Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль картин природы в изображении героев романа «Тихий Дон»



2019-11-21 2686 Обсуждений (0)
Роль картин природы в изображении героев романа «Тихий Дон» 4.50 из 5.00 4 оценки




Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

Пейзаж играет исключительно важную роль в «Тихом Доне». Шолоховский пейзаж имеет не только автономную описательную ценность. Он всегда связан с событиями романа по принципу психологического параллелизма, унаследованному литературой от фольклора. Мир людей и мир природы связаны нерасторжимо [Ермолаев: 2000, 76].

В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи – мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.

Масштабам чувства Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов.

Картины природы, связанные в конце с Григорием, его судьбой, обретают трагический смысл: выжженная палами степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.

Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, черный цвет, свидетельствующий о печали, утратах. Это образы черной тучи, черной тишины, черной полыни, темного леса, черной, выжженной палами степи, черного неба и черного диска солнца. Черный цвет от обозначения определенного конкретного явления и предмета вырастает до философского обобщения, символа.

Многозначен образ Тихого Дона – и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края.

Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное.

Самые сложные психологические состояния, острейшие идейные и моральные коллизии, движение времени, жизнь и изменения в жизни, переломы в настроениях и судьбах отдельных людей и массы народа Шолохов может наглядно передавать через сравнения и ассоциации с природными явлениями.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной». В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку. Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка: «...один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение... Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.

Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно, через субъективное восприятие этого мира его героями, он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь… Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку. «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию.

Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание «снежной громадины, влекомой вниз из-за единственного толчка, сокрушающего все на своём пути» параллельно описанию много лет не проявлявшегося чувства в Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием. К концу романа сила чувств Мелехова и степень ощущения им потери описывается как «чёрное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца» [Хаврук: 2003, 23].

Жизнь Аксиньи и её внутреннее состояние после разрыва с Григорием автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрёл в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, – круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть». «В золотом цветенье» чувств Аксиньи наступил, «испепелил, испоганил» сапогом Гришка. Но автор показывает, что жизнь продолжается: «Встаёт же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер…».

Особое место в романе занимает душевное состояние Натальи, которое сравнивается с грозой в природе: «По синему небу плыли и таяли изорванные ветром белые облака. Солнечные лучи калили раскалённую землю. С востока находил дождь». Плохо на душе у Натальи: узнав, что Григорий снова потянулся к Аксинье, она делается замкнутой и мрачной. Гроза подступает ближе: «…стремительно ложилась серая тень», «солнце наискось пронзило ослепительно белую кайму уплывающей на запад тучи», «по голубым отрогам Обдонских гор ещё царила и пятнала землю провожающая тучку тень».

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор использует сравнения из мира природы.

Писатель сравнивает чувства Натальи к Григорию с «недоступным звёздным займищем». Он пишет, что «оттуда с чёрно-голубой высшей пустоши серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полёте журавли. Тоскливо-мертвенно пахла отжившая трава».

Метафора «серебряными колокольцами кликали за собой», эпитеты «тоскливо», «мертвенно» и определение «отжившая» наиболее точно передают душевное состояние героини.

В изображении народного характера образ природы играет решающую роль. Пейзажи представляют землю, взрастившую крестьян, поэтизируют труд в природе. Свойства народного характера формируются условиями жизни и труда. Люди земли представлены богатырями, способными к противоборству со стихиями и сотрудничеству с животворящими силами природы. Эти черты раскрываются в трудовых пейзажах и в картинах, изображающих преодоление героями стихий. Чувство природы в крестьянском характере определяет состав личности: казаки М. А. Шолохова, участвуя в истории, тянутся к земле. Ценности труда, семьи и дома для них главные; земледельцы в повседневном труде не утрачивают способности эстетически воспринимать красоту природы. Персонажи М. Шолохова обладают житейской мудростью и богатым эмоциональным миром, который открывается в философски и психологически наполненных картинах природы.

 

Заключение

 

 

Прочитав произведения М. А. Шолохова и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать несколько выводов.

Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях М. Шолохова заключается в том, что они имеют композиционное значение при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев, а также часто автор обращается к пейзажу в целях предварения описываемых событий.

Роль пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства, глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения на происходящие события и свое отношение к ним.

Авторское восприятие природы передается при помощи различных изобразительно-выразительных средств языка: олицетворений, метафор, эмоционально-окрашенных эпитетов, необычных сравнений, анафор.

Для творческой манеры М. Шолохова наиболее характерны следующие типы психологического пейзажа: авторский символико-психологический пейзаж; пейзаж-впечатление, воспоминание; рассредоточенное в тексте изображение природного процесса, идущего в параллели с человеческим сюжетом; пейзаж-сравнение, входящий в состав рассуждения автора или героя.

Образу природы принадлежит в эпопее обобщающая роль, именно пейзажи «переводят» конкретно-историческое повествование в бытийный план. Социальные конфликты художник рассматривает в антитезе жизни и смерти, оценивает революционные разрушения как вселенские, противоречащие вечности и милосердию. В свете этого глубокий философский смысл приобретает то, что пейзажи расположены в ключевых точках композиции: завязке и развязке сюжетных эпизодов и произведения в целом, кульминационных частях.

Природа у Шолохова как художника-мыслителя является зеркалом, благодаря которому он познает историю, народ и личность. Повествователь в эпопее мыслит природными образами, поэтому самым распространенным приемом осмысления действительности являются сравнения с природой.

В шолоховском «чувстве природы» она осмысляется диалектически: как гармонически упорядоченная, целесообразная, созидательная сила и бессознательная, разрушительная стихия. В природе есть свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть. Это позволяет автору использовать сравнения, находя тождественное и противоположное в человеческом обществе и природе. При этом Шолохов чаще подчеркивает единство человека с природой, чем их разлад.

В пейзажах обнаруживается авторское поэтическое видение природы, близкое к крестьянскому. Природа выступает как живое лицо, самостоятельный персонаж со своим «сюжетом» – вечным кругооборотом жизни. Повторяемость сезонных изменений изображается не как унылое однообразие, а как упорядоченное бесконечное многообразие. Любовное внимание к живой природе выражается в метафоричности стиля.

Излюбленная шолоховская гамма включает голубой, золотой, розовый, зеленый цвета, с которыми связаны покой и положительные эмоции; часто употребляются черный, желтый, красный, темно-синий, лиловый, имеющие устойчивую негативную окраску, связанные с трагедией, смертью, тревогой.

Шолоховское художественное осмысление природы связано с фольклорной и классической традицией. В период радикального отношения к природе художник оставался на традиционной пантеистической, природозащитной позиции. Воспевая природу, писатель защищал ценности земледельческой культуры.

 

Список литературы

1.  Антамошкина З.С. Изображение природы в литературе: сборник печатных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции к 110-летию со дня рождения М. А. Шолохова «Музей-заповедник: экология и культура». – Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 2015. – С. 219-220.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. – 8 с.

3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Просвещение, 1980. – 290 с. 

4. Диброва Е.И. Словарь языка Михаила Шолохова. – М., 2005. – 377 с.

5. Долгов К.М. Эстетика природы. – М., – 1994, – 230 с.

6. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира Шолохова для века прошедшего и настоящего // Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – С. 56.

7. Корниенко Н.В. «Сказано русским языком...». Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 536 с.

8. Костин Е.А. Философия и эстетика русской литературы. – Вильнюс: Изд-во VAGA, 2010. – 431 с.

9. Ларин Б.А. О Шолохове // Михаил Шолохов. Сборник статей. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. – С. 9-11.

10.  Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. – М., 1992. – 16 с.

11.  Муравьева Н.М. Проза М.

12. А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика. – Борисоглебск: БГПИ, 2007. – 381 с.

13.  Ничипоров И.Б. Человек и природа в новеллистике М.А. Шолохова 1920-х гг // Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России: материалы V Междунар. науч. конф. г. Ульяновск. 22 – 25 сентября, 2008 г. / Ч.1. / сост., отв. ред. проф. А.А. Дырдин. – УлГТУ Ульяновск, 2008. – С. 270-274.

14.  Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. – М.: ООО Дрофа, 2001. – 290 с.

15.  Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 352 с.

16.  Словарь языка Михаила Шолохова // сост.: Касперова Л.Т., Смирнова Н.В. – М.: ООО ИЦ «Азбуковник», 2005. – 964 с.

17.  Стюфляева Н.В. Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». – Елец, 2004. – 19 с.

18.  Хаврук И.И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне» Михаила Шолохова // Литература в школе. – 2003. – № 6. – 23 с.

19.  Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. – М.: Современник, 1980. – 368 с.

20.  Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 1. – М.: Художественная литература, 1986. – 174 с.

21.  Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986. – 395 с.

22.  Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 3. – М.: Художественная литература, 1986. – 235 с.

23.  Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 4. – М.: Художественная литература, 1986. – 243 с.

24.  Шолохов М.А. Донские рассказы. Судьба человека. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – 432 с.

25.  Шолохов М.А. Письмо М. И. Гриневой, 28 декабря 1933 г., ст. Вешенская М.А. Шолохов. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 150 с.

26.  Шолохов М.М. Об отце. Воспоминания-размышления разных лет. – Ростов-на-Дону: Донской издательский Дом, 2011. – 224 с.



2019-11-21 2686 Обсуждений (0)
Роль картин природы в изображении героев романа «Тихий Дон» 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Роль картин природы в изображении героев романа «Тихий Дон»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)