Становление и развитие государственной системы экстренной медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях
Институт клинической медицины Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Тема № __ Защита и оказание медицинской помощи детям при чрезвычайных ситуациях ЛЕКЦИЯ для студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело по учебной дисциплине «Медицина чрезвычайных ситуаций»
Москва 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Литература ОСНОВНАЯ 1. Медицина чрезвычайных ситуаций (организационные основы): учебник / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В. Третьяков. [и др.] – Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 400 с. 2. Сахно И. И., Сахно В. И. Медицина катастроф – организационные вопросы. Москва, 2002 г. – 499 с. 3. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 272 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Ковригина М.Д. Война и дети. М: Дом 1995. – 44 с. 2. Катастрофы и дети / Под ред. О.Ф.Исакова. 2-е изд. М.: Полтекс, 1997.- 280 с. 3. Вельтищев Ю.Е., Фокеева В.В. Экология и здоровье детей. Приложение к журналу Рос. вестн. перинатол. и педиатрии.: М. 1996.- ч.I – С-277-279. 4. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Технические средства обучения Мультимедийный проектор. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point).
Введение В чрезвычайных ситуациях только мирного времени, санитарные потери среди детей достигают 25%, от общего числа санитарных потерь населения, пострадавшего от воздействия поражающих факторов. Сотрудники формирований МЧС России, медицинский персонал бригад службы медицины катастроф, оказывая медицинскую помощь населению в очаге поражения, обязаны оказывать помощь и детям. Знания анатомо-физиологических особенностей детского организма, особенностей развития патологического процесса в организме ребенка и оказания медицинской помощи детям необходимы участникам аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях ‐ одна из самых гуманных и самых важных задач. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе. Актуальность данной проблемы определена провозглашенной в 1990 г. ООН «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей», в которой подчеркнуто, что дети должны быть в первую очередь защищены от воздействия стихийных бедствий и техногенных катастроф, вызванных деятельностью человека, а также в результате войн различного характера. Становление и развитие государственной системы экстренной медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июня 1990 г. № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 11 июля 1990 г. № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» на Московский НИИ педиатрии и детской хирургии были возложены функции головного учреждения в РСФСР по проблеме экстренной медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях. В период 1990-1993 гг. указанное направление работ проводилось в составе специализированных медицинских бригад постоянной готовности Всесоюзного научно-практического центра экстренной медицинской помощи. Последующая научно-практическая и организационно-методическая деятельность специалистов педиатрического профиля осуществлялась во взаимодействии с Всероссийским центром медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздрава России. Сотрудники хирургической клиники Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России и детской городской клинической больницы № 9 им. Г. Н. Сперанского Департамента здравоохранения г. Москвы принимали участие в разработке организационно-штатной структуры и табеля оборудования полевого многопрофильного госпиталя (ПМГ) ВЦМК «Защита», предназначенного, в частности, для оказания специализированной помощи детскому населению в различных чрезвычайных ситуациях. В настоящее время в составе ПМГ функционирует педиатрическое отделение, штатно-кадровая структура которого, представлена детскими анестезиологами-реаниматологами, педиатрами, детскими хирургами. Приоритетными направлениями совершенствования и развития системы оказания педиатрической помощи в ЧС в настоящее время являются: - обоснование и разработка эффективных форм организации и оказания этапной медицинской помощи детям в различных чрезвычайных ситуациях; - прогнозирование течения и исхода острого периода тяжелых механических травм у детей; - объективизация критериев медицинской сортировки детей с политравмами в условиях массового поступления пострадавших; - разработка эффективных моделей организации медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - организация работы бригад специализированной хирургической помощи детям в условиях стихийных бедствий, техногенных катастроф и локальных вооруженных конфликтов; - разработка концепции мобильных медицинских госпиталей (комплексов) для оказания специализированной помощи детям в различных чрезвычайных ситуациях. Безусловно, что к «зоне ответственности» современной службы медицины катастроф относится проблема дорожно-транспортного травматизма. Проводимый мониторинг детского дорожно-транспортного травматизма позволил выявить основные закономерности его эволюции и обосновать системный подход к снижению тяжести медицинских последствий. Актуальным направлением совершенствования и развития системы оказания педиатрической помощи в ЧС на современном этапе является анализ и обобщение опыта оказания медицинской помощи детскому населению в условиях вооруженных конфликтов, террористических актов, дезорганизации сети территориального здравоохранения, а также медико-санитарного обеспечения детей из состава беженцев (вынужденных переселенцев). К настоящему времени педиатрами национальной службы медицины катастроф накоплен уникальный опыт реального участия в ликвидации медицинских последствий различных ЧС и медико-санитарного обеспечения детского населения пострадавших регионов, как в нашей стране, так и за рубежом. Война и дети Война - самый примитивный и самый жестокий способ решения конфликтных отношений между людьми, имеющими власть и вооружение. При этом в нее втягиваются огромные массы населения и самые большие жертвы отмечаются среди гражданского населения, прежде всего женщин и детей. И если в первой мировой войне пострадало не более 20% населения, то во второй мировой войне - уже до 50%, а в конфликтах, развязанных в последние десятилетия - более 80% мирного населения. При этом учет этих жертв либо не ведется совсем, либо поставлен значительно хуже, чем учет потерь в живой военной силе и технике. Со времен второй мировой войны в мире произошло около 130 вооруженных конфликтов. Около 2 млн. детей погибли на земном шаре в этих конфликтах только за последнее десятилетие, 4- 5 млн. детей стали инвалидами, около 1 млн. - сиротами. Среди беженцев около 12 млн. – дети. 1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в Северной Осетии (г. Беслан). В этот день отряд террористов численностью более 30 человек захватили здания средней общеобразовательной школы. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены. Санитарные потери при захвате заложников боевиками в г. Беслан представлены в таблице 1. Таблица 1. Санитарные потери при захвате заложников боевиками в г. Беслан
Как показала статистика, в таких ситуациях, особенно дети переживают тяжелый психический стресс с последующим развитием депрессии, неврозов, психических заболеваний. Они видят гибель родных, раненых, разрушенные дома. Также во время военных действий в Хорватии психопатологические реакции были отмечены более чем у 60% детей. Война несет с собой голод, нищету и инфекции и, как следствие - повышение младенческой и детской смертности. Эпидемии инфекционных заболеваний - обязательные спутники войны. Это связано не только с ухудшением санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях военного времени, но и с нарушением режимов плановой и экстренной вакцинопрофилактики. Благодаря самоотверженной работе медицинских работников очаги инфекций во время Великой Отечественной войны быстро ликвидировались, крупных эпидемий детских инфекций не было. Однако во время вооруженного конфликта в Чеченской республике, где профилактическая вакцинация детей была прекращена еще до его начала, не удалось избежать крупной вспышки полиомиелита. Это заболевание, относимое Всемирной организацией здравоохранения к категории инфекций, которое в ближайшие годы должно быть полностью ликвидировано на земном шаре. Существует мнение о том, что детям «нравится война», мальчики охотно играют в военные действия, проявляют большой интерес к оружию. Этот интерес активно поддерживается средствами массовой информации, прежде всего телевидением, которое ежедневно демонстрирует убитых и раненых, взрывы, картины разрушения, насилия и т.п. Международное движение «Врачи мира против войны» пока не может противопоставить свою деятельность давлению на детскую психику средств массовой информации. Хотя именно дети в зонах вооруженных конфликтов оказываются наименее защищенными и являются основными жертвами современной войны.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |