Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие методические рекомендации



2019-11-21 231 Обсуждений (0)
Общие методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт гуманитарных и прикладных наук

Кафедра исторических наук

М.А. Уварова

Методические рекомендации по разработке контурных карт для страноведческих дисциплин

Учебно-методическое пособие

Москва 2019

УДК- 94

ББК- 63. 3 (0)

 

Уварова Мария Александровна, кандидат исторических наук.

 

Рецензенты:

 

 

Методические рекомендации по разработке контурных карт для страноведческих дисциплин. М.: МГЛУ, 2019. 36 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлены общие рекомендации по разработке контурных карт, приведен алгоритм нанесения на контурную карту различной информации, сформулированы вопросы для самоконтроля, разработаны примерные планы проведения учебных практических занятий, приведены образцы карт и условные обозначения.

 

 

© Московский государственный лингвистический университет, 2019

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

§ 1. Общие методические рекомендации…………………………………………

§ 2. Подготовка контурных карт к выполнению учебных заданий

 в ходе самостоятельной работы…..………………………………………….

1.1. Административно-территориальная контурная карта.

1.2. Физическая контурная карта.

1.3. Экономическая контурная карта.

1.4. Контурная карта заморских территорий.

 

§ 3. Выполнение учебных заданий на контурных картах……………………

 

§ 4. Типовые ошибки студентов при работе с

контурными картами и критерии их оценки…………………………….

 

Заключение…………………………………………………………………….

 

Список рекомендованной литературы и электронных

информационно-образовательных ресурсов………………………………….

 

Приложения

1. Условные обозначения

2. Образцы контурных карт

Введение

Изучение географии – физической, политической, экономической, исторической – является важной частью подготовки бакалавров и специалистов Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) филологического и гуманитарного направлений, а также оказывает существенную помощь студентам в познании исторического прошлого страны (народа) изучаемого языка. По мнению известного французского историка Ф. Броделя, история и географические факторы находятся в тесной взаимосвязи[1], климат, рельеф, водные ресурсы, близость к морям и океанам в значительной степени определяют политическое развитие страны, ее международное положение и внешние контакты, влияют на ее социальное и экономическое развитие, на ее сельское хозяйство, структуру промышленности. Изучение физической географии позволяет понять социально-этнические процессы и этнический состав населения страны, генезис формирования наций и государственных границ. Природные ресурсы являются основой экономического потенциала и во многом определяют вектор исторического развития народа, страны. Наличие и разнообразие полезных ископаемых, рельеф местности, флора и фауна обитания народов оказали влияние на становление государств, формирование культурного, и, в частности, языкового пространства того или иного социума. В ходе исторических изменений природно-географические факторы обусловили временные рамки становления хозяйственно-экономического базиса, типа и формы государств, положили начало промышленному перевороту в Европе, равно как типы почв определили вариативность и интенсивность развития сельского хозяйства и формирование аграрного типа экономики в азиатских странах. Приморское положение стран, их открытость мировым водным ресурсам стала одним из ключевых факторов наступления эпохи великих географических открытий, создания крупнейших колониальных империй.

В процессе образовательной деятельности студенты МГЛУ изучают страноведческие дисциплины, в содержание которых входит познание истории и географии страны (народа) изучаемого языка. Данные дисциплины входят в перечень базовой и вариативной части предметов учебного плана. Значимость изучения этих дисциплин определяется необходимостью формирования у студентов профессиональных компетенций, в первую очередь получения навыков межкультурного общения, владение которыми предполагает обширные знания о стране или регионе. В основе же межкультурного взаимодействия лежит умение анализировать различные социальные ситуации и правильно ориентироваться в сложных этнических, культурных, экономических и политических процессах страны, чего трудно добиться без знания географии. Кроме того, имеющиеся у студентов сведения в области политической и физической географии являются основой для понимания истории становления системы органов власти и управления, функционирования административно-территориальной структуры государства, развития его отдельных регионов и областей, городов и крупных мегаполисов.

На наш взгляд, существенную помощь студентам в приобретении комплексных знаний о стране изучаемого языка окажут контурные карты, разработка которых является частью освоения страноведческих дисциплин. Разработка контурных карт позволяет продемонстрировать умение применять полученные теоретические знания на практике, в ходе выполнения учебных заданий. Отсюда, главными задачами данного учебно-методического пособия является разъяснение обучающим принципов работы с контурными картами, требований, предъявляемых к их оформлению, формирование у студентов навыков нанесения на карты различных объектов, усвоение условных обозначений (легенды), а также оперирование полученными знаниями при выполнение практических заданий.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений, изучающих страноведческие дисциплины.

Общие методические рекомендации

Контурная карта — особый вид учебных бланковых немых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку[2]. На такие карты нанесены только контуры[3] стран, основные объекты, процессы или явления. Контурные карты также используются как географическая основа для создания оригиналов тематических карт.

В процессе изучения страноведческих дисциплин в МГЛУ контурные карты используются в качестве материальной и информационной базы в целях отработки студентами практических заданий. В ходе самостоятельной работы контурные карты используются как основа для составления карт по физической, экономической географии страны и для обозначения административно-территориального деления страны, а также (в отдельных случаях) для обозначения ее заморских территорий / доминионов.

Работа над контурными картами входит в блок оценочных средств по дисциплине и является условием допуска к промежуточной аттестации. Разработка студентом контурной карты способствует усвоению материала развивает зрительную память, формирует аналитическое мышление. В случае необходимости студент должен представить на чистой контурной карте требуемые объекты по памяти, без использования справочного материала.

Работа над контурной картой является составной частью изучения страноведческих дисциплин, поэтому текстовая информация должна быть нанесена на карту на изучаемом иностранном языке. То есть условные обозначения (легенда), названия населенных пунктов, регионы / штаты и их аббревиатуры, географические названия и отрасли экономики должны быть обозначены на языке изучаемой страны. Исключение делается для страноведения регионов Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского, региона — для них карты заполняются на английском языке по принятым международным стандартам (например, Пекин – Beijing и т.п.). При этом информация, представленная на контурных картах, должна быть  актуальной, т.е. соответствовать современному периоду.

Разработанная контурная карта должна иметь следующий стандартный вид: основная карта и легенда – список условных обозначений с расшифровкой.

Контурная карта заполняется студентом от руки и предоставляется в бумажном виде. Карта, выполненная посредством использования компьютерных программ, не засчитывается. Стандартный формат карты – А4, но предпочтительнее формат  А3, в особенности для контурных карт административно-территориального деления страны, экономических районов, заморских территорий или доминионов.

Контурные карты тех или иных стран мира можно найти на сайте kontur-map.ru или 200stran.ru[4] либо использовать школьные комплекты контурных карт и атласов по современной экономической, физической и политической географии зарубежных стран (для 9-10 классов).

Карты заполняются четким, предпочтительно печатным шрифтом. Если какие-либо объекты не помещаются на карте, их нужно обозначить цифрами и дать расшифровку в легенде.

Для выделения цветом объектов на карте предпочтительно использование цветных карандашей, для обозначения названий (городов, рек и пр.) – черной гелевой ручки. Нежелательно использование красок и фломастеров, поскольку чрезмерно яркие цвета мешают правильному прочтению карты.

После завершения разработки контурной карты студент должен проверить и закрепить приобретенные в ходе самостоятельной работы знания, умения и навыки путем самоконтроля. С этой целью в конце каждого раздела параграфа 2 приведены вопросы и задания для самоконтроля, ответы на которые обучаемым необходимо формулировать на русском и иностранном языках.

Для аттестации по дисциплинам «История и география стран изучаемого иностранного языка» и «Специальное страноведение» необходимо разработать следующие виды карт: административно-территориальная, карта заморских территорий (если таковые имеются), физическая карта (карта рельефа) и экономическая карта. Помимо названных контурных карт, студенты должны представить к промежуточной аттестации составленную самостоятельно таблицу по этническому составу населения изучаемой страны. При сдаче контурных карт преподавателю студент должен собственноручно подписать карту, указав на ней свои фамилию и имя, номер группы, дату.

Полный комплект контурных карт представляется студентом преподавателю во время проведения зачета (экзамена). При выставлении зачета либо итоговой оценки в ходе промежуточной аттестации, преподаватель учитывает качество разработки контурных карт, а также уровень сформированных у студента в ходе практических занятий компетенций. При отсутствии у студента контурных карт он не допускается к зачету (экзамену).

 



2019-11-21 231 Обсуждений (0)
Общие методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)