Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Управление конфликтами и стрессами



2019-11-21 199 Обсуждений (0)
Тема 7. Управление конфликтами и стрессами 0.00 из 5.00 0 оценок




Обучающийся должен:

знать: вилы и причины конфликтов; их последствия; методы управления конфликтами; сущность, природу стресса и методы снятия стресса;

уметь: решать конфликтные ситуации; находить пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Конфликты в организации: понятие, природа, последствия. Функции конфликтов: разрушительные, созидательные, диагностические. Виды и причины возникновения конфликтов: внутри личностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповых. Правила поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе: структурные и межличностные.

Стресс:      понятие, природа и причины возникновения. Взаимосвязь конфликта и cтpeсca. Виды стресса: физиологический, психологический, информационный, управленческий, эмоциональный. Позитивные и негативные стрессы Пути предупреждения стрессовых ситуаций и понижения уровня стресса

Методические рекомендации

Изучая данную тему, следует усвоить понятие конфликта. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Основные типы конфликтов, которые необходимо знать: внутри личностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Характеристику этих видов конфликтов студенты должны изучить по рекомендованной литературе. Изучая характеристику конфликтов, студенты знакомятся с их причинами: распределение ресурсов, различие в целях, взаимозависимость задач, различия в представлении о ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации (связь).

Существует две группы методов управления конфликтными ситуациями и разрешения конфликтов - это структурные и межличностные.

Структурные методы разрешения конфликта включают в себя: разъяснение требований к работе; использование координационных и интеграционных механизмов; установление общеорганизационных комплексных целей; использование системы вознаграждений и т.д.

Межличностные методы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и т.д.

Существует еще и трансактивный метод разрешения конфликтной ситуации, основанный на модели Эриха Берна. Суть этой модели в том, что любое «Я» интегрирует в себе нормы родителей, состояние ребенка и взрослого человека.

Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувства стресса. Стресс - это еще один фактор, который должен учитывать потенциальный руководитель и научиться нейтрализовать его для обеспечения эффективности деятельности фирмы. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, а чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Причинами стресса могут быть организационные факторы. Организационные факторы - это слишком большой или слишком маленький объем работы, конфликт ролей, неопределенность ролей, скука, физические факторы и т.д.

Вопросы для самопроверки

1.Дайте понятие и охарактеризуйте основные типы конфликтов.

2.Каковы причины конфликтов?

3.Почему рекомендуется участие работников в управлении переменами?

4.Каковы причины стресса?

Тема 8. Руководство: власть и партнерство

Обучающийся должен:

знать: виды власти и влияния, баланс власти; источники власти; лидерские качества; стили управления:

уметь: определять стиль управления; применять различные стили управления.

Власть и влияние: понятия. Виды власти: основана на принуждении, вознаграждении, эталонная, экспертная, законная, харизма. Источники власти. Баланс власти. Неформальные группы и управление ими.

Лидерство: понятие, подходы к нему. Модели лидеров («один из нас», «лучший из нас», «воплощение добродетели», «оправдывающий ожидания»). Влияние лидера и лидерские качества.

Стили управления: авторитарный, либеральный, демократический.

Методические рекомендации

Для изучения данной темы следует уяснить, что разные руководители имеют различные типы власти. В частности, различают следующие типы власти: власть, основанная

на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, традиционная (законная) власть, эталонная власть, экспертная власть.

Эффективность какого-то типа власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить, его потребности.

Власть, основанная на принуждении, т е. влияние через страх, эффективна только при условии, что она определяется отличной системой контроля, которая, как правило, требует больших затрат.

Власть, основанная на вознаграждении, т.е. влияние через действия положительного характера, более предпочтительна, чем страх, потому что она дает положительные стимулы для более качественного выполнения работы, но иногда трудно определить, какая награда будет иметь эффект.

Традиционная (или законная) власть, т.е. влияние через привитые нравственные и культурные ценностей - самый распространенный тип власти.

Эталонная власть основана на том, что подчиненный стремиться быть похожим на руководителя.

Влияние силой примера может стать харизмой, когда люди ассоциируют себя с динамичными лидерами. Исполнитель отождествляет себя с руководителем или испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его способности.

Экспертная власть - это влияние через разумную веру в компетентность и знания руководителя. Эта власть становится эффективной по мере возрастания сложности технологии и увеличения размера организации.

Влияние через участие в управлении идет дальше, чем убеждение в признании власти и способностей исполнителя. Вместо того, чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, аппелируя к его потребностям.

Существуют три основные подхода к пониманию сути лидерства - эго подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационные подходы. Согласно личностной теории лидерства, известной под названием «Теории великих людей», лучшие из руководителей обладают определенным выбором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями.

Поведенческий подход дал классификацию стилей управления.

Стиль управления - эго привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.

Обычно выделяют два крайних стиля управления: авторитарное и демократичное руководство.

Авторитарное руководство известный ученый в области лидерства Дуглас Мак Грегор называл теорией «X»,  демократическое руководство теорией «У».

Выделяют также либеральный стиль управления, когда руководитель дает подчиненным практически полную свободу.

В чистом виде авторитарный, демократичный и либеральный стили управления встречаются довольно редко. Поэтому для характеристики стиля управления ученые Р. Блейк и Д. Мутон предложили два основных ориентира - внимание к человеку и внимание к производству.

Ситуационный подход определяет зависимость поведения руководителя от реальных ситуаций.

В исследованиях по управлению разработаны четыре ситуационных модели: ситуационная модель руководства Фидлера: подход Митчелла и Хауса «путь-цель»: теория жизненного цикла Херси и Бланшара; модель принятия решений руководителя Врума-Йеттона

Вопросы для самопроверки

1. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства, объясните общность и различие понятий.

2. В чем заключается поведенческий подход к  изучению лидерства?

3. Что называют стилем руководства?

4. Охарактеризуйте виды стилей управления.

5. В чем заключается ситуационный подход к лидерству с позиции человеческих отношений?

6. Дайте понятие власти, охарактеризуйте основные типы власти.

Тема 9. Менеджер, его деятельность и личность

Обучающийся  должен:

знать: роль менеджера в управлении организацией; составляющие имиджа менеджера; требования к личностно - деловым качествам менеджера; технику работы руководителя:

уметь: использовать методы и технологию оценки личностно - деловых качеств менеджера; планировать и организовывать работу.

Менеджер: понятие, его место в организации, роль и сущность деятельности. Основные формы и специфические особенности управленческого труда

(эвристический, административный, оперативный). Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера (профессиональная компетентность, организаторские способности, морально-этическая зрелость). Квалификационные требования к менеджеру. Авторитет и имидж менеджера.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Проведение переговоров, совещаний, бесед, встреч; выбор стиля, распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий.

Методические рекомендации

Менеджер - это наемный профессиональный управляющий, он занимает центральное место в любой организации на любом уровне ее иерархии. Менеджер занимается эвристической, административной, оперативной и т.д. деятельностью.

Для изучения данной темы следует изучить качества менеджера.

Личностно-деловые качества менеджера в значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя формируется в результате его обучения; приобретения практических навыков, умения и привычек. Опыт - это профессиональное мастерство, которое в значительной

мере зависит от стажа работы.

Управленческие способности - это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, а предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение друг их людей и т.п.

Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера, можно подразделить на четыре группы:

1. Профессиональная  компетентность, т.е. теоретические познания в области управлении, экономики. права; аналитические способности;

педагогические навыки и умение объективно оценивать способности подчиненных; собственные трудовые навыки

2. Организаторские способности. Это понятие охватывает умение четко определить цель деятельности объекта управления и грамотно поставить задачу перед подчиненными, умение планировать свою работу и работу подчиненных, способность координировать деятельность подразделений, умение делегировать полномочия, а также энергичность и предприимчивость в принятии и реализации решений.

3 Морально-этическая зрелость предполагает честность, порядочность, верность данному слову, соблюдение принципов морали и этики, чувство ответственности и самокритичность, сознательность и дисциплинированность, соблюдение интересов общества и коллектива.

4.Личные качества. Это прежде всего, коммуникабельность, обаяние, доброжелательность, уравновешенность и др.

Существуют различные способы оценки профессиональной пригодности менеджера. Это и изучение документов, характеризующих данную личность, личная беседа с претендентом на руководящую должность и анкетирование и т.п. Научную оценку профессиональной пригодности менеджера могут дать специальные тесты, составленные профессиональными психологами. Такие тесты широко применяются за рубежом. Обычно эти тесты охватывают значительный спектр личностно-деловых качеств претендента на руководящую должность, но они, как правило, отличаются значительными объемами (250-500 вопросов). Их заполнение требует больших затрат времени, а полученные результаты не всегда соответствуют действительности

Данная тема включает знания студентами составляющих самоменеджмента.

Одним из важнейших факторов эффективности работы менеджера является способность планировать свою работу, нормировать  затраты и сокращать потери рабочею времени.

Более глубоко изучить элементы самоменеджмента вы можете по учебнику Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности - Изд. Высшая школа. 2012 г. (библиотека, читальный зал НТЭК)

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой понятие «опыт» и «способности» менеджера?

2.  Какими качествами должен обладать менеджер?

3. Как оценить профессиональную пригодность менеджера?

4. Назовите основные виды деятельности менеджера.

 



2019-11-21 199 Обсуждений (0)
Тема 7. Управление конфликтами и стрессами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Управление конфликтами и стрессами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)