Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Преемственность понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка. Преемственность - внутренняя органическая связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Проблема преемственности – одна из главных проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Преемственность нужна для всех звеньев цепи образования, но особенно она необходима и важна на начальных этапах образовательной работы с детьми, в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. При переходе из детского сада в школу резко меняются условия жизни ребенка, формы и виды деятельности, среда, в которой он до этого жил, развивался. Эта среда была максимально приспособлена к его психофизио- логическим и возрастным особенностям и возможностям. Философскими и концептуальными основами преемственности ДО и НОО являются «Концепция дошкольного воспитания» и «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», в которых отражены личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком, принципы гуманистической педагогики и психологии. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) определены уровни общего образования. Впервые дошкольное образование получило определенный статус – первый уровень системы непрерывного образования. В п. 1.63 ФГОС ДО говорится о преемственности основных образовательных программ как преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. По мнению Н. Ф. Виноградовой, преемственность – это: 1. Определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии. 2. Связь и согласованность каждого компонента педагогической системы через осуществление преемственных и перспективных связей.Преемственность дошкольного и начального образования рассматривается как педагогический процесс обеспечения закономерной связи междуэтапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из ДОУ в школу. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков). Преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Успех реализации преемственности ДО и НО во многом определяется профессиональным мастерством педагога, его компетентностью построить свою деятельность, основываясь на принципах преемственности и непрерывного образования. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства: – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия; – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста); – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.); – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию; – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); – специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. Т.О. преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению. Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества: – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе; – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка; – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы; – анализу результатов совместной деятельности. - посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Процесс преемственности дошкольного и начального образования двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |