Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объекты обучения социокультурным средствам общения



2019-11-21 502 Обсуждений (0)
Объекты обучения социокультурным средствам общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Овладение социокультурными средствами общения и формирование на основе их социокультурной компетенции предусматривает на занятиях по практике языка:

-ознакомление учащихся со страной изучаемого языка и приобретение определенного уровня страноведческих и социокультурных знаний и норм поведения, которыми владеют носители языка;

-усвоение наиболее употребительных языковых единиц с национально-культурной семантикой.

Фоновые знания - это знания, которыми пользуются в процессе речевого общения и которые проявляются в виде смысловых ассоциаций и коннотаций. Такие знания в двух языках (изучаемом и родном) могут совпадать, полностью или частично либо в одном из языков отсутствовать. Последние два обстоятельства вызывают при общении затруднения в понимании высказывания и его языковой организации.

Речь может идти о четырех группах фоновых знаний.

К первой группе относятся общечеловеческие знания, в число которых мо­гут входить такие понятия или концепты, как любовь, жизнь, солнце, ветер и др. Полного списка социокультурных концептов не существует. В концептуарии культуры Ю.С. Степанов (1997) выделяет в качестве концептов культу­ры, в частности, следующие: мир, время, огонь, хлеб, действие, ремесло, сло­во, вера, любовь, рабостпъ, воля, правда и истина, знание, наука, число, счет, письмо, алфавит, закон, цивилизация, душа, совесть, мораль, деньги, страх, тоска, грусть, печаль, дом, язык. Эти понятия (концепты) присутствуют в культуре всех народов, различаясь лишь звуковым и графическим оформ­лением.

Ко второй группе относятся региональные фоновые знания (в нашем слу­чае знания проживающих на территории России).

Третью группу составляют социально-групповые фоновые знания, т. е. характерные для определенной профессиональной группы пользователей языком, например врача, юриста, инженера. Такие понятия являются объ­ектом изучения при знакомстве учащихся с языком своей будущей специаль­ности.

Четвертую группу составляют фоновые знания, которые известны всем членам определенной этнической и языковой общины, отражают особенности культуры, образ жизни, обычаи определенного народа. Для русских таким понятием является, например, самовар - предмет, неизвестный многим ино­странцам. На занятиях со студентами-иностранцами, изучающими русский язык, возникает необходимость дополнительно комментировать такие поня­тия, как тусовка, ближнее\далънее зарубежье, перестройка, силовик, став­шие привычными в словаре россиян за последние годы. Именно фоновые знания этой группы вызывают наибольшие трудности у изучающих иностранный язык и составляют основное содержание социокультурного компонента языковой единицы. Без таких знаний невозможно эффективно участвовать в межкультурном общении.

Фоновые знания отражают содержание культуры, быт страны изучае­мого языка, образ жизни носителей языка. Основным источником таких знаний являются иноязычные тексты, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях и лингвострановедческий анализ их содержания. Подобные умения характеризуют как лннгвострановедческие умения. С их помощью наряду с другими умениями обеспечивается понимание социокультурного содержания иноязычного текста. Формирование таких умений на основе приобретенных фоновых знаний способствует приобщению учащихся к новой социокультурной среде и формированию вторичной языковой лич­ности.

Вот перечень некоторых тематических групп, в рамках которых рекомен­дуется знакомить учащихся с фоновыми знаниями носителей языка:

- выработанные обществом правила речевого поведения и формулы речевого этикета (обращение к собеседнику, привлечение внимания, приветствия и прощания, знакомства, встречи и расставания, по­здравления и приветствия, извинения, просьбы, совет, приглашение, согласие и отказ, сочувствие, соболезнование, комплимент и др.).

- личные имена и фамилии (связь иноязычной ономастики с историей народа, образование фамилий, имена и фамилии исторических лич­ностей, состав иноязычной антропонимики, полные и краткие формы имен).

- фольклор: пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни, былины, их тематика,национальный колорит.

- национальный быт: жилище, хозяйственные строения, двор, домаш­ние животные и птицы, домашняя утварь, предметы домашнего оби­хода.

- национальная кухня: продукты, способы приготовления еды, посуда для еды, сервировка стола, угощения и т. д.

- национальные обряды, обычаи, традиции, праздники.

- национальные игры и развлечения.

- одежда и украшения.

- термины родства, семейные отношения и родственные связи. Литература: писатели, поэты, их произведения.

- изобразительное искусство: живопись, скульптура, художники и их картины, монументальные произведения;

- музыкальная культура танца: песня, опера, народные танцы, балет,композиторы, исполнители.

- национальный театр: спектакли, актеры и роли.

- кинематограф.

- судьбоносные этапы из истории государства.

- страницы дружбы носителей языка с другими народами.

- города и их достопримечательности.

Лингвокультурологический материал следует вводить в сопоставлении с соответствующим материалом в родном языке учащихся. В результате подобных сопоставлений  учащиеся лучше поймут, что у каждого народа своя картина мира (географические и климатические условия, образ жизни, тра­диции и обычаи), зависящая от многих обстоятельств, а вхождение в иноя­зычную культуру и ее язык как источник и средство выражения культуры способствует лучшему постижению родной культуры.

Средством овладения социокультурными средствами общения являются культурологические словари, тексты и личный опыт общения.



2019-11-21 502 Обсуждений (0)
Объекты обучения социокультурным средствам общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объекты обучения социокультурным средствам общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)