Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика и анализ программы «Истоки» с позиции ФГОС ДО.



2019-11-21 834 Обсуждений (0)
Характеристика и анализ программы «Истоки» с позиции ФГОС ДО. 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного образования. Коллектив авторов :

Т. И. Алиева, Е. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, Е.М. Волкова, Е.Б. Волосова, А.Н.Давидчук, Р. А .Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э.И. Леон-гард, С.Л.Новоселова; под ред. Парамоновой Л.А.

Программа представляет собой целостный документ, основными блоками которого являются: характеристика возраста (младенец, ранний и дошкольный возраст), общая целевая направленность работы по пяти образовательным областям, задачи и содержание образовательной работы с детьми для каждой возрастной группы, условия их реализации и результативность, представленная как в интегральных показателях развития детей, так и в базисных характеристиках развития личности ребенка, помогающих педагогу наблюдать за динамикой развития детей.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и результаты современных исследований:

Общая характеристика Программы

Специфику Программы составляет концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, на границе которых возникают и ярко проявляются основные достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Каждый из этих возрастов содержит интегральные показатели развития: здоровье, символико-моделирующие виды деятельности, общение, самообслуживание, познавательное развитие, эмоциональные проявления, Каждый из показателей прописан через конкретные проявления ребенка в разных видах деятельности. Эти показатели являются инструментом для педагога в определении актуального и потенциального развития детей, для выстраивания дальнейшей работы с ними.

Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон, что делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования в программе «Истоки» входят:— информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание – субъектно);— способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);— способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,— набор определенных личностных качеств: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.

В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Игра как ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений.

Содержание Программы. Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Принципы освоения содержания.

— реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

— интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей;

— создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

— наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая часть целого и т.п.) или природные (защитная приспособленность животных к жизни в определенных условиях — замирает, маскируется окраской и пр.).

— создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом;

— учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, неуверенность, нерешительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др.;

— учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое);

— создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в изготовлении карнавальных костюмов и т.п.);

— учет специфики в развитии мальчиков и девочек, выражающийся не в излишнем педалировании гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям, а в понимании того, например, что девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др.

Особенности организации образовательного процесса. Механизмом реализации задач, поставленных в программе «Истоки», является планирование работы с детьми, которое носит комплексно-тематический характер. Оно объединяет содержание разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст. Его освоение рассчитано на неделю. Образовательная деятельность выстраивается как целостная, осмысленная, интересная и понятная с точки зрения детского восприятия и, в то же время, позволяет эффективно решать образовательные задачи каждого направления развития.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Предлагаются эффективные технологии сопровождения воспитательной компетентности родителей в виде индивидуального консультирования, организации игровых ситуаций, создания информационных буклетов и выставок для родителей с учетом интересов и образовательных потребностей разных категорий родителей, общение через интернет-сайты и форумы.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л.Н.Павлова), развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М.Родина), творческому конструированию (Л. А. Парамонова), физическому развитию (М. А.Рунова), эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева), экологическому развитию (Н. А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

 



2019-11-21 834 Обсуждений (0)
Характеристика и анализ программы «Истоки» с позиции ФГОС ДО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика и анализ программы «Истоки» с позиции ФГОС ДО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)