Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты цивилизаций Древнего Востока



2019-11-21 205 Обсуждений (0)
Характерные черты цивилизаций Древнего Востока 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К древневосточным относят цивилизации , сложившиеся в конце 5-го – 2-м тысячелетии до н. э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации (развивавшиеся, как правило, изолированно) называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками – Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации появились независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как воздействие чьих-то личностных сил, наделенных разумом и волей. Вселенная отождествлялась человеком того времени с его государством. Сложившийся в странах Древнего Востока идеал поведения можно выразить формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Подобному идеалу соответствовал человек тихий, скромный, кроткий, смиренный. Полная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека в обществе. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам. Труд земледельца и скотовода признавался в обществе одной из высших ценностей, усердие – единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, однако богатство (если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся) обычно не считалось абсолютным добром. Смыслом жизни человека являлось приобретение высшего блага – мудрости. Корпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Нормами семейной жизни считались согласие между супругами, многодетность и почитание родителей.

На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе развития государства. Хозяйство носило натуральный характер. Ирригационная экономика требовала трудоемких земляных работ. Верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Царь был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась поголовным привлечением общинников к строительству грандиозных сооружений. Другой тип хозяйства – простое товарное производство – был представлен городскими ремеслами.

При отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло важнейшую роль. Оно становилось силон, регулирующей и направляющей действия и поступки людей. Основой порядка являлась ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя – живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. В своей деятельности царь опирался на бюрократический аппарат, управляющий делами от его имени. Человек полностью подчинялся государству. По сути, государство эксплуатировало не только отдельного общинника, но и всю общину. Общинники как пользователи земли отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников – к профессии. Такой тип государственности носит название «деспотический» (от греч. despotes – повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Отчасти это объяснялось тем, что в них отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия «царь» и «справедливость» сливались воедино. Личную собственность защищали традиция и закон. В какой-то мере они защищали и интересы социальных низов.

На Древнем Востоке труд общинников был основным; труд рабов только дополнял его, поэтому система классического рабства и индивидуальной эксплуатации там не развилась. Долго сохранялись архаические формы зависимости – патриархальное и долговое рабство. Различие между свободным человеком и рабом было юридическим – общинник владел собственным домохозяйством, у рабов его не было. В отличие от раба общинника нельзя было продать. Патриархальное рабство сложилось на ранней стадии формирования древневосточного государства. Раб (как правило, военнопленный) считался членом семьи и работал наравне с другими ее членами. Его жизнью, как и жизнью своих домочадцев, распоряжался глава семьи – патриарх (отсюда и название рабства такого типа). Долговое рабство возникло в результате развития имущественных отношений. Долговыми рабами становились обедневшие общинники. Это был внутренний источник пополнения числа рабов.

Древневосточное общество являлось иерархичным и делилось на сословия. Сословие – это замкнутая группа населения со сходным набором обязанностей и привилегий. Принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу. На вершине иерархии стояли царь и представители родовой, управленческой, военной аристократии, а также жречества. К средним слоям принадлежали чиновники: этот бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной лестницы составляли ремесленники и общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от других сословий полной изолированностью друг от друга.

Древневосточное общество основывалось на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Она была замкнутой и имела самоуправление. Принадлежность к общине являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за все, что случалось на ее территории. Такая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиций, мыслившихся как абсолютная истина. Главным в общине было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью.

Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили свое существование после походов Александра Великого (336–323 гг. до н. э.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации (в большей степени развивавшиеся изолированно) плавно вросли в средневековые цивилизации, заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы.

 



2019-11-21 205 Обсуждений (0)
Характерные черты цивилизаций Древнего Востока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты цивилизаций Древнего Востока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)