Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнейшие техника и технологии



2019-11-21 404 Обсуждений (0)
Древнейшие техника и технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Человек не является единственным существом, пользующимся орудиями: представители многих видов животных для добывания пищи или в иных целях применяют различные предметы, камни, палки. Этому поведению молодые шимпанзе обучаются, подражая старшим собратьям. Однако шимпанзе могут обходиться и без орудий, тогда как использование орудий является важнейшим условием существования человека. Можно предложить лишь гипотетическую реконструкцию процесса становления орудийной деятельности. Первым шагом на этом пути было высвобождение руки. Постоянная борьба с разнообразными врагами заставляла человека пользоваться для самозащиты камнями и палками и таким образом усиливать действие своих «природных орудий» – рук. Прежде чем камень стал ножом, человеческая рука должна была приобрести способность выполнять сотни операций, недоступных животному. Усваивая все новые и новые движения, вырабатывая все большую гибкость, передаваемую по наследству и возраставшую от поколения к поколению, рука сделалась пригодной для выполнения сложных операций. Это явилось предпосылкой обработки камня камнем с помощью скалывания. Каменные орудия сделали более продуктивной охоту и открыли возможность обработки дерева, кожи и кости.

Истоки становления современного человека следует искать в африканском прошлом людей (2–3 млн лет назад). Отсутствие сравнительной информации делает подобное исследование очень сложным: древних гоминидов (представителей семейства, к которому относится и современный человек) нельзя полностью отождествить ни с современными людьми, ни с шимпанзе или другими обезьянами. Почти каждое из ранних механических достижений (умений) человека (даже ткачество и шитье) уже было присуще отдельным видам животных, птиц пли даже насекомых, кроме одного – использования огня. Огонь в естественных условиях встречается в особых местах (например, по соседству с вулканами, у источников природного газа либо, что случалось достаточно редко, при лесных пожарах). Его сохранение и распространение были опасным и трудным делом, о чем свидетельствуют мифы и легенды. Пищу на огне начали готовить только тогда, когда поддержание костра в местах стоянок стало делом обычным. Искусственное добывание огня относится к более позднему времени – вероятно, к началу верхнего палеолита. Известно несколько древних способов добывания огня: скобление, сверление и пиление, основанные на трении двух кусков древесины друг о друга, а также высекание искр из кремня. Последний способ в начале железного века был усовершенствован с помощью огнива и применялся до изобретения в XIX в. фосфорных спичек. Огонь сыграл значительную роль в формировании и упрочении социальных связей внутри первобытной орды: во-первых, поддержание его требовало от ее членов непрерывающихся, согласованных коллективных действий; во-вторых, костер (очаг) был тем местом, вокруг и вблизи которого происходила вся жизнедеятельность первобытного коллектива. Впоследствии люди научились применять огонь для различных технических целей – добычи кремня, обработки дерева, обжига глины и т. д.

Добывание огня стало одним из важных шагов на пути развития человечества. Его появление приписывалось усилиям древних героев, похитивших огонь с неба, что и придавало ему характер божественности (миф о Прометее). Способы добывания огня воспроизводились в священных хороводах, круговых танцах, т. е. являлись частью многих религиозных обрядов. Судя по литературным данным, огонь сначала привлек внимание наших предков своим цветом и блеском, затем – разрушительными действиями, а далее – полезными свойствами.

Разделывая тушу (в том числе брошенную хищниками), человек научился вскрывать кости. Кости содержат высококалорийный мозг (энергетическая ценность жиров в одном костяке копытного животного превышает суточную энергетическую потребность взрослого человека). Однако добыть его оттуда непросто: справиться с трубчатыми костями может не всякий хищник. Льюис Р. Бинфорд установил, что гоминиды использовали свои первые каменные орудия именно для разбивания костей, придавая им удобную для разбивания форму.

Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, согревавший людей, – все это с естественной необходимостью сплачивало и объединяло их. В своей деятельности человек стал применять большое количество простых орудий. С этого времени начался новый этап в развитии человеческого общества, длившийся с 40-го до 12-го тысячелетия до н. э. – верхний палеолит. Данный этап характеризовался накоплением простых орудий, которые создавал человек уже современного типа (homo sapiens). Это были наборы специальных приспособлений для резания: остроконечники, привязанные к древку или приклеенные с помощью вязкого смолистого вещества – для проколки; скребло для соскабливания и подчистки кожи, перерезывания сухожилий; скребок для более чистого выскабливания кожи. Таким образом, человек, не наделенный ни клыками, ни когтями, не защищенный чем-либо вроде черепашьего панциря, не способный летать, как птица, бегать, как антилопа или гепард, нашел свой собственный способ выживания, опираясь на силу ума.

Использование специальных орудий привело к разработке приемов работы с ними и совершенствованию процесса деятельности. Для изготовления каменного орудия человек сначала брал кремень или обсидиан определенной величины и качества, служивший ядрищем изделия (так называемый «нуклеус» – обычно дисковидной формы), и с помощью второго твердого камня (отбойника) получал отщепы. Отщепы представляли собой заготовки, которые подвергались вторичной обработке. Для получения желаемой формы они оббивались и подправлялись специальным приемом – «ретушью». Ретушь представляла собой тонкую подправку орудия для увеличения эффективности его действия в целом или для усиления рабочих частей орудия (особенно острия). Дальнейшее совершенствование техники выражалось в применении все большего количества простых дифференцированных орудий труда, в использовании огня, изобретении лука и стрел с каменными наконечниками, создании глиняной посуды. Появление лука и стрел, а затем и широкое их распространение относятся к эпохе мезолита  и раннего неолита (от 12-го до 4-го тысячелетия до н. э.). В это же время был найден способ обжига глиняной посуды, придавшего глиняной массе камневидно сть, водоустойчивость и огнестойкость.

Не менее существенным в жизнедеятельности первобытного человека (и для истории науки) было создание механических приспособлений для охоты. Копье, дротик, очень оригинальные бумеранг, праща и болас, действие которых зависит от довольно сложного динамического и аэродинамического движения систем в пространстве, являются последовательным совершенствованием простого искусства бросания палок и камней. Лук представляет собой пример использования человеком механического запаса энергии. Энергия накапливается в луке при медленном натягивании тетивы и быстро расходуется в момент пускания стрелы. Для истории науки лук интересен как одна из первых машин. Изучение полета стрелы стимулировало появление и развитие динамики[1]. Лучковое сверло освободило одну руку при сверлении, заменило действия рук при кручении трута – это первый пример поддерживаемого вращательного движения. Предположительно звук натянутой тетивы привел к созданию струнных инструментов. В древнекаменном веке возник и способ извлечения музыкальных звуков. Данный способ впоследствии послужил созданию духовых инструментов. Из своего опыта первобытный человек достаточно хорошо знал, что воздух и ветер материальны. Пневматика[2] началась с дыхания. Воздух можно было направлять, выдыхая или вдыхая его через полые кости или тростинки. Воздухом можно было наполнить пузыри для того, чтобы переправиться на другой берег, и он мог быть использован в кузнечных мехах для раздувания огня. Его сила применялась в духовом ружье для охоты и в бамбуковом воздушном насосе для разжигания огня. Движение свободного или управляемого поршня в цилиндре должно было привести к изобретению пушки и парового двигателя.

Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период 10-3-го тысячелетия до н. э., называемый неолитом   (новый каменный век), стало начало обработки земли. Она оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что о ней говорят как о неолитической революции в истории человечества. Именно обработка земли позволила человеку эпохи неолита впервые в истории начать широкомасштабное приспособление естественной среды обитания к собственным потребностям.

Мелкомасштабным приспособлением можно считать создание древним человеком жилищ. Люди каменного века занимались присваивающим хозяйством (собирательством и охотой), поэтому они были неразрывно связаны с природой и зависимы от нее. В эпоху неолита возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия обусловило появление новых видов орудий труда, а строительство поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы.

Возникновение земледелия представляет собой очень сложный процесс. В конце позднего палеолита на исходе ледникового периода человек занял все охотничьи угодья на планете и охотничье-собирательское хозяйство достигло своего предела. Человек столкнулся с ростом числа охотников и собирателей, т. е. с сокращением добываемой пищи. Данные обстоятельства подтолкнули человечество к освоению новых форм поведения и заставили постепенно перейти к сельскому хозяйству. Еще в 30-е гг. XX в. Н.И. Вавилов выделил семь самостоятельных очагов происхождения культурных растений и в то же время семь вероятных самостоятельных очагов возникновения земледелия – Турцию, Иран, Афганистан, Среднюю Азию, Пакистан, Индостан и Индокитай. Выводы Вавилова во многом были подтверждены археологами. Земледелие не было чем-то придуманным сразу; оно явилось результатом множества отдельных достижений в этой области. Чтобы развивать земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда – деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна.

Первым свидетельством систематического сбора пищевых растений в больших объемах, т. е. началом их возделывания, принято считать микролиты. (Идея микролита понятна всем, кто пользовался безопасной бритвой – когда лезвие затупляется, его меняют на другое.) Микролиты (от греч. mikros – маленький + lithos – камень) – мелкие, правильной геометрической формы и стандартных размеров изделия из кремня, обсидиана и других твердых пород камня, дающих острый режущий край. Микролиты служили вставками в деревянные и костяные инструменты (в частности, в жатвенные). Они закреплялись в специальных пазах с помощью природного асфальта, битума, озокерита, горного воска и др. Благодаря стандартной форме и размерам утерянные либо затупившиеся микролиты легко заменялись, что позволяло в период жатвы эффективно использовать все имеющиеся серпы. Однако земледелие (как основа жизни) не смогло бы полностью заменить охоту и сбор пищи, если бы не было целого ряда вспомогательных нововведений.

Для изготовления деревянной мотыги и серпа требовались специальные инструменты. Земельные участки под посевы приходилось расчищать, поэтому люди совершенствовали плотницкие инструменты, появившиеся в мезолитическую эпоху, а также создавали новые – ручные мельницы, глиняную посуду, прядильные машины и ткацкий станок. Сравнительно долгое проживание человека на одном месте (по крайней мере при высоком уровне развития земледелия) позволяло ему создавать, накапливать и использовать орудия, которые для охотника были бы тяжелой обузой. У человека выработалась привычка подчинять себе природу ради собственной выгоды – привычка, которая поощряла его к поискам дальнейших жизненных улучшений. Это проявлялось в «окультуривании» растений и животных, что оказало немалое влияние на жизнь человека. Почти во всех частях Старого света стали выращивать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фасоль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии – миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до 2-го тысячелетия до н. э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому, что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли. Они больше не убивали своих новорожденных (что было неизбежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Часто на определенной территории людей становилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест обитания.

Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Находки в современном Иране на севере Персидского залива свидетельствуют о том, что одомашненные козы и овцы существовали приблизительно с середины 7-го тысячелетия до н. э. Их выращивали не только на мясо, но и для получения молока и шерсти. Свиней, одомашненных к началу 6-го тысячелетия до н. э., разводили в небольших количествах, потому что они требовали много корма и были переносчиками болезней. До недавнего времени принято было считать, что лошадь была приручена на Ближнем Востоке во 2-м тысячелетии до н. э., но открытия археологов «отодвинули» эту дату на рубеж 7-6-го тысячелетии до н. э.

Земледелие послужило основой для появления деревень и городов: первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века превращались в деревни земледельцев – новый тип поселений в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале 7-го тысячелетия до н. э. В развитых культурах неолита крупные города насчитывали сотни и даже тысячи жителей. Первые дома оседлых людей представляли собой круглые постройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а позже класть прочный каменный фундамент. При постройке нового жилья на месте разрушившегося или сгоревшего площадку под фундамент выравнивали, обмазывая глиной. Таким образом, возникали типичные возвышения (по-арабски «телл»), на которых до сих пор стоят деревни. Телли достигали высоты 20 м. Вместо круглых построек появились прямоугольные, к которым легче можно было сделать пристройки и тем самым увеличить жилую площадь. Двери, как правило, находились выше уровня земли. Иногда вход располагали в плоской крыше и в дом попадали по деревянной лестнице. Пол был из утрамбованной глины, а стены побелены гипсом. Их часто украшали красными полосами или другими рисунками. Спали обитатели этих домов на полу (на рогожах) или на возвышавшемся ложе-скамейке, пищу готовили в специально отведенном месте.

Уже в древние времена поселения укреплялись. Обычно вокруг деревни выкапывали ров и воздвигали вал. Одним из наиболее известных укрепленных городов был древний Иерихон. Его окружала стена шириной 1,75 и высотой 3 м. Она была из камней, положенных друг на друга. Далее следовал вал из глины, а снаружи – трехметровый ров, достигавший в некоторых местах девятиметровой ширины. К стене примыкала конусообразная башня высотой 9 м и такой же ширины в нижней части.

Основными достижениями эпохи неолита являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов. Начало обработки металлов восходит к 7-му тысячилетию до н. э. Переход от каменных орудий к металлическим и соответственно от возделывания растений к земледелию имел колоссальное значение в истории человеческого общества. Археологические материалы свидетельствуют о том, что для изготовления орудий труда и оружия человек прежде всего стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал еще раньше. Во всяком случае археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой топор), похожие на каменные, относятся еще к энеолиту, т. е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4—3-го тысяселетия до н. э.).

Предполагается, что самородная медь была найдена во время поисков каменного сырья. Поначалу первобытный человек для ее обработки применял ковку. Железо и медь встречаются в природе в самородном состоянии, люди уже на одной из ранних стадий своего развития научились плавить и использовать их. Они принимали данные металлы за высококачественный «камень» меньшей хрупкости, чем другие камни, из которых обычно изготовляли орудия труда. Такому «камню» можно было придать нужную форму молотком, вместо того чтобы оббивать и стачивать углы и кромки, как у обычных камней. Большой скачок вперед позволили сделать два ключевых открытия. Во-первых, оказалось, что прокаливание некоторых пород камней вместе с древесным углем позволяет получать медь, что предопределило процесс выплавки металлов. Во-вторых, медь можно было выплавлять в специальных печах и выливать в особый сосуд заранее выбранной формы, где затвердевающий металл воспроизводил форму внутренней полости этого сосуда; так был открыт литейный процесс, зародилась металлургия. Эти открытия были сделаны, по всей вероятности, в Месопотамии или где-то по соседству примерно в 4-м тысячелетии до н. э. Выплавка металлов из руд была важным шагом еще и потому, что природные запасы самородных металлов незначительны и их использование не могло иметь существенного значения для жизни людей. Более того, без открытия литья наиболее ценные свойства меди остались бы неиспользованными.

Каменные орудия изготавливались человеком тогда, когда они были ему нужны. Иначе обстояло дело с выплавкой металла – здесь требовалась высокоорганизованная система производства. Добыча руды в открытых карьерах (а затем и в подземных рудниках) требовала много всякой техники для работы с глыбами твердых пород. Для практического использования меди понадобились новые вспомогательные приспособления. К тому же выполнение трудовых операций нуждалось в ремесленниках-специалистах, которые освобождались от производства пищи (получали ее от общин).

Ранние неолитические общества были более или менее автономными в хозяйственном отношении, и торговля в них ограничивалась предметами роскоши, украшениями и амулетами. Но как только эти общества стали производить продуктов больше, чем это было необходимо для удовлетворения непосредственных потребностей, возникла тенденция к обмену произведенных излишков на доставляемые издалека товары, важнейшими из которых были медь и медные руды.

Величайшим нововведением в земледелии наряду с ирригацией оказалось применение плуга. С плугом связано и другое важное изобретение – упряжь для животных (прежде всего для быков). Таким образом, люди впервые стали использовать «нечеловеческий» источник энергии, чтобы избавить себя от бремени физической работы. В города приходилось доставлять продовольствие. Для перевозки сельские жители использовали полозья, которые они унаследовали от своих мезолитических предков. Затем они сделали решающий шаг – придумали колесную повозку, по существу представлявшую собой сани на колесах, крепившиеся к дышлу плужной упряжки для быков. На колесных повозках в Шумере ездили уже в 3500 г. до н. э. К 3000 г. до н. э. они были широко распространены в Месопотамии, Эламе и Сирии, достигнув к 2500 г. до н. э. берегов Инда. В Египте же они оставались неизвестными еще очень долгое время. Когда животных запрягли сначала в плуг, а затем в повозку, это было первым примером выполнения работы не силой человеческих мускулов, а иной силой. Приблизительно к тому же времени относятся и первые попытки применять силу ветра для движения парусных судов. Парусные суда использовали в Египте после 3500 г. до н. э., а к 3000 г. до н. э. египтяне уже свободно плавали в восточной части Средиземного моря и, по-видимому, в Аравийском море.

Неолитическая революция явилась необходимым условием генезиса цивилизаций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие периоды включает первобытная культура?

2. Каковы черты первобытной культуры?

3. Что означает понятие «синкретизм первобытной культуры»?

4. Что включает понятие «антропоморфизм»?

5. Как можно охарактеризовать понятие «традиционализм»?

6. Какова главная особенность мифа?

7. Каковы основные функции мифа?

8. Какое значение имеет для человека использование орудий?

9. Что означала для человека способность добывать огонь?

10. Какой этап развития человеческого общества характеризуется накоплением простых орудий?

11. Какое изобретение эпохи мезолита и раннего палеолита было наиболее важным в истории человечества?

12. Как изменилась жизнь человека с начала обработки почвы?

13. Когда возникло земледелие?

14. Что представляют собой микролиты?

15. Какое значение для человека имело изобретение плуга?

16. Когда было изобретено колесо?

 

Задания

 

Заполните пропуск:

Основными функциями мифа являются:

а) социальная, состоящая в обосновании существующего устройства общества, поддержании социального порядка, регулировании поведения;

б) функция сохранения, накопления и передачи социального опыта, которая заключается в способности мифа передавать ценностные ориентации, технологии деятельности и модели поведения, закрепляя культурное своеобразие общества;

в) познавательно-мировоззренческая, отражающая способность мифа в чувственно-образной форме объяснять мир и открывать смысл человеческой жизни;

г) эстетическая, состоящая в том, что миф выступает видом художественного творчества, в процессе которого совершенствуется память, развивается воображение;

д)

Правильно соотнесите термин и его определение:

 

 

 

Заполните таблицу:

 

 

Дополните определения:

а) Период, который охватывает палеолит и мезолит, называется….

б) Период, охватывающий неолит, называется….

 

Правильно соотнесите термин и его определение:

 

 

Тесты

 

1. Период в развитии человеческого общества между палеолитом и неолитом называется:

а) бронзовый век;

б) мезолит;

в) железный век;

г) энеолит.

2. Основным источником существования людей периода палеолита было:

а) собирание «даров природы»;

б) охота;

в) земледелие;

г) животноводство.

3. Лук и стрелы с кремневыми наконечниками появились в период:

а) палеолита; в) неолита;

б) мезолита; г) нет правильного ответа.

4. Керамическое производство появилось в эпоху:

а) мезолита; в) палеолита;

б) неолита; г) нет правильного ответа.

5. Первое животное, прирученное человеком. Это:

а) корова; в) собака;

б) лошадь; г) кошка.

6. К основным занятиям населения периода неолита относится:

а) рыболовство; в) бортничество;

б) охота; г) собирательство.

7. Основными материалами для изготовления орудий труда в первобытном обществе являлись:

а) камень и дерево; в) ракушки;

б) железо и медь; г) все перечисленное.

8. Гарпун – орудие для ловли:

а) рыбы; в) птиц;

б) животных; г) всего перечисленного.

9. Первыми профессиональными ремесленниками были:

а) кузнецы;

б) гончары;

в) бондари;

г) нет правильного ответа.

10. Бронза-это:

а) сплав меди и серебра;

б) сплав меди и олова;

в) сплав меди и железа;

г) нет правильного ответа.

11. Археологическими источниками для изучения первобытных знаний и технологий являются:

а) постройки, стоянки, погребения;

б) знаковые символы, оставленные на стенах пещер;

в) костные останки людей, структура мышц у животных и птиц;

г) все перечисленное.

12. К письменным источникам для изучения первобытных знаний и технологий относятся:

а) постройки, стоянки, погребения;

б) знаковые символы, оставленные на стенах пещер;

в) костные останки людей, структура мышц у животных и птиц;

г) все перечисленное.

13. К антропологическим источникам для изучения первобытных знаний и технологий относятся:

а) постройки, стоянки, погребения;

б) знаковые символы, оставленные на стенах пещер;

в) костные останки людей, структура мышц у животных и птиц;

г) все перечисленное.

14. Костяные и каменные круги и диски с радиально расходящимися лучами, круги с точкой в центре являются примерами:

а) солярной символики;

б) космологической символики;

в) мифологической символики;

г) всего перечисленного.

15. Священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Это:

а) ритуал;

б) миф;

в) письменность;

г) нет правильного ответа.

 

Литература

 

1. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. М., 1993.

2. История Европы: в 30 т. Древняя Европа. М., 1988. Т. 1.

3. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

4. Ларичев, В.Е. Мудрость змеи. Первобытный человек, Луна и Солнце / В.Е. Ларичев. Новосибирск, 1989.

5. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М., 1994.

6. Марков, Г.Е. История хозяйства и материальной культуры / Г.Е. Марков. М., 1979.

7. Пергииц, А.И. История первобытного общества / А.И. Першиц [и др.].М., 1982.

8. Семенов, С.А. Происхождение земледелия / С.А. Семенов. Л., 1974.

9. Шнирельман, В.А. Происхождение скотоводства / В.А. Шнирельман. М., 1989.

10. Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире: общий взгляд / В.Н. Топоров // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.

 

 

Тема 3



2019-11-21 404 Обсуждений (0)
Древнейшие техника и технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнейшие техника и технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)