Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.



2019-11-21 432 Обсуждений (0)
Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Преемственность понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает

базисное развитие ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Преемственность - внутренняя органическая связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова).

Проблема преемственности – одна из главных проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Преемственность нужна для всех звеньев цепи образования, но особенно она необходима и важна на начальных этапах образовательной работы с детьми, в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При переходе из детского сада в школу резко меняются условия жизни ребенка, формы и виды деятельности, среда, в которой он до этого жил, развивался. Эта среда была максимально приспособлена к его психофизио-

логическим и возрастным особенностям и возможностям.

Философскими и концептуальными основами преемственности ДО и НОО являются «Концепция дошкольного воспитания» и «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», в которых отражены личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком, принципы гуманистической педагогики и психологии.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) определены уровни общего образования. Впервые дошкольное образование получило определенный статус – первый уровень системы

непрерывного образования.

В п. 1.63 ФГОС ДО говорится о преемственности основных образовательных программ как преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

По мнению Н. Ф. Виноградовой, преемственность – это:

1. Определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии.

2. Связь и согласованность каждого компонента педагогической системы через осуществление преемственных и перспективных связей.Преемственность дошкольного и начального образования рассматривается как педагогический процесс обеспечения закономерной связи междуэтапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из ДОУ в школу.

Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков). Преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

 Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

Успех реализации преемственности ДО и НО во многом определяется профессиональным мастерством педагога, его компетентностью построить свою деятельность, основываясь на принципах преемственности и непрерывного образования.

Взаимосвязь дошкольного и начального образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;

– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

– стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

– развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

– формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);

– развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;

– развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

– совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

– специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

– индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Т.О. преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

- посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка.

Процесс преемственности дошкольного и начального образования двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.

 



2019-11-21 432 Обсуждений (0)
Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)