Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чувство природы» М. А. Шолохова



2019-11-21 704 Обсуждений (0)
Чувство природы» М. А. Шолохова 0.00 из 5.00 0 оценок




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПОНИМАНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ М. ШОЛОХОВЫМ

 

Курсовая работа

по дисциплине «История русской литературы. ХХ век (вторая половина)»

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование,

профиль Русский язык и литература,

5 курса группы 02031551

Игнатович Александры Андреевны

 

 

Допущена к защите

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Ширина Е.А.

____________________
дата
____________________ ____________________
      подпись              расшифровка подписи
 
Оценка______________________
____________________
дата
____________________ ____________________
      подпись              расшифровка подписи

 

 

БЕЛГОРОД 2019

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. «Чувство природы» М. А. Шолохова……………………………………..6

2. Образ природы в картине бытия М. А. Шолохова……………………...13

3. Поэтика пейзажа в романе «Тихий Дон»………………………………..17

4. Роль картин природы в изображении героев романа «Тихий Дон»…...21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

 
   
   
 
 
 

 

 

Введение

 

 

Люди, которые не читали «Тихий Дон» Шолохова, задаются вопросом: «Почему произведение остается читаемым, хотя в наше время толстые романы – это не самое популярное чтение?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос нужно искать в мастерстве
писателя, его новаторстве. В «Тихом Доне» с необычайной силой проявилось психологическое и изобразительное мастерство его автора, языковое новаторство Шолохова, соединившего литературный язык с народным. Огромную роль в произведении играет пейзаж – описание донских степей, быта и навыков казачьей жизни.

Изумительное богатство, красота и сила пейзажной живописи Шолохова всегда обращали на себя внимание исследователей. Тема шолоховского пейзажа была постоянным предметом внимания и изучения шолоховедов. Даже самые яростные ненавистники Шолохова отдают ему должное в этом отношении.

Актуальность исследования. Михаил Шолохов является одним из самых ярких писателей XX века. Книги Шолохова, запечатлевшие судьбу народа и самосознание личности в бурную, полную трагических событий эпоху, ответившие на вопросы бытия человека в мире, для каждого поколения читателей открывают все новые глубины своего содержания. Произведения Шолохова получили не только широкое одобрение в стране, но и мировое признание. Творчество М. Шолохова имеет современное звучание, требуется новое прочтение его эпической трилогии с позиции рубежа веков.

Актуальность нашей работы определяется следующей научной проблемой: изучение художественного мышления М. А. Шолохова, а именно такая сфера мироощущений и мировоззрения писателя, как «чувство природы» (восприятие, понимание и изображение природы).

Объект исследования – образ природы в произведениях М. А. Шолохова.

Предмет исследования – восприятие, понимание и изображение природы М. Шолоховым.

Цель исследования – рассмотреть особенности художественного восприятия, понимания и изображения природы М. А. Шолоховым.

Гипотеза исследования – пейзажные зарисовки занимают значительное место в структуре произведений М. Шолохова, причем они служат не только для создания фона, на котором развивается сюжетное действие, и не только для передачи местного колорита, но также для раскрытия образов персонажей.

Задачи:

1. Раскрыть художественно-эстетическое содержание пейзажа в произведениях М. А. Шолохова;

2. Определить особенности изображения природы М. А. Шолоховым;

3. Рассмотреть поэтику пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»;

4. Проанализировать использование образов природы М. А. Шолоховым как одного из средств типизации и психологизма его персонажей в романе «Тихий Дон».

Методы исследования : теоретический анализ современной научной и методической литературы по проблемеисследования; концептуальный анализ художественных произведений, обобщение, анализ, сравнение.

Теоретико-методологическая база исследования: на данный момент самыми крупными работами, посвященными художественному осмыслению природы М. Шолоховым, являются труды И. Лежнева, А. Бритикова, Л. Якименко, Ф. Бирюкова [Бирюков: 1980], А. Хватова [Хватов: 1980], В. Петелина, А. Журавлевой, А. Ковалевой, В. Гуры, В. Тамахина, В. Литвинова, С. Семанова, Л. Сатаровой, Е. А. Костина [Костин: 2010], А. М. Минаковой, Ю. А. Дворянина, Н. Федя, В. В. Васильева, А. А. Журавлевой и В. М. Селиванова.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет ­­30 страниц.

 

Чувство природы» М. А. Шолохова

Существует множество определений эстетической сути природы. Вот одно из них: «выступая последним критерием прекрасного, природа как бы объективно ею обладает, и в то же время, она бессильна ее, свою эстетическую ценность, окончательно выявить, она нема, искусство за нее свидетельствует об этой ценности» [Долгов: 1994, 55]. Это суждение является ключом к «чувству природы» М. А. Шолохова. Природа в мире автора «Тихого Дона» – это и характеристика донского пейзажа с его местным колоритом, и «зеркало» душевных движений тех, кто обитает на донской земле. В обрисовке сходства состояний человека и природы, в авторской сопричастности природной жизни выражается мировидение писателя.

Обратимся к шолоховской философии природы, ставшей основой, по Б. А. Ларину, его «синтезированного словесного пейзажа» [Ларин: 1956, 11].

Уже в ранних произведениях Шолохова (рассказы и повести 1925 – 1927 гг.) «образы природы зачастую несут символическое «опережение» событийного ряда, концентрируя в себе  его трагедийную сердцевину», – констатирует И. Б. Ничипоров [Ничипоров: 2008, 273]. Здесь выявился принцип непрерывности движения мысли в воспроизводимом жизненном пространстве. Все в нем пронизано единством, все прозрачно для авторского взгляда, человеческие отношения и природная среда взаимопроникаемы. 

Автор объемной монографии Н. М. Муравьева, рассматривая зооботанический аспект шолоховской прозы, демонстрирует «пантеистическую слитность» героев с природой. Мышление Шолохова прочно связано с земными стихиями, поэтому исследовательница интерпретирует его как переходное от античного анимализма к романтизму: природа одушевлена, но она безмолвна, безразлична, чужда человеку. Если образ природы у Шолохова содержит языческие элементы (даже Гремячий Лог получает название «от удара Перуновой молнии») [Муравьева: 2007, 111], то каким образом одним из шолоховских открытий становится «максимальное преображение мира» [Муравьева: 2007, 357]. Между тем, на последних страницах книги эмоционально и доказательно говорится о выходе писателя «на онтологические грани бытия» [Муравьева: 2007, 356], о проникновении Шолохова в тайны мироздания, заставляющем читателя пережить нравственное очищение – катарсис, что указывает на иные – духовные смыслы природного бытия.

Часто, говоря об интеграции языческого и христианского начал в шолоховском  художественном мире, исследователи забывают о разных уровнях текста, причисляя элементы народной религии, религиозно-магические  воззрения к сфере авторских взглядов.

В самом понятии «пантеизм», как и в эпитете «языческий», нет ничего крамольного, тем более что «язычество» в переводе со старославянского на современный русский язык прочитывается не только как поклонение идолам (от языцы – язычники), но еще и как «народничество» (от язык – народ). Но это не дает оснований для поисков корней шолоховского мироотношения исключительно в русле пантеизма и язычества [Соловьев: 1990, 364].

Эпическая природа прозы требует от Шолохова  прямого обращения к действительности. Но аксиологический смысл действий распространяется у него и на ближайшую к его героям природную среду, постепенно подчиняясь духовному началу. Свобода воли (или ее утрата) и «открытая живая совесть» (И. А. Ильин), поднятые из глубин народной судьбы, из душевной жизни героев, становятся у Шолохова образами-идеями, координатами его художественной мысли. Они обусловливают воссоздание жизни человека в расколотом мире, в трагическом его замере. Писатель охватил эту реальность в многообразных проявлениях: на перепутьях мирного бытия, войны и революции, в органической связи с родной землей, в созвучии и дисгармонии с категориями социальной жизни, семейным укладом, в обжигающей страсти, в грешной и чистой любви и возносящей человека над его будничным существованием вере. Синтез национально-самобытного и вселенского, всечеловеческого начал в русле православной традиции определяет своеобразие художественной мысли Шолохова.

«Во многом были правы некоторые из исследователей творчества писателя, – пишет Е. А. Костин, – отмечавшие, что в его произведениях есть нечто от пантеистического мироощущения». Однако, по мысли шолоховеда, это не совсем тот «пантеизм», который утверждает «присутствие Бога во Вселенной». Е. A. Костиным перечислены важнейшие отличительные особенности шолоховской эстетики: «преодоление крайнего субъективизма», «человеческого своеволия», идея единства и целостности природной материи, «драматизм воспроизведенного бытия» [Костин: 2010, 118]. Все это позволяет отказаться от пантеизма как описательной модели шолоховского «чувства природы». В итоговом суждении исследователь повторяет: то, что в текстах Шолохова называют пантеизмом, напрямую не соотносится «с известным типом философского сознания». Шолоховская «открытость бытию», присущая русской литературной классике, проявляется «по-новому» на материале жизни народа «в эпоху смыкания двух исторических, социальных и художественных эпох» [Костин: 2010, 118].

С. Г. Семенова уверена, что о Шолохове «нельзя говорить, как о пантеисте, принимающем и обожествляющем природный порядок бытия» [Семенова: 2005, 165]. Рассматривая первичную, «основную данность мира», которая «расстилается  для человека в своих бесчисленных тварях и состояниях наглядными и тайными притчами значений и смыслов» [Семенова: 2005, 112], автор работы о связях поэтики художника с его мировоззрением находит для обоснования шолоховского «природоцентризма» новую идею. Суть этой идеи состоит в соизмерении человеческого разума с космосом, когда природная сфера как бы настраивается по внутреннему миру личности. Посредством обмена между пейзажными образами и совершающимися в душах людей переменами (страшные картины войны – ужасный лик земли) на поверхность выносятся символическо-мифологические представления, стихийно зародившиеся в народном сознании. [Семенова: 2005, 113].

Иное понимание шолоховской эстетики природы предлагает Н. В. Корниенко. Она обращается к скрещению смыслов и символики пейзажных картин «Тихого Дона» с песнопениями Псалтыри. [Корниенко: 2003, 126].

Книга псалмов отражает природу по-особому. Первозданная красота одухотворена  и осмыслена. Здесь, скорее не природа очеловечивается, а то, что происходит во внутреннем мире человека, открывается по созвучию с природным состоянием. Это не столько «субъективный  пейзаж», известный в литературе, сколько красота человека,  обуздавшего страсти, исполненного жизненной полноты в ее природных отражениях. Многое из такого восприятия природы мы находим у Шолохова. Сопоставляя человеческую жизнь с природным бытием в «Тихом Доне», писатель обращается к Псалтыри, перенимает смысловые акценты символической метафоры «человек-трава». У древнего псалмопевца: «Дни человека – как трава; как цвет полевой так цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» [Пс.102:15-16]. В романе-эпопее: «коротка человеческая жизнь и немного всем нам суждено истоптать травы» [Шолохов: 1986, 172]; «Лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце» [Шолохов: 1986, 239]. Связь шолоховского развернутого образа-сравнения с библейским стихом не может не бросаться в глаза. В основе такой картины мира – переживание бытия как творения, дорожащего всякой частью мироздания. [Стюфляева: 2004, 17].

 Реальный мир, с которым беспрерывно взаимодействует человек, предстает у Шолохова в полифонии движений, красок и звуков. В его произведениях мы сталкиваемся не с простым олицетворением органической натуры, а с природой в ее сущностных проявлениях. В природном бытии обнаруживается родственный человеку слой, видимый только тому, у кого есть внутренний дар – дар одушевлять окружающую действительность. 

Природные стихии изображаются в прозе Шолохова в «снятом виде»: не только как интуиции героя или имплицитного автора, но и через воспринимающее красоту природы эстетическое чувство самого писателя. 

Шолохов-художник наделен особым слухом к первородным началам жизни. Природа у него – объективная данность, наполняющая жизнь цельностью и красотой. То, что бытует на земле в своих естественных формах, предстает в пейзажах Шолохова в смысловой органичной стройности. Произведения писателя пронизаны идеей разумной целесообразности мира. Его красота – в ощущении неоглядного пространства и быстротекущего исторического времени, в изменчивости природных состояний, показанных с помощью знакомых по народной поэзии образных перенесений: «В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами. Отсыревшая темнота давила хутор. Под мерные удары церковного колокола на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные глыбы». «На Дону – плавный шелест, шорох, хруст. Будто внизу за хутором идет принаряженная, мощная, ростом с тополь, баба, шелестя невиданно большим подолом» [Шолохов: 1986, 173,174].

Внутренняя сила жизни захватывает и среду людского обитания, одна часть единой картины указывает на другую. «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому устремит она свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, – завтра идет она полноводная, богатая» [Шолохов: 1986, 316], – так пластично входит в шолоховский пейзаж устойчивая фольклорная метафора «жизнь-река».

Подведем итог обзору мировоззренческих моделей изображения природы у Шолохова. Созданные Шолоховым образы реальности представляют собой единство двух разных миров, двух пространств – «земли» и «неба», природного и человеческого, раздираемого борьбой за существование. Шолоховская философия природы строится на символах и мифологемах национального мировоззрения, на жизненных идеях народа, сохраняет его образ мира. Писателем показывается привязанность, любовь людей от земли к естеству, к природной плоти, но не бессознательное отношение к ним – герои Шолохова не благоговеют перед природно-языческим миром. 

Символы гармонического природного бытия, предметы вышнего мира (небо, звезды, солнце), а также символы земной красоты (степь, Дон и лес, цветы, деревья и изображенные в своей свободе птицы и звери) соразмерны у писателя законам фольклорной эстетики и, одновременно, подчинены бытийной логике, объединяющей ценности небесного и земного порядка: «Под глухой перегуд – стон распятой под каменными катками земли – думал Гришка неясные думки...» [Шолохов: 1986, 120]; «просторная, как Дон в половодье, песня» [Шолохов: 1986, 243]; «Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших – время залижет и кровавую боль, и память о тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы» [Шолохов: 1986, 172].

Эстетический метод описания связей человека и природы, выработанный Шолоховым, располагается между прекрасным и трагическим: граница, разделяющая две части бытия, преодолевается в целостном авторском взгляде на жизнь. Чем ярче представлена красота земли и неба, тем глубже и трагичнее тот разлад между природой и историческим временем, его социально-разрушительной сущностью, как это достоверно показано в эпизодах «Тихого Дона» и в первых рассказах Шолохова.

В трагическом чувстве жизни, сочетающимся с ярко выраженной интуицией правды-справедливости, обнаруживает себя главенствующая черта эстетической позиции Шолохова. Пейзажные полотна, созданные писателем-эпиком, имеют отношение к двум сферам: к миру природы и к миру эстетического сознания. Символизация взаимодействий человека и окружающей реальности основана у Шолохова на идеале прекрасного, который сложился в исторической жизни России и в ее культуре, имеющий христианские корни. Главное в его «чувстве природы» – драматические поиски целостности объективно-предметных явлений и субъективных человеческих эмоций, единства телесности и духовности, добра и красоты. Природа у Шолохова одухотворена, ее образы символизируют чистоту, связаны с абсолютным смыслом бытия. В шолоховских пейзажах – живой процесс жизни. Природа представлена здесь, если воспользоваться формулой И. А. Ильина, – «в органическом единстве, в ее сокровенной закономерности, в ее покое и в ее бурях».



2019-11-21 704 Обсуждений (0)
Чувство природы» М. А. Шолохова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чувство природы» М. А. Шолохова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)