быть с другими существами, окружающими человека, если у них нет речи, тело устроено по-другому и обладает меньшими выразительными способностями? Как тогда, мы можем сделать заключение о наличии или отсутствии сознания у них? Аналогичную цепочку умозаключений можно привести и для духа и для души.

Исходя из эмпирического наблюдения, результатом которого является вывод о том, что человек имеет больше способностей выражения себя, своего внутреннего мира, давно уже сделали вывод – у других существ «живых» и «неживых» нет ни сознания, ни души, ни духа. На этом тезисе основывается антропоцентрический взгляд на мир. Он же является причиной множества психологических, социальных и экологических проблем.

Ответ на вопрос есть ли у других существ сознание, дух, душа пытаются найти заинтересованные в этом ученые. Разрабатываются методы, благодаря, которым можно получить знание об их внутренней жизни и о тонком взаимодействии с окружающим миром, на уровне материально осуществляющихся процессов, например, электромагнитных потоков. Здесь из-за небольшого объема статьи мы не можем привести подробности таких исследований. Ограничимся лишь кратким обобщением, которое гармонично встраивается в логику нашего размышления.

Те существа, которые имеют телесное проявление в биологической форме: бактерии, растения, животные и др.; химической: вещества, молекулы, атомы и др.; физической: электромагнитные волны, элементарные частицы и др. (причем, каждый «более высокий» уровень организации материи включает в себя все «нижележащие») могут, используя телесные ресурсы проявлять себя и реагировать на события, происходящие в окружающей среде. В своем мире они очень активно общаются и для общения в «своем круге» им достаточно способностей выражения себя и восприятия сигналов, поступающих от других.

Другое дело, что до человека не доходят сигналы от других существ, потому что мы не способны их чувствовать, воспринимать, анализировать и реагировать на сознательном уровне (причем, наше тело в обход сознания очень даже активно общается с другими существами). Коммуникативные проявления других существ не попадают в поле нашего обыденного сознания. Другие существа не являются частью нашего мира сознательного общения.

Для взаимодействия необходимо отношение к другому как к субъекту. Сознание в этом играет важную роль, может быть – наиболее важную. Поэтому для взаимного действия с другим существом необходимо сначала хотя бы предположить, поверить, что оно обладает сознанием и сознание работает активно, но другое существо имеет другие ресурсы, другой состав, другие задачи познания, согласованные с его личным (и общественным для его уровня) смыслом и целью жизни.

Для подтверждения идеи о том, что мир един по сути и то разнообразие, которое существует в мире в глубинном своем проявлении является единой субстанцией или Богом. Так Шри Ауробиндо, переводя и интерпретируя Упанишады [7], пишет: «Дух сосредоточил всего Себя в мысли, и силой своего размышления сотворил всю вселенную, поистине все сущее. Сотворив все это, Он вошел в сотворенное, войдя же стал «Этим Сущим» и «Тем возможным». Он стал тем, что определенно и тем, что неопределенно. Он стал этим основанным и тем безосновным; Он стал Знанием, и Он стал Неведением; Он стал Истиной и он стал ложью. Поистине он стал всем истинно сущим, всем, что бы ни существовало здесь. Поэтому говорят о нем Он есть Истина». «Дух, который здесь в человеке, и Дух, который там в Солнце, есть один Дух и нет другого».

В заключение еще раз акцентируем внимание на возможных идеях, которые могут быть основаниями субъект-субъектных экологических взаимодействий: все существа едины на уровне духа; все существа имеют сознание, душу и дух, но проявляются они в каждом существе по-разному, и если человек не может почувствовать и понять их, то это говорит только о том, что нет точек соприкосновения на этих уровнях бытия между человеком и другими существами; для того чтобы человек смог общаться с другими живыми существами как субъектами, необходимо найти в них черты проявления субъектности и понять характер субъект-субъектных отношений с данным существом в рамках которых возможно взаимное отношение; если человек будет опираться в экологическом общении на сознание, душу и дух, как свои так и существа, с которым он взаимодействует, то процесс общения неизбежно осуществится с обогащающими сознание, душу и дух обоих субъектов.

 

Литература

1. Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/subekt.html (Дата обращения 02.07.17).

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000-2001. 2659 с.

3. Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. Санкт-Петербург: Адити, 1998. 571 с.

4. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. СПб., 1907 – 1909. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/МЭСБЕ/Душа (Дата обращения 02.07.17).

5.  Мареева Е. В. Д. Локк об источниках единства души: Бог, натура или культура? // Человек. Язык. Культура. Таганрог, 2002. Вып. 2. С. 128 –140.

6. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М.: Издание Г.А. Лемана и С.М. Сахарова, 1914. 73 с.

7. Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. СПб.: Адити, 1997.

 

 



2019-11-21 198 Обсуждений (0)
ПОПЫТКА ПОИСКА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОПЫТКА ПОИСКА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)