Специфика и методы исследования семьи.
Несмотря на возросший интерес к изучению семьи со стороны различных наук (педагогики, психологии, социологии), многие важные педагогические и психологические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это связано с наличием большого количества факторов, от которых зависит воспитание ребенка в семье, трудностей методического характера. Особенности и трудности при исследовании семьи: 1. Интимный характер жизни и отношений. Исследование можно проводить только с согласия всех членов семьи. 2.Каждая семья уникальна и неповторима. Семьи отличаются образовательным, культурным уровнем, жизненным опытом, умением организовать деятельность детей и т.д. 3.Необходимо использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, т.к. один метод не дает полной объективной картины. 4.Исследовательская работа требует продолжительного времени. В семье исследователь может встретиться с непредвиденными обстоятельствами, которые трудно регулировать или изменять (занятость родителей, отъезд, семейные проблемы и т.д.). 5.Сложность заключается в установлении связи с родителями для выяснения картины семейного воспитания, семейного уклада, семейных отношений т.е. «вхождения в семью». 6.Организация общения со всеми членами семьи: отцом, матерью, бабушками, дедушками и т.д. 7. Фиксация материала в условиях семьи. Не следует вести записи во время бесед с родителями. Исследователь привлекает родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и продолжается в условиях семьи. Методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватными. Примерный план изучения семейного воспитания:(В.В.Котырло, Т.А.Куликова) I.Важнейшие сведения о «семье: - состав семьи;- образование родителей и других членов семьи; - профессии родителей и членов семьи;- увлечение (хобби) родителей. II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье: -тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный); -характер отношений (изменчивый, противоречивый); - позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность). III. Цель и задачи семейного воспитания детей. IV. Приоритеты семьи в воспитании детей: - здоровье, здоровый образ жизни; - раннее образование детей; - развитие нравственных качеств; - развитие умственных способностей. V. Особенности семейного воспитания: - степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей; -степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию); - отсутствие целенаправленного семейного воспитания. VI. Организация совместных форм деятельности в семье: - вовлечение детей в общие семейные дела; - разобщенность родителей и детей в семейных делах; - отстранение детей от семейных дел; - дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье. VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.): - степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая); - все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение. VIII. Уровень педагогической культуры родителей: - наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей; - ограниченность в психолого-педагогических знаниях; - негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний. Основные методы изучения семьи и семейного воспитания: 1.Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. В процессе наблюдения: 1) ставится задача; 2) составляется план; 3) идет фиксация данных; 4) следует обработка зафиксированных данных; 5) делаются соответствующие выводы. Виды наблюдения: - включенное – экспериментатор на определенное время становится участником деятельности, проходящей в семье;- невключенное – наблюдение со стороны; - открытое или скрытое – члены семьи знают о наблюдении или не подозревают об этом; - полевое или лабораторное – при полевом объектом явл. реальный процесс в условиях семьи, при лабораторном-специально созданная экспериментальная модель. На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.). 2. Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания. 3.Метод анкетирования — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов. Виды проведения анкетирования: 1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам); 2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам). Типы анкет: 1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый); 2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов); 3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему). 4. Метод опроса. Интервьюирование— способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом. Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами. Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона). Беседа — свободный диалог на определенную тему. Задача исследователя – вызвать собеседника на откровенный разговор. 5.Социометрический метод. Позволяет выяснить взаимоотношения при помощи «выбора в действии».Ребенку предлагают подарить подарки (различные предметы) членам семьи. По распределению подарков видно, к кому ребенок больше привязан. Данные этой методики частично пополняют знания о ребенке, его семье. 6. Естественные, воображаемые и специально создаваемые ситуации. Помогают констатировать изучаемое явление в статике и в динамике с целью изучения и определения сдвигов в воспитании. Ситуации должны быть близки детям по содержанию, иметь игровой характер. (Методика завершения рассказов, закончи предложение, рассказ, плохой сон и т.д.). 7. Методики с использованием картинок. «Чем я порадую маму (папу, бабушку) и чем могу огорчить»; относится к проективным методикам. Методика комментирования картинок. 8.Методы изучения продуктов деятельности ребенка. Позволяет собрать факты, опираясь на анализ материальных продуктов психической деятельности. 9. Составление характеристик семьи и ребенка. Составляют экспериментатор и воспитатель независимо друг от друга, затем они сопоставляются. ТРЕБОВАНИЯ к личности исследователя: исследователь должен быть высокотактичным, чутким, расположенным к ребенку, доброжелательным, обладать социальной перцепцией (читать по лицу), личным обаянием, терпением, толерантностью. Он не должен указывать родителям на их ошибки, обсуждать или осуждать личность родителей и детей. Исследователь должен уважительно относиться к опыту родителей, верить, что семья способна к позитивным изменениям, учитывать интересы детей и родителей. Основной девиз исследователя «Не навреди».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |