Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика и методы исследования семьи.



2019-11-21 643 Обсуждений (0)
Специфика и методы исследования семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на возросший интерес к изучению семьи со стороны различных наук (педагогики, психологии, социологии), многие важные педагогические и психологические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это связано с наличием большого количества факторов, от которых зависит воспитание ребенка в семье, трудностей методического характера.

Особенности и трудности при исследовании семьи:

1. Интимный характер жизни и отношений. Исследование можно проводить только с согласия всех членов семьи.

2.Каждая семья уникальна и неповторима. Семьи отличаются образовательным, культурным уровнем, жизненным опытом, умением организовать деятельность детей и т.д.

3.Необходимо использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, т.к. один метод не дает полной объективной картины.

4.Исследовательская работа требует продолжительного времени. В семье исследователь может встретиться с непредвиденными обстоятельствами, которые трудно регулировать или изменять (занятость родителей, отъезд, семейные проблемы и т.д.).

5.Сложность заключается в установлении связи с родителями для выяснения картины семейного воспитания, семейного уклада, семейных отношений т.е. «вхождения в семью».

6.Организация общения со всеми членами семьи: отцом, матерью, бабушками, дедушками и т.д.

7. Фиксация материала в условиях семьи. Не следует вести записи во время бесед с родителями.

Исследователь привлекает родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и продолжается в условиях семьи.

Методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватными.

Примерный план изучения семейного воспитания:(В.В.Котырло, Т.А.Куликова)

I.Важнейшие сведения о «семье: - состав семьи;- образование родителей и других членов семьи; - профессии родителей и членов семьи;- увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжела­тельный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей: - здоровье, здоровый образ жизни; - раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств; - развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласован­ность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную вос­питательную функцию); - отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение детей в общие семейные дела; - разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различ­ных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному уч­реждению, школе, гимназии, лицею и др.):

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, прак­тических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

- негативное отношение к приобретению психолого-педагогичес­ких знаний.

Основные методы изучения семьи и семейного вос­питания:

1.Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблю­даемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения: 1) ставится задача; 2) составляется план; 3) идет фиксация данных; 4) следует обработка зафиксированных дан­ных; 5) делаются соответствующие выводы.

Виды наблюдения:

- включенное – экспериментатор на определенное время становится участником деятельности, проходящей в семье;- невключенное – наблюдение со стороны; - открытое или скрытое – члены семьи знают о наблюдении или не подозревают об этом; - полевое или лабораторное – при полевом объектом явл. реальный процесс в условиях семьи, при лабораторном-специально созданная экспериментальная модель.

На основании зарегистрированных данных производится количествен­ный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют со­бой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе по­лученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, бесе­да, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

2. Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочине­ния "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть чер­ты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, пе­дагог может более точно и объективно составить независимую харак­теристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

3.Метод анкетирования — пись­менный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непос­редственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респонден­там).

Типы анкет:

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предо­ставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

4. Метод опроса. Интервьюирование— способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про­исходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регла­ментируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин­тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим спо­собом (на пленку магнитофона, диктофона).

Беседа — свободный диалог на определенную тему. Задача исследователя – вызвать собеседника на откровенный разговор.

5.Социометрический метод. Позволяет выяснить взаимоотношения при помощи «выбора в действии».Ребенку предлагают подарить подарки (различные предметы) членам семьи. По распределению подарков видно, к кому ребенок больше привязан. Данные этой методики частично пополняют знания о ребенке, его семье.

6. Естественные, воображаемые и специально создаваемые ситуации. Помогают констатировать изучаемое явление в статике и в динамике с целью изучения и определения сдвигов в воспитании. Ситуации должны быть близки детям по содержанию, иметь игровой характер. (Методика завершения рассказов, закончи предложение, рассказ, плохой сон и т.д.).

7. Методики с использованием картинок. «Чем я порадую маму (папу, бабушку) и чем могу огорчить»; относится к проективным методикам. Методика комментирования картинок.

8.Методы изучения продуктов деятельности ребенка. Позволяет собрать факты, опираясь на анализ материальных продуктов психической деятельности.

9. Составление характеристик семьи и ребенка. Составляют экспериментатор и воспитатель независимо друг от друга, затем они сопоставляются.

ТРЕБОВАНИЯ к личности исследователя: исследователь должен быть высокотактичным, чутким, расположенным к ребенку, доброжелательным, обладать социальной перцепцией (читать по лицу), личным обаянием, терпением, толерантностью. Он не должен указывать родителям на их ошибки, обсуждать или осуждать личность родителей и детей. Исследователь должен уважительно относиться к опыту родителей, верить, что семья способна к позитивным изменениям, учитывать интересы детей и родителей. Основной девиз исследователя «Не навреди».

 



2019-11-21 643 Обсуждений (0)
Специфика и методы исследования семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика и методы исследования семьи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)